УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Корсакова И.М. Дело № 33-1905/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
26 мая 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фоминой В.А.
судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.
при секретаре Абросимовой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1-13/2020
по апелляционным жалобам Токаревой Татьяны Валентиновны и Государственного
учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском
районе Ульяновской области (межрайонного) на решение Радищевского районного
суда Ульяновской области от 17 февраля 2020 года, по которому постановлено:
Исковые требования Токаревой Татьяны Валентиновны к
Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Новоспасском
районе Ульяновской области (межрайонное) о признании права на назначение
страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного
фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области
(межрайонное) включить Токаревой Татьяне Валентиновне в специальный стаж,
дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды
отпуска по уходу за ребенком до достижения им трех лет с 13.10.1986 по
21.02.1988, с 22.09.1989 по 28.01.1991, с 29.01.1991 по 30.04.1992 в льготном
исчислении - один год работы за один год шесть месяцев за работу в качестве
среднего медицинского персонала в отделениях хирургического профиля.
В удовлетворении остальной части исковых требований
отказать.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Токарева
Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению
Пенсионного фонда РФ в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное)
(далее ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе) о признании права на назначение
страховой пенсии по старости.
Требования
мотивированы тем, что решением начальника ГУ-УПФ РФ
в Новоспасском районе № 658 от 25.11.2019 ей отказано в назначении страховой
пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемого
стажа на соответствующих видах работ не менее 25 лет.
Вместе с
тем, на момент обращения к ответчику у нее имелся льготный медицинский стаж
более 25 лет, что подтверждается трудовой книжкой, справкой и свидетельскими
показаниями. Согласно трудовой книжке и справке Р*** ***, она работала в
указанном медицинском учреждении в должности медицинской сестры в хирургическом
отделении стационара с 08.08.1984 по 01.03.1993, с 20.03.1995 по 30.06.1995, с
25.02.2011 по 11.10.2019, в должности палатной медицинской сестры
терапевтического отделения - с 12.05.2009 по 08.09.2009, в должности
медицинской сестры процедурного кабинета поликлиники - с 01.12.2009 по
25.02.2011.
Полагает,
что периоды ее работы в должности медицинской сестры хирургического отделения
стационара Р*** *** с 08.08.1984 по 01.03.1993, с 20.03.1995 по 30.06.1995, с
25.02.2011 по 11.10.2019 подлежат включению в специальный стаж с применением
обоих льгот – один год работы в сельской местности или поселке городского типа
(рабочем поселке) за один год и 3 месяца, один год работы медицинским
персоналом отделений (палат) хирургического профиля стационаров за один год и 6
месяцев. Периоды работы в Р*** *** в должности палатной медицинской сестры
терапевтического отделения с 12.05.2009 по 08.09.2009 и медицинской сестры
процедурного кабинета поликлиники с 01.12.2009 по 25.02.2011 подлежат включению
в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца
работы как работа в сельской местности. Периоды нахождения в отпуске по
беременности и родам с 13.10.1986 по 21.02.1988, с 22.09.1989 по 28.01.1991, с
29.01.1989 по 30.04.1992 также подлежат включению в специальный стаж на
льготных основаниях, поскольку они имели место до вступления в силу Закона РФ
от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о
труде РСФСР». Период обучения в С*** м*** у*** с 01.08.1982 по 03.08.1984, по
окончанию которого она была принята на должность медицинской сестры
хирургического отделения Р*** ***, также подлежит включению в специальный
льготный стаж – один год учебы за один год и девять месяцев. Считает, что на
день обращения 11.10.2018 с заявлением о назначении досрочной пенсии по
старости ее стаж в льготном исчислении превышает требуемые 25 лет.
Просила
признать решение ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе незаконным и отменить; обязать
ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе включить в специальный трудовой стаж, дающий
право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного
возраста, периоды работы: в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 9 месяцев
работы в должности медицинской сестры хирургического отделения стационара Р*** ***,
включая периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком до 3 лет – с
08.08.1984 по 01.03.1993, с 20.03.1995 по 30.06.1995, с 25.02.2011 по
11.10.2019 как стаж работы в хирургическом отделении и сельской местности; в
льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца работы в должности
медицинской сестры терапевтического отделения с 12.05.2009 по 08.09.2009 как
стаж работы в сельской местности; в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3
месяца в должности медицинской сестры процедурного кабинета поликлиники с
01.12.2009 по 25.02.2011 как стаж работы в сельской местности; в льготном
исчислении 1 год учебы за 1 год и 9 месяцев работы – время обучения в С*** м***
у***; признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, обязать
ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе назначить досрочную трудовую пенсию по старости
с 11.10.2019.
Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Токарева Т.В. не соглашается с
решением суда, считает его незаконным и необоснованным, просит его отменить, и
вынести новое решение. В обоснование жалобы указывает, что на момент обращения
в пенсионный орган у нее имелся льготный медицинский стаж более 25 лет, что
подтверждается трудовой книжкой, справкой и свидетельскими показаниями.
Считает, что периоды ее работы в должности медсестры хирургического отделения
стационара Радищевской ЦРБ с 08.08.1984 по 01.03.1993, с 20.03.1995 по
30.06.1995, с 25.02.2011 по 11.10.2019 подлежат включению в специальный стаж с
применением двух льгот (один год работы в сельской местности или поселке
городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца, медицинский персонал
отделений (палат) хирургического профиля стационаров 1 год работы за 1 год и 6
месяцев), учитывая, что само постановление СМ РСФСР от 6 сентября 1991 № 464 не
исключает возможность их одновременного применения. Отмечает, что п. 5 Правил,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, установлено,
что исчисление стажа работы лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по
охране здоровья населения в структурных подразделениях, учреждений
здравоохранения в должностях, согласно перечню в городе, в сельской местности и
в поселках городского типа (рабочем поселке) производится с применением
льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и
подпунктом «б» настоящего пункта. Кроме того добавляет, что в соответствии с
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 № 677 отпуск по
уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и
непрерывный трудовой стаж, а также в стаж по специальности без каких-либо
ограничений также на льготных основаниях, как и работа, которую она выполняла.
Утверждает, что ее специальный стаж на день обращения с заявлением о назначении
досрочной пенсии по старости в льготном исчислении превышает требуемые 25 лет,
в связи с чем право на пенсию у нее возникло с 11.10.2018.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение –
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе
Ульяновской области (межрайонное) не соглашается с решением суда, просит его
отменить и принять новое решение об отказе Токаревой Т.В. в удовлетворении
исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что
оспариваемое решение суда было вынесено с существенным нарушением норм
материального права. Считает, что спорные периоды не могут быть исчислены в
льготном порядке, поскольку согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, льготный
порядок исчисления применяется только в отношении периодов работы. По мнению
автора жалобы, период отпуска по уходу за ребенком не может рассматриваться как
соответствующая профессиональная деятельность.
В возражениях на жалобу Токаревой Т.А. ГУ-УПФ РФ в
Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) просит решение суда в
оспариваемой истцом части оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени
рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на
основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение
дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,
судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях
относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, 11.10.2019 Токарева Т.В., *** года рождения, обратилась в ГУ
–Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе
Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой
пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28
декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения).
Решением ГУ – УПФ РФ в Новоспасском районе Ульяновской
области (межрайонное) №*** от 25.11.2019 Токаревой Т.В. отказано в назначении
страховой пенсии по старости по указанному основанию в связи с отсутствием
требуемой продолжительности стажа лечебной деятельности. По подсчетам
пенсионного органа стаж лечебной деятельности Токаревой Т.В. на дату подачи ею
заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости составил 21 год 5
месяцев 20 дней вместо установленных законом 25 лет лечебной деятельности в
сельской местности.
При этом в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6
месяцев пенсионным органом засчитаны
в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по
старости, следующие периоды: с 08.08.1984 по 12.10.1986 (03-03-08), с
22.02.1988 по 21.09.1989 (02-04-15), с 01.05.1992 по 01.03.1993 (01-03-02) в
качестве медицинской сестры хирургического отделения в Р*** р*** б***; с 20.03.1995
по 30.06.1995 (00-05-02) в качестве медицинской сестры хирургического отделения
в *** «Р*** ц*** р*** б***».
В
календарном порядке пенсионным органом засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости, следующие периоды с 13.10.1986 по 21.02.1988
(01-04-09), с 22.09.1989 по 30.04.1992 (02-07-09) в качестве медицинской сестры
хирургического отделения в Р*** р*** б***; с 12.05.2009 по 08.09.2009
(00-03-27), с 01.12.2009 по 01.09.2017 (07-09-00), с 03.09.2017 по 10.10.2019
(02-01-08) в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения,
медицинской сестры процедурной поликлиники, палатной медицинской сестры
хирургического отделения *** «Р*** ***» (*** «Р*** ц*** р*** б***», *** «Р*** р***
б***»).
Не
согласившись с данным решением, Токарева Т.В. обратилась в суд с настоящим
иском.
Удовлетворяя исковые требования Токаревой Т.В. в части
льготного исчисления периодов нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком
до трех лет с 13.10.1986 по 21.02.1988, с 22.09.1989 по 28.01.1991, с
29.01.1991 по 30.04.1992 как один год работы за один год шесть месяцев за
работу в качестве в качестве
медицинской сестры хирургического отделения в Р*** р*** б***, суд первой
инстанции правомерно сослался на пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с
реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которому при разрешении
споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в
отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если
указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ
от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о
труде Российской Федерации», с принятием которого нахождения в отпуске по уходу
за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии
на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку
периоды нахождения Токаревой Т.В. в отпусках по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора, трех лет (13.10.1986 по 21.02.1988, с 22.09.1989 по
28.01.1991, с 29.01.1991 по 30.04.1992) имели место до 06.10.1992, суд первой
инстанции обоснованно обязал ответчика включить в специальный стаж, дающий
право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в
льготном исчислении - один год работы за один год шесть месяцев за работу в
качестве среднего медицинского персонала в отделениях хирургического профиля.
Доводы
жалобы ответчика об обратном судебной коллегией отклоняются как основанные на
неверном толковании норм материального права.
Таким образом, решение суда в этой части является законным и
отмене не подлежит.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных
требований Токаревой Т.В. в части включения в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, периодов ее работы в
должности медицинской сестры хирургического отделения с*** Р*** *** с
08.08.1984 по 01.03.1993, с 20.03.1995 по 30.06.1995, с 25.02.2011 по
11.10.2019, периода обучения в С*** м*** у*** с 01.08.1982 по 03.08.1984 как
один год работы за один год и 9 месяцев, а также в должности палатной
медицинской сестры терапевтического отделения Р*** *** с 12.05.2009 по
08.09.2009 и медицинской сестры процедурного кабинета поликлиники с 01.12.2009
по 25.02.2011 как 1 год работы за 1 год и 3 месяца и назначении
досрочной страховой пенсии по старости с 11 октября 2019 года суд первой
инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно
пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения
требований, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан
Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28
декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины,
достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по
старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №
400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28
декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного
закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере
не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской
местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской
местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их
возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013
года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств,
профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом
которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1
данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня
вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на
соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с
законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы
(деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня
вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с
применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим
при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4
ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного
закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля
2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно
назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы
(деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного
постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых
засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом
20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от
29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей,
специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая
пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии
со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства
Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и
Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001
года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный
постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об
утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением
положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для
учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года
по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в
которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета
Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет
работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета
периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Пунктом 2 постановления от 6 сентября 1991 года № 464 «Об
утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусмотрено,
что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических
учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской
местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3
месяца;
врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому
персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров,
врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений
(групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной
терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений
общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских
патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных
бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия
трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей,
удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и
биопсийного материала, врачам-судебно-медицинским экспертам, среднему
медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро
судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие,
исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один
год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно Списку профессий и должностей работников
здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная
работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу
лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991
года № 464 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности,
имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года
включительно, и действовавшему в спорные периоды работы Токаревой Т.В.), право
на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо
от наименования должности лечебно-профилактических и
санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Из приведенных нормативных положений постановления Совета
Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 и утвержденного им Списка
профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, следует, что для
врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения
устанавливалось льготное исчисление сроков выслуги как один год и 3 месяца за
один год работы в сельской местности или поселках городского типа. Для отдельных
категорий работников, в частности врачей-хирургов, среднего медицинского
персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров,
предусматривалась льгота в исчислении сроков выслуги - один год работы в этих
должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. При этом правовое
регулирование, закрепляющее такие льготы, возможность их суммирования не
устанавливало.
В связи с этим вывод суда первой инстанции об отсутствии
оснований для одновременного применения двух льгот, их суммирования, является
правильным, поскольку нормативные правовые акты, действовавшие в периоды
трудовой деятельности Токаревой Т.В. до 1 ноября 1999 года, не содержат норм,
предусматривающих возможность одновременного применения для работников
здравоохранения двух льгот в виде льготного исчисления периодов работы в
сельской местности и в отделениях хирургического профиля стационаров в целях
досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В силу пункта 5 Правил от 29 октября 2002 года № 781 периоды
работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений
от 29 октября 2002 года № 781, засчитываются в стаж работы в календарном
порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка
исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по
охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской
местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской
местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в
указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений
здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы
засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в
стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в
отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи),
перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных
подразделениях), указанных в пункте 6 данных правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и
иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях
учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской
местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с
применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом
«а», так и подпунктом «б» пункта 5 Правил от 29 октября 2002 года №781. При
этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному
периоду работы (абзац второй подпункта «б» пункта 5 Правил от 29 октября 2002
года № 781).
Исходя из указанных норм права льготное суммирование стажа
для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения, возможно только при наличии смешанного
стажа, то есть при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности
и в поселке городского типа (рабочем поселке).
По причине введения такого правового регулирования после
окончания спорных периодов работы Токаревой Т.В. в занимаемых ею должностях
среднего медицинского персонала отделения хирургического профиля стационара и с
учетом того, что весь период трудовой деятельности истицы проходил в сельской
местности, следовательно, смешанный стаж работы у нее отсутствует, выводы суда
первой инстанции об отсутствии правовых оснований для применения к спорным
периодам работы Токаревой Т.В., имевшим место до 1 ноября 1999 года,
одновременно двух льготных порядков подсчета специального стажа лечебной
деятельности по охране здоровья населения являются правомерными.
Доводы апелляционной жалобы Токаревой Т.В. о наличии
оснований для исчисления спорных периодов ее работы в льготном порядке с
применением двух льгот - в связи с работой в должности медицинской сестры
хирургического отделения
стационара Р*** ***, а также в должности палатной медицинской сестры
терапевтического отделения Р*** *** и медицинской сестры процедурного кабинета
поликлиники как 1 год работы за 1 год и 3 месяца в силу вышеизложенного,
не являются основанием для отмены решения суда.
Требования истицы о включении периода ее учебы в С*** м*** у***
с 01.09.1982 по 05.07.1984 в специальный стаж разрешены судом правильно,
оснований для включения указанного периода в стаж, дающий право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не
имеется, поскольку включение периода обучения в медицинском училище не
предусмотрено ранее действовавшим пенсионным законодательством (Постановлением
Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397), а также Федеральным законом № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях».
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца Токаревой
Т.В., не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения, поскольку
аналогичны доводам, приведенным в обоснование иска, были предметом исследования
суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в принятом решении.
Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь
отмену решения суда, апелляционная жалоба истца не содержит.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный закон применены судом
правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционных жалоб не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от
17 февраля 2020 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Токаревой
Татьяны Валентиновны и Государственного учреждения - Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области
(межрайонного) – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Радищевский районный суд Ульяновской
области.
Председательствующий
Судьи: