Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 26.05.2020, опубликован на сайте 16.06.2020 под номером 88084, 2-я гражданская, о признании права на назначение страховой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Корсакова И.М.                                                          Дело № 33-1905/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      26 мая 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фоминой В.А.

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1-13/2020 по апелляционным жалобам Токаревой Татьяны Валентиновны и Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонного) на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 17 февраля 2020 года, по которому постановлено:

Исковые требования Токаревой Татьяны Валентиновны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) о признании права на назначение страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) включить Токаревой Татьяне Валентиновне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды отпуска по уходу за ребенком до достижения им трех лет с 13.10.1986 по 21.02.1988, с 22.09.1989 по 28.01.1991, с 29.01.1991 по 30.04.1992 в льготном исчислении - один год работы за один год шесть месяцев за работу в качестве среднего медицинского персонала в отделениях хирургического профиля.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Токарева Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) (далее ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе) о признании права на назначение страховой пенсии по старости.

Требования мотивированы тем, что решением начальника ГУ-УПФ РФ
в Новоспасском районе № 658 от 25.11.2019 ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ не менее 25 лет.

Вместе с тем, на момент обращения к ответчику у нее имелся льготный медицинский стаж более 25 лет, что подтверждается трудовой книжкой, справкой и свидетельскими показаниями. Согласно трудовой книжке и справке Р*** ***, она работала в указанном медицинском учреждении в должности медицинской сестры в хирургическом отделении стационара с 08.08.1984 по 01.03.1993, с 20.03.1995 по 30.06.1995, с 25.02.2011 по 11.10.2019, в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения - с 12.05.2009 по 08.09.2009, в должности медицинской сестры процедурного кабинета поликлиники - с 01.12.2009 по 25.02.2011.

Полагает, что периоды ее работы в должности медицинской сестры хирургического отделения стационара Р*** *** с 08.08.1984 по 01.03.1993, с 20.03.1995 по 30.06.1995, с 25.02.2011 по 11.10.2019 подлежат включению в специальный стаж с применением обоих льгот – один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца, один год работы медицинским персоналом отделений (палат) хирургического профиля стационаров за один год и 6 месяцев. Периоды работы в Р*** *** в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения с 12.05.2009 по 08.09.2009 и медицинской сестры процедурного кабинета поликлиники с 01.12.2009 по 25.02.2011 подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца работы как работа в сельской местности. Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 13.10.1986 по 21.02.1988, с 22.09.1989 по 28.01.1991, с 29.01.1989 по 30.04.1992 также подлежат включению в специальный стаж на льготных основаниях, поскольку они имели место до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». Период обучения в С*** м*** у*** с 01.08.1982 по 03.08.1984, по окончанию которого она была принята на должность медицинской сестры хирургического отделения Р*** ***, также подлежит включению в специальный льготный стаж – один год учебы за один год и девять месяцев. Считает, что на день обращения 11.10.2018 с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости ее стаж в льготном исчислении превышает требуемые 25 лет.

Просила признать решение ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе незаконным и отменить; обязать ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, периоды работы: в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 9 месяцев работы в должности медицинской сестры хирургического отделения стационара Р*** ***, включая периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком до 3 лет – с 08.08.1984 по 01.03.1993, с 20.03.1995 по 30.06.1995, с 25.02.2011 по 11.10.2019 как стаж работы в хирургическом отделении и сельской местности; в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца работы в должности медицинской сестры терапевтического отделения с 12.05.2009 по 08.09.2009 как стаж работы в сельской местности; в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца в должности медицинской сестры процедурного кабинета поликлиники с 01.12.2009 по 25.02.2011 как стаж работы в сельской местности; в льготном исчислении 1 год учебы за 1 год и 9 месяцев работы – время обучения в С*** м*** у***; признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, обязать ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 11.10.2019.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Токарева Т.В. не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, просит его отменить, и вынести новое решение. В обоснование жалобы указывает, что на момент обращения в пенсионный орган у нее имелся льготный медицинский стаж более 25 лет, что подтверждается трудовой книжкой, справкой и свидетельскими показаниями. Считает, что периоды ее работы в должности медсестры хирургического отделения стационара Радищевской ЦРБ с 08.08.1984 по 01.03.1993, с 20.03.1995 по 30.06.1995, с 25.02.2011 по 11.10.2019 подлежат включению в специальный стаж с применением двух льгот (один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца, медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля стационаров 1 год работы за 1 год и 6 месяцев), учитывая, что само постановление СМ РСФСР от 6 сентября 1991 № 464 не исключает возможность их одновременного применения. Отмечает, что п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, установлено, что исчисление стажа работы лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях, учреждений здравоохранения в должностях, согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселках городского типа (рабочем поселке) производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. Кроме того добавляет, что в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 № 677 отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж по специальности без каких-либо ограничений также на льготных основаниях, как и работа, которую она выполняла. Утверждает, что ее специальный стаж на день обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в льготном исчислении превышает требуемые 25 лет, в связи с чем право на пенсию у нее возникло с 11.10.2018.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе Токаревой Т.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что оспариваемое решение суда было вынесено с существенным нарушением норм материального права. Считает, что спорные периоды не могут быть исчислены в льготном порядке, поскольку согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, льготный порядок исчисления применяется только в отношении периодов работы. По мнению автора жалобы, период отпуска по уходу за ребенком не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность.

В возражениях на жалобу Токаревой Т.А. ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) просит решение суда в оспариваемой истцом части оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.10.2019 Токарева Т.В., *** года рождения, обратилась в ГУ –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения).

Решением ГУ – УПФ РФ в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) №*** от 25.11.2019 Токаревой Т.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости по указанному основанию в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа лечебной деятельности. По подсчетам пенсионного органа стаж лечебной деятельности Токаревой Т.В. на дату подачи ею заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости составил 21 год 5 месяцев 20 дней вместо установленных законом 25 лет лечебной деятельности в сельской местности.

При этом в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев пенсионным органом засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды: с 08.08.1984 по 12.10.1986 (03-03-08), с 22.02.1988 по 21.09.1989 (02-04-15), с 01.05.1992 по 01.03.1993 (01-03-02) в качестве медицинской сестры хирургического отделения в Р*** р*** б***; с 20.03.1995 по 30.06.1995 (00-05-02) в качестве медицинской сестры хирургического отделения в *** «Р*** ц*** р*** б***».

В календарном порядке пенсионным органом засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды с 13.10.1986 по 21.02.1988 (01-04-09), с 22.09.1989 по 30.04.1992 (02-07-09) в качестве медицинской сестры хирургического отделения в Р*** р*** б***; с 12.05.2009 по 08.09.2009 (00-03-27), с 01.12.2009 по 01.09.2017 (07-09-00), с 03.09.2017 по 10.10.2019 (02-01-08) в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения, медицинской сестры процедурной поликлиники, палатной медицинской сестры хирургического отделения *** «Р*** ***» (*** «Р*** ц*** р*** б***», *** «Р*** р*** б***»).

Не согласившись с данным решением, Токарева Т.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования Токаревой Т.В. в части льготного исчисления периодов нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком до трех лет с 13.10.1986 по 21.02.1988, с 22.09.1989 по 28.01.1991, с 29.01.1991 по 30.04.1992 как один год работы за один год шесть месяцев за работу в качестве в качестве медицинской сестры хирургического отделения в Р*** р*** б***, суд первой инстанции правомерно сослался на пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которому при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Поскольку периоды нахождения Токаревой Т.В. в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора, трех лет (13.10.1986 по 21.02.1988, с 22.09.1989 по 28.01.1991, с 29.01.1991 по 30.04.1992) имели место до 06.10.1992, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении - один год работы за один год шесть месяцев за работу в качестве среднего медицинского персонала в отделениях хирургического профиля.

Доводы жалобы ответчика об обратном судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.

Таким образом, решение суда в этой части является законным и отмене не подлежит.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований Токаревой Т.В. в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов ее работы в должности медицинской сестры хирургического отделения с*** Р*** *** с 08.08.1984 по 01.03.1993, с 20.03.1995 по 30.06.1995, с 25.02.2011 по 11.10.2019, периода обучения в С*** м*** у*** с 01.08.1982 по 03.08.1984 как один год работы за один год и 9 месяцев, а также в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения Р*** *** с 12.05.2009 по 08.09.2009 и медицинской сестры процедурного кабинета поликлиники с 01.12.2009 по 25.02.2011 как 1 год работы за 1 год и 3 месяца и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 11 октября 2019 года суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Пунктом 2 постановления от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:

работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца;

врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам-судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно, и действовавшему в спорные периоды работы Токаревой Т.В.), право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Из приведенных нормативных положений постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 и утвержденного им Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, следует, что для врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения устанавливалось льготное исчисление сроков выслуги как один год и 3 месяца за один год работы в сельской местности или поселках городского типа. Для отдельных категорий работников, в частности врачей-хирургов, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, предусматривалась льгота в исчислении сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. При этом правовое регулирование, закрепляющее такие льготы, возможность их суммирования не устанавливало.

В связи с этим вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для одновременного применения двух льгот, их суммирования, является правильным, поскольку нормативные правовые акты, действовавшие в периоды трудовой деятельности Токаревой Т.В. до 1 ноября 1999 года, не содержат норм, предусматривающих возможность одновременного применения для работников здравоохранения двух льгот в виде льготного исчисления периодов работы в сельской местности и в отделениях хирургического профиля стационаров в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

В силу пункта 5 Правил от 29 октября 2002 года № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений от 29 октября 2002 года № 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 данных правил.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» пункта 5 Правил от 29 октября 2002 года №781. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы (абзац второй подпункта «б» пункта 5 Правил от 29 октября 2002 года № 781).

Исходя из указанных норм права льготное суммирование стажа для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, возможно только при наличии смешанного стажа, то есть при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке).

По причине введения такого правового регулирования после окончания спорных периодов работы Токаревой Т.В. в занимаемых ею должностях среднего медицинского персонала отделения хирургического профиля стационара и с учетом того, что весь период трудовой деятельности истицы проходил в сельской местности, следовательно, смешанный стаж работы у нее отсутствует, выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для применения к спорным периодам работы Токаревой Т.В., имевшим место до 1 ноября 1999 года, одновременно двух льготных порядков подсчета специального стажа лечебной деятельности по охране здоровья населения являются правомерными.

Доводы апелляционной жалобы Токаревой Т.В. о наличии оснований для исчисления спорных периодов ее работы в льготном порядке с применением двух льгот - в связи с работой в должности медицинской сестры хирургического отделения стационара Р*** ***, а также в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения Р*** *** и медицинской сестры процедурного кабинета поликлиники как 1 год работы за 1 год и 3 месяца в силу вышеизложенного, не являются основанием для отмены решения суда.

Требования истицы о включении периода ее учебы в С*** м*** у*** с 01.09.1982 по 05.07.1984 в специальный стаж разрешены судом правильно, оснований для включения указанного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не имеется, поскольку включение периода обучения в медицинском училище не предусмотрено ранее действовавшим пенсионным законодательством (Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397), а также Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца Токаревой Т.В., не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения, поскольку аналогичны доводам, приведенным в обоснование иска, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в принятом решении.

Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба истца не содержит.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 17 февраля 2020 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Токаревой Татьяны Валентиновны и Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонного) – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Радищевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи: