Судебный акт
Приговор суда изменен, исключено из описательно – мотивировочной части приговора указание на неоднократное привлечение осужденного к уголовной и административной ответственности
Документ от 03.06.2020, опубликован на сайте 11.06.2020 под номером 88052, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.4, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Пртюков В.Д.

                       Дело № 22-994/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск

                            3 июня 2020 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Кислицы М.Н.,

судей Давыдова Ж.А., Басырова Н.Н.,

с участием прокурора Чубаровой О.В.,

осужденного Мартынова А.Н. и его защитника – адвоката Шабанова С.С.,

при секретаре Толмачевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобам осужденного Мартынова А.Н. на приговор Ульяновского районного суда Ульяновской области от 8 апреля 2020 года, которым

 

МАРТЫНОВ Андрей Николаевич,

***, судимый:

- 15 апреля 2010 года приговором Ульяновского районного суда Ульяновской области по ч. 1 ст. 162 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 5 лет, освободившийся по отбытии срока наказания 31 декабря 2014 года,

 

осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 10 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

 

Постановлено:

- меру пресечения Мартынову А.Н. в виде заключения под стражу оставить без изменения и до вступления приговора в законную силу содержать его в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Ульяновской области;

- срок отбывания наказания  исчислять со дня вступления настоящего приговора в законную силу;

- в соответствии с п. «а» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2018г. № 186-ФЗ) зачесть Мартынову А.Н. в срок отбывания назначенного ему настоящим приговором наказания в виде лишения свободы  время его содержания под стражей по настоящему делу, то есть период со дня задержания его в порядке ст. 91 УПК РФ 26 ноября 2019 года по день вступления настоящего приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима;

- взыскать с Мартынова А.Н. в пользу О*** Н.В. в счет возмещения компенсации морального вреда  600 000  рублей.

 

Приговором решен вопрос о вещественных доказательствах и процессуальных издержках. 

 

Апелляционное представление, принесенное государственным обвинителем Салиховым Э.Р., отозвано в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 3898 УПК РФ.

 

Заслушав доклад судьи Давыдова Ж.А., изложившего содержание приговора и существо апелляционных жалоб, выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Мартынов А.Н. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Б*** Е.А., опасного для жизни человека, с применением предметов, используемых в качестве оружия, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего.

 

Преступление совершено 24 ноября 2019 года  в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

 

В апелляционных жалобах, ссылаясь на Конституцию РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, статьи УПК РФ, осужденный Мартынов А.Н. не соглашается с выводами суда, считает их не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на показаниях заинтересованных лиц, родственников потерпевшего – свидетелей С*** З.Р. и Т*** Л.А.

В обоснование своих доводов указывает, что с С*** З.Р. у него на протяжении длительного времени сложились неприязненные отношения. Учитывая показания свидетеля Ш***, она является скандальной и конфликтной. Данные обстоятельства  судом не были приняты во внимание.

Не соглашается с выводами суда о его конфликте с потерпевшим в коридоре, а также фактом причинения ранения Б*** Е.А. в комнате №***, поскольку они основаны на противоречивых и недостоверных показаниях вышеуказанных свидетелей, а также друга потерпевшего С*** А.А.

Ставит под сомнение показания свидетелей С*** З.Р. и К*** Е.Т. о нанесении им трех ударов по телу окровавленного потерпевшего, поскольку следов крови на его (Мартынова) одежде не обнаружено.

Приводит в жалобе свою версию произошедшего.

Не отрицая причинения ножевого ранения потерпевшему, утверждает, что умышленно удар ему не наносил, нож взял для демонстрации, поскольку Б*** Е.А. и его друг вели себя агрессивно, напали на него, кроме того у одного из них также находился нож, в связи с чем он был вынужден защищаться. При потасовке даже не понял, что причинил ранение Б*** Е.А., толкнув его.

Полагает, что судом не приняты во внимание  показания сотрудника полиции М*** В.В. относительно его положительной характеристики, а также не учтена  судимость потерпевшего за тяжкие преступления и агрессивное поведение при нападении.

Обращает внимание, что исчезновение свидетеля С*** А.А. связано с его опасением быть привлеченным к ответственности за незаконное проникновение в жилище Ф*** Г.В. и нападения на них.

Просит приговор изменить - переквалифицировать его действия с ч.4 ст. 111 УК РФ на ч.1 ст.109 УК РФ и снизить назначенное наказание. 

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

-        осужденный Мартынов А.Н. и адвокат Шабанов С.С. поддержали доводы апелляционных жалоб, при этом адвокат Шабанов С.С. просил оправдать Мартынова А.Н., поскольку в действиях Мартынова А.Н. усматривается необходимая оборона;

-        прокурор Чубарова О.В. выразила несогласие с доводами, изложенными в апелляционных жалобах, просила приговор изменить, исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание на неоднократное привлечение Мартынова А.Н. к уголовной ответственности.

 

Судебная коллегия, проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав участников процесса, находит приговор подлежащим изменению.

 

Выводы суда о виновности осужденного Мартынова А.Н. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, с применением предметов, используемых в качестве оружия, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего Б*** Е.А., вопреки доводам апелляционных жалоб осужденного,   основаны на фактических данных и подтверждаются совокупностью доказательств, собранных по делу, полно, всесторонне и объективно рассмотренных в судебном заседании и приведенных в приговоре, которым суд дал надлежащую оценку, в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а всем собранным доказательствам в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела.

 

В суде первой инстанции Мартынов А.Н., не отрицая своей причастности к ранению и смерти  потерпевшего, вину в предъявленном обвинении по ст.111 ч.4 УК РФ не признал и указал, что 24 ноября 2019 года  находился у своей сожительницы Ф***. В дверь их квартиры сильно постучали. Открыл дверь и увидел двух незнакомых мужчин - один был маленького роста, другой повыше. Мужчина поменьше ростом без объяснения ударил его по лицу кулаком и ногой в область паха. Второй мужчина также стал ему наносить удары, оба били руками и ногами.  Также наносил удары этим мужчинам. У мужчины повыше ростом в руке был ножик и он махал им, сорвал на нем цепочку. Опасаясь за свою жизнь, жизнь Ф*** и ее ребенка, взял нож в правую руку. Мужчина повыше ростом убежал, а мужчина поменьше ростом пошел на него. Стал выталкивать мужчину из тамбура в коридор и причинил ему ножевое ранение. Как это произошло, не понял. После этого закрыл дверь квартиры. Через некоторое время со своим знакомым Е*** пошли в магазин. Возле подъезда увидел сидевшего на корточках мужчину, которому причинил ножевое ранение, у мужчины шла кровь. Он с Е*** пошел дальше к магазину, где был задержан полицейскими.

Утверждал, что специально не собирался бить ножом  потерпевшего, хотел его напугать в целях самообороны, умышленно удар ножом не наносил.

Вместе с тем, будучи допрошенным в качестве подозреваемого  26 ноября 2019 года Мартынов А.Н. показывал, что у парней в руках, возможно, тоже были какие-то предметы, не заметил точно.

Свои показания в качестве подозреваемого Мартынов А.Н. подтвердил при допросе его в качестве обвиняемого 27 ноября 2019 года.

Будучи допрошенным при проверке показаний на месте 16 января 2020 года Мартынов А.Н. не указывал на наличие у парней, которые пришли к нему в квартиру, ножа.

И только с 16 января 2020 года, после проведения очной ставки со свидетелем Ф*** Г.В., которая показала, что у одного из парней, стучавших в их квартиру, был нож, Мартынов А.Н. стал в своих показаниях указывать о наличии ножа у парня, пришедшего с потерпевшим.

 

Тщательно проверив показания осужденного, суд, с учётом их непоследовательности, обоснованно признал их недостоверными в части места и обстоятельств причинения ранения потерпевшему.

 

В основу приговора суд правильно положил показания свидетелей С*** З.Р., Т*** Л.А., данные на предварительном следствии и в судебном заседании, свидетеля С*** А.А. на предварительном следствии  и исследованные в судебном заседании в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 281 УПК РФ, согласно которым  Мартынов А.Н.  с ножом пришел в комнату №***, где они находились, и умышленно нанес Б*** Е.А. удар ножом в область живота.

В ходе следственных экспериментов свидетели С*** З.Р., *** Л.А. продемонстрировали механизм нанесения Мартыновым А.Н. ножевого ранения потерпевшему, а также ударов ногами ему на улице.

 

Объективность показаний свидетелей С*** З.Р., Т*** Л.А. и С*** А.А. не вызывает сомнений и у судебной коллегии, поскольку они в целом по фактическим обстоятельствам дела являются последовательными, подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств.  При этом оснований для оговора Мартынова А.Н. у указанных лиц судом установлено не было, не усматривает таких оснований и судебная коллегия, несмотря на доводы апелляционных жалоб.

Объективность показаний указанных свидетелей и недостоверность показаний Мартынова А.Н. о механизме причинения ранения потерпевшему, подтверждается, в том числе,  заключениями судебно-медицинских экспертиз, из содержания которых следует, что причиной смерти Б*** Е.А. явилось колото-резаное слепое проникающее ранение живота с повреждением селезенки (по клиническим данным), петель и брыжейки тонкого кишечника, осложнившееся развитием обильной кровопотери. Учитывая характер и локализацию колото-резаного слепого проникающего ранения живота, обнаруженного у Б*** Е.А., оно могло быть причинено в срок и при обстоятельствах, изложенных в протоколах допросов С*** З.Р., С*** А.А. и Т*** Л.А. от 25.11.2019 и в протоколах проверок показаний на месте с их участием от 26.11.2019. Возможность причинения колото-резаного слепого проникающего ранения живота Б*** Е.А. при обстоятельствах, изложенных в показаниях Мартынова А.Н. и в протоколе проверки показаний на месте с его участием от 16.01.2020, исключается, так как в механизме образования данного повреждения имеет место ударное воздействие колюще-режущим предметом, а в показаниях, изложенных Мартыновым А.Н. в протоколе проверки показаний на месте с его участием от 16.01.2020, данных об ударном воздействии нет.

 

При этом их показания, в части того, что Мартынов А.Н. наносил удары ногами Б*** Е.А. на улице, подтверждаются показаниями свидетеля К*** Е.Т., данными ею в суде и на предварительном следствии, из содержания которых следует, что 24 ноября 2019 года около 13 часов на крыльце у подъезда дома *** по ул. К*** р.п. И*** лежал молодой мужчина в окровавленной одежде, рядом находились две женщины. В это время из подъезда вышли двое мужчин, в одном из которых она узнала Мартынова А.Н., который остановился рядом с раненным мужчиной и стал пинать его, а затем ушли. Она позвонила в полицию  и пошла за Мартыновым. Когда подъехала машина полиции, то она сразу указала сотрудникам полиции на Мартынова А.Н.

 

Факт нанесения Мартыновым А.Н. ударов ногами по телу потерпевшего, подтверждается и показаниями свидетеля Е*** А.В., данными им на предварительном следствии, из содержания которых следует, что 24 ноября 2019 года ему позвонила Ф*** Г.В. и сказала, что у них беда. Сразу побежал к ним домой и увидел, что на лестнице сидит молодой парень и держится за живот, который был в крови. Затем он встретил Мартынова А.Н., который сообщил, что у него возник конфликт с молодым человеком, в результате чего он ударил парня в живот ножом. Было видно, что Мартынов А.Н. был очень взволнован, затем они пошли с ним в магазин. У подъезда он увидел того молодого парня, Мартынов А.Н. подошел к нему и несколько раз пнул его. Оттащил Мартынова А.Н., и они пошли в сторону магазина «Татьяна», где их остановили сотрудники полиции, которые задержали Мартынова. Он видел у Мартынова два ножа - один - раскладной нож «бабочка», а второй - кухонный с деревянной ручкой.

В судебном заседании свидетель пояснял, что 24 ноября 2019 года ему позвонила Ф*** Г.В. и сказала, что у них что-то произошло. Он прибежал к ним и увидел, что парень лежит в крови при входе в подъезд дома и вызвал скорую. Потом он вместе с Мартыновым А.Н. пошли за сигаретами.

Суд первой инстанции обоснованно отнесся к показаниям свидетеля Е*** А.В., данным в судебном заседании, критически и расценил их как желание свидетеля помочь Мартынову А.Н. смягчить уголовную ответственность за содеянное.

 

Из показаний свидетелей К*** В.В., Р*** А.А., сотрудников МО МВД России «***»,  данных ими в суде и в ходе предварительного следствия, следует, что 24 ноября 2019 года около 13 часов 10 минут прибыв на место происшествия к дому № *** по ул. К*** р.п. И*** обнаружили мужчину в крови. От местных жителей стало известно, что мужчину порезал Мартынов А.Н. Направились к магазину «Татьяна», где увидели Мартынова А.Н., который, заметив их, стал прятать какой-то предмет с деревянной ручкой внутрь рукава своей куртки, а затем резким движением руки скинул предмет в сторону забора. Посмотрев, что именно бросил Мартынов А.Н., обнаружили кухонный нож с деревянной ручкой длиной более 15 см. При доставлении Мартынова в МО МВД России «***» у Мартынова при себе был обнаружен раскладной нож – бабочка.

 

Согласно показаниям потерпевшей О*** Н.В., являющейся сестрой потерпевшего Б*** Е.А.,  24 ноября 2019 года она узнала, что Б*** Е.А. был доставлен в районную больницу в р.п. Ишеевка с ножевым ранением, где скончался 25 ноября 2019 года.

 

При этом суд обоснованно признал показания свидетеля Ф*** Г.В., полученные в судебном заседании, из содержания которых следует, что они аналогичны показаниям осуждённого в судебном заседании, недостоверными, и расценил их как данные с целью помочь Мартынову  А.Н. смягчить наказание за содеянное. 

Кроме того факт избиения Мартынова А.Н. потерпевшим и свидетелем С*** А.А., при обстоятельствах указанных Мартыновым А.Н. и Ф*** Г.В., опровергается заключением судебно-медицинской экспертизы № 98 от 21 января 2020 года, из содержания которой следует, что у Мартынова  А.Н. отсутствуют телесные повреждения, которые могли быть получены 24 ноября 2019 года.

 

Вопреки доводам жалоб, суд обоснованно не учёл сведения о личности потерпевшего, поскольку данные сведения не изменяли фактические обстоятельства причинения Мартыновым А.Н. потерпевшему телесных повреждений установленные судом.

 

Доводы осуждённого о том, что свидетель С*** А.А. умышленно уклонялся от явки в суд, поскольку опасался быть привлеченным к ответственности за незаконное проникновение в жилище Ф*** Г.В. и нападения на них, несостоятельны, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о возбуждении уголовных дел по данным фактам.

 

Таким образом, на основе тщательно и всесторонне исследованных материалов дела, суд правильно установил фактические обстоятельства содеянного и верно квалифицировал действия осужденного по ч. 4 ст. 111 УК РФ.

 

При назначении наказания Мартынову А.Н. суд учел характер и степень общественной опасности преступления, данные о личности осужденного, обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

В качестве обстоятельства, отягчающего наказание суд обоснованно признал рецидив преступлений, поскольку Мартынов А.Н. имеет непогашенную и неснятую судимость по приговору от 15 апреля 2010 года, которым он был признан виновным по ч. 1 ст. 162 УК РФ.

Выводы суда о назначении Мартынову А.Н. наказания в виде лишения свободы с реальной изоляцией его от общества, в приговоре мотивированы и признаются судебной коллегией правильными.

Назначенное осужденному наказание соразмерно содеянному, является справедливым и отвечает установленным статьями 6 и 43 УК РФ целям и задачам.

Судебная коллегия  не находит  оснований к его смягчению.

 

При этом судебная коллегия отмечает, что суд обсудил и обоснованно не применил положения статей 64 или ч. 3 ст. 68 УК РФ, поскольку к этому не имелось оснований.

 

Вопреки доводам жалоб, суд обоснованно учёл характеристику,  выданную УУП МО МВД  России «***», в качестве сведений о личности осуждённого, поскольку она была изготовлена должностным лицом на основании сведений, собранных в отношении Мартынова А.Н.

Вместе с тем суд безосновательно сослался в описательно-мотивировочной части приговора на характеристику данную участковым в части того, что Мартынов А.Н. неоднократно привлекался к уголовной и административной ответственности, поскольку, как следует из материалов дела, Мартынов А.Н. имеет непогашенную и неснятую  судимость только по приговору от 15 апреля 2010 года, а к административной ответственности привлекался один раз.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменить приговор – исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание на неоднократное привлечение Мартынова А.Н. к уголовной и административной ответственности.

При этом исключение из описательно-мотивировочной части приговора ссылки на характеристику, данную участковым, в части неоднократного привлечения  к уголовной и административной ответственности, не влияет на законность и обоснованность назначенного судом наказания, поскольку оно является справедливым.

 

Гражданский иск потерпевшей О***  Н.В. в части компенсации морального вреда разрешен судом в соответствии со ст.151 ГК РФ.

При этом решение о размере компенсации морального вреда принято, в том числе с учетом характера содеянного осужденным и причиненного вреда, степени физических и нравственных страданий потерпевшей, в связи со смертью сводного брата, а также с учетом имущественного и семейного положения Мартынова А.Н., его возраста и трудоспо­собности, формы и степени вины осужденного.

Оснований сомневаться в правильности указанного вывода суда по материалам дела не усматривается.

 

Судебное разбирательство по делу проведено в установленном законом порядке при соблюдении всех основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Ущемления каких-либо прав осужденного, в том числе права на защиту, допущено не было. Все заявленные ходатайства  были разрешены судом в соответствии с требованиями закона.

Существенных нарушений уголовно-процессуального закона, а также неправильного применения уголовного закона, влекущих отмену приговора, не допущено.  

 

На основании изложенного и, руководствуясь  ст. 389.13, 389.20, 389.28., 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Ульяновского районного суда Ульяновской области от 8 апреля 2020 года в отношении Мартынова Андрея Николаевича изменить:

-        исключить из описательно – мотивировочной части приговора указание на неоднократное привлечение Мартынова А.Н. к уголовной и административной ответственности.

 

В остальном приговор оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи