Судебный акт
О признании незаконным бездействия
Документ от 02.06.2020, опубликован на сайте 11.06.2020 под номером 88001, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Гельвер Е.В.                                                                       Дело № 33а-1141/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         2 июня   2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Трифоновой Т.П.,

судей Смирновой Ю.В.,  Лифановой З.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от                          16 декабря 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 24 декабря 2019 года, по делу № 2а-531/2019 по которому постановлено:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации МО «Инзенский район», муниципального учреждения Администрации муниципального образования «Черемушкинское сельское поселение»,  выразившиеся в невыполнении санитарно-эпидемиологических требований при содержании  артезианских скважин сел Аристовка, Большая Борисовка, Репьевка Инзенского района Ульяновской области.

Обязать Администрацию МО «Инзенский район»  в соответствии   с п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02   в срок до  01.12.2020  оградить территорию первого пояса зон санитарной охраны артезианских  скважин сел Аристовка, Большая Борисовка и Репьевка Инзенского района Ульяновской области.

Обязать муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Черемушкинское сельское поселение» в соответствии с п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02   в срок до  01.12.2020  оградить территорию первого пояса зон санитарной охраны артезианских  скважин сел Аристовка, Большая Борисовка и Репьевка Инзенского района Ульяновской области.

В удовлетворении  заявленных требований  к  Муниципальному унитарному предприятию  «Нива» отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  судебная коллегия

 

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области  обратилось в суд с  иском к муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Инзенский район», муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Черемушкинское сельское поселение», муниципальному унитарному предприятию «Нива»  о  признании незаконным бездействия,  возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

В обоснование  требований  указало, что в состав Инзенского района входит муниципальное образование Черемушкинское сельское поселение, территорию  которого составляют населенные пункты: села Черемушки,  Аристовка, Большая Борисовка, Бояркино,  Малая Борисовка,  Поддубное,  Репьевка, деревня Кеньша.

Водоснабжение и водоотведение на территории Черемушкинского сельского поселения осуществляется МУП «Нива», учредителем  которого является                      МУ Администрация МО Черемушкинское сельское поселение.

Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в отношении               МУП «Нива» 08.11.2017, 13.06.2018 и 13.06.2019  были проведены внеплановые выездные проверки по контролю ранее выданных предписаний об устранений выявленных нарушений.

В ходе проведения указанных проверок выявлены нарушения  п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и  водопроводов питьевого назначения» - отсутствуют ограждения зоны санитарной охраны первого пояса артезианских скважин сел Аристовка, Большая Борисовка, Репьёвка Инзенского района Ульяновской области. Выданные МУП  «Нива» предписания не исполняются. Нарушения  носят системный характер.

Невыполнение указанных требований санитарного законодательства влияет на безопасность окружающей среды, а также нарушает права граждан на охрану здоровья.

Просило признать незаконным бездействие Муниципального учреждения Администрации Муниципального образования «Инзенский район», Муниципального учреждения Амннистрации Муниципального образования Черемушкинское сельского поселения, Муниципального унитарного предприятия «Нива» выразившееся в невыполнении требований  п.3.2.1.1  СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» при содержании артезианских скважин сел Аристовка, Большая Борисовка, Репьёвка Инзенского района Ульяновской области и возложить обязанность в срок в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу  оградить  территорию первого пояса зон санитарной  охраны артезианских скважин сел Аристовка, Большая Борисовка и Репьёвка
Инзенского  района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда в части признания незаконным бездействия муниципального учреждения администрации муниципального образования «Инзенский район».

В обоснование жалобы указывает,  что 30 января 2015  года  было утверждено соглашение о передаче полномочий по организации в границах Черемушкинского сельского поселения водоснабжения и водоотведения. В обязанности МУ администрации МО «Инзенский район» не входит выполнение требований СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» на территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, поскольку оно не является собственником водозаборных скважин в селах Аристовка, большая Борисовка, Репьевка Инзенского района, отвечающим за их надлежащее содержание. Кроме того отмечает, что водоснабжение и водоотведение на территории Черемушкинского сельского поселения осуществляется МУП «Нива» на основании акта приема- передачи имущества в хозяйственное ведение от 01.07.2009.  Таким образом, полагает, что устранить выявленные нарушения СанПин 2.1.4.1110-02 обязано МУП «Нива».

В заседание суда апелляционной инстанции  стороны не явились,  извещены надлежащим  образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст. 150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствие с п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений и муниципальных районов обладают только теми полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, которые предусмотрены Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В силу ч.1.1 ст.6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления по организации водоснабжения населения на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.4 ч.1, ч.ч.3, 4 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительным вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация на территориях сельских поселений водоснабжения населения, водоотведения.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов.

Согласно ч.4 ст.27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района.

Согласно ч.3 ст.19 Федерального закона «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими  деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также  постановлений,  предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для  здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 №10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02».

Согласно пункту 3.2.1.1. СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в отношении                МУП «Нива» 08.11.2017, 13.06.2018 и 13.06.2019  были проведены внеплановые выездные проверки по контролю ранее выданных предписаний об устранений выявленных нарушений.

В ходе проведения указанных проверок выявлены нарушения  п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения водопроводов питьевого назначения» - отсутствуют ограждения зоны санитарной охраны первого пояса артезианских скважин сел Аристовка, Большая Борисовка, Репьёвка Инзенского района Ульяновской области. Выданные МУП  «Нива» предписания не исполняются.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

По делу установлено, что в соответствии с Уставом МО «Инзенский район» Ульяновской области в состав района входит МО «Черемушкинское сельское поселение».

Территорию сельского поселения составляют следующие населенные пункты: с.Черемушки, с.Аристовка, с.Большая Борисовка, с.Бояркино, дер.Кеньша, с.Малая Борисовка, д.Междуречье, с.Поддубное, с.Репьевка.

На территории сельского поселения имеется четыре буровых скважины, из которых осуществляется водоснабжение населения Черемушкинского сельского поселения.

В с.Аристовка водоснабжение осуществляется из буровой скважины № 2076, расположенной в 0,3 км западнее с. Аристовка у сосновой посадки на левом берегу р.Инза.

В с.Большая Борисовка водоснабжение осуществляется из буровой скважины № 70, расположенной в 50 м северо-западней окраины с. Большая Борисовка в 0,7 км юго-западней электроподстанции на левом берегу р. Инза. С этой же скважины запитан водопровод с.Черемушки.

В с.Поддубное водоснабжение осуществляется из буровой скважины                      № 2235, расположенной на южной окраине с.Поддубное левее автодороги Малая Борисовка. С этой же скважины запитан водопровод с.Малая Борисовка.

В с.Репьевка водоснабжение осуществляется из буровой скважины № 765, расположенной в западной части с.Репьевка.

30.01.2015 на основании Решения Совета депутатов МО «Инзенский район» между Администрацией МО «Черемушкинское сельское поселение» и администрацией МО «Инзенский район» заключено соглашение о передаче полномочий по организации водоснабжения.

Удовлетворяя требования Управления Роспотребнадзора, суд  первой инстанции правильно исходил из того, что ответчики  - МО «Инзенский район»,                            МУ администрации муниципального образования «Черемушкинское сельское поселение», как исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления  являются ответственными  по организации водоснабжения  на территории  сельского  поселения.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Довод администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области в апелляционной жалобе о том, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятелен. Организация водоснабжения и водоотведения в границах сельского поселения решается органами местного самоуправления района в силу закона. Заключение администрацией района с администрацией сельского поселения соглашения о передаче полномочий по водоснабжению и водоотведению на территории поселения не освобождает администрацию района от решения данных вопросов, о чем свидетельствует тот факт, что финансирование данного соглашение осуществляется администрацией района.

Учитывая, что принятое по делу решение суда соответствует положениям действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 16 декабря 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 24 декабря 2019 года оставить без изменения,  апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области – без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение  шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                            

 

Судьи: