Судебный акт
Ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ
Документ от 21.05.2020, опубликован на сайте 11.06.2020 под номером 87984, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 19.20 ч.3, Отменено с прекращением производства

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Хуртина А.В.                                                               Дело № 12-126/2020                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  21 мая 2020 года  

 

Судья Ульяновского областного суда Жаднов Ю.М.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе временно исполняющего обязанности ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» Бабкина Олега Валентиновича на постановление судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 января 2019 года, вынесенное в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л:

 

постановлением Ульяновского транспортного прокурора от 16 ноября 2018 года в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (далее ФГБОУ ВО УИ ГА) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 января 2019 года ФГБОУ ВО УИ ГА признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

За совершение этого правонарушения ФГБОУ ВО УИ ГА назначено наказание в виде штрафа в размере 75 000 рублей.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, врио ректора ФГБОУ ВО «УИ ГА» Бабкин О.В. не соглашается с постановлением судьи, полагает его подлежащим отмене.

В обоснование жалобы указывает, что образовательный стандарт 162001 «Эксплуатация воздушных судов и организация движения» не содержит в своем перечне материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы подготовки специалиста, упоминания о воздушных судах.

Отмечает, что при лицензировании сведения о воздушных судах не учитываются.

Указывает на недостаточное финансовое обеспечение образовательного учреждения и на то, что субсидии на закупку воздушной техники не выделялись. Закупка новых воздушных судов и тренажеров предусмотрена в рамках федерально-целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», реализация которой должна происходить поэтапно в течение продолжительного количества времени.

Материалы дела не содержат доказательств наличия реальной возможности по обеспечению института самолетами и вертолетами.

Указывает, что институт направлял в Росавиацию письма с подробным обоснованием необходимости закупки авиатехники.

Подробно позиция врио ректора ФГБОУ ВО «УИ ГА» Бабкина О.В. изложена в жалобе и поддержана защитником юридического лица Колосковой А.В. в судебном заседании.

Изучив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, выслушав защитника ФГБОУ ВО «УИ ГА» Колоскову А.В., прихожу к следующему.

Частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за  осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 (далее – Положение о лицензировании образовательной деятельности), установлено, что грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» п. 6 и подпунктами «б», «д», «е» п. 7 этого Положения.

Как усматривается из содержания постановления Ульяновского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, в вину ФГБОУ ВО «УИ ГА» вменены нарушения требований, содержащихся в пп. «б, д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, заключающиеся в том, что оно, являясь, в соответствии с Уставом образовательного учреждения, Лицензией от 07.04.2016 № 2061 и Свидетельством о государственной аккредитации от 24.06.2016 № 2051, лицом, реализующим образовательные программы высшего профессионального и среднего профессионального образования, не обеспечило свои филиалы: Краснокутское летное училище гражданской авиации, Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского и Сасовское летное училище гражданской авиации им. Героя Советского Союза Тарана Г.А. – необходимым для своевременного прохождения курсантами указанных образовательных учреждений курса учебно-летной подготовки количеством воздушных судов, а также достаточным количеством летно-инструкторского состава.

В ходе проверки, проведенной в период с 23 октября 2018 года по 16 ноября 2018 года Ульяновской транспортной прокуратурой, установлено, что по состоянию на 23 октября 2018 года в Институте по прохождению летной практики не завершили обучение 77 курсантов, выпуск которых должен был состояться не позднее 31 августа 2018 года.

По состоянию на 23 октября 2018 года в Краснокутском летном училище гражданской авиации вследствие задолженности по прохождению летной практики не завершили обучение 88 курсантов, выпуск которых должен был состояться не позднее 31 августа 2018 года.

По тем же причинам по состоянию на 23 октября 2018 года не завершили обучение 115 курсантов Сасовского летного училища гражданской авиации имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. и 95 курсантов Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского.

Кроме того, по состоянию на 23 октября 2018 года в Омском летном-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского не завершили обучение 47 курсантов, выпуск которых должен был состояться еще по завершении 2016-2017 учебного года, то есть не позднее 31 августа 2017 года.

Рассмотрев дело, судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины юридического лица в совершении вменяемого правонарушения за исключением нарушения п.п. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

С данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно подпунктам «б», «д»  п. 6 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:

- наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами; 

-  наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Приказом Минобрнауки РФ от 24.01.2011 № 83 утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 162001 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения (квалификация (степень) «специалист»)» (далее – образовательный стандарт).

В силу п. 7.17 образовательного стандарта практика является обязательным разделом основных обязательных программ (далее – ООП) подготовки специалистов. Практики могут проводиться в сторонних организациях (производственных, научно-исследовательских, проектных), основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки (специальности) 162001 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».

Из п. 7.19 данного стандарта следует, что реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Согласно п. 7.22 образовательного стандарта, высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалистов, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации программы подготовки специалиста перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории по соответствующим дисциплинам и специально оборудованные кабинеты и аудитории.

В силу положений  частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Полагаю, что выводы суда первой инстанции о наличии в данном случае вины ФГБОУ ВО «УИ ГА» в отсутствии в учебном заведении достаточного количества воздушных судов, являются преждевременными. При этом исхожу из следующего.

Как усматривается из материалов дела, представители (защитники) ФГБОУ ВО УИ ГА в ходе рассмотрения данного дела последовательно утверждали, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения обусловлены отсутствием надлежащего финансирования, о чем неоднократно уведомлялось Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), которое финансирует данное бюджетное учебное заведение.

В частности, как указано в отзыве на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 59-61, 66, 67), учебному заведению на закупку воздушной техники не выделялось средств ни в 2017 году, ни в 2018 году.  Также в отзыве указано о сокращении объемов финансирования по ФПЦ «Развитие транспортной системы в 2010-2020 годах». В отзыве отмечается высокая стоимость воздушных судов и указывается, что для удовлетворения потребностей учебного заведения в воздушных судах необходимо 3 860 000 000 рублей.

Как указано в отзыве, такими средствами само учебное заведение не располагает, а все просьбы о бюджетном финансировании этих потребностей института, являющегося бюджетным образовательным учреждением, оставлены без удовлетворения.

Из письма от 23.05.2018 N 2434.01, направленного учреждением, находящимся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), в управление финансового обеспечения, бюджетного планирования и отчетности Росавиации, копия которого приобщена к материалам дела, следует, что учреждение запрашивало дополнительные финансовые средства, приводило обоснование дополнительной потребности приобретения воздушных судов (самолетов, вертолетов) и тренажеров для выполнения учебным заведением плана по налету и планового выпуска курсантов (л.д. 31 - 39).

Из упомянутого документа также усматривается, что потребность в дополнительных финансовых средствах ранее обосновывалась и представлялась в Росавиацию.

Таким образом, следует прийти к выводу о том, что ФГБОУ ВО «УИ ГА» предпринимались меры для получения финансирования на закупку воздушных судов.

Указанные обстоятельства надлежащей оценки не получили.

Как усматривается из материалов дела, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не выяснялись источники финансирования ФГБОУ ВО «УИ ГА», что имеет существенное значение для рассмотрения данного дела.

Указанные выше недостатки, допущенные при рассмотрении дела районным судом, дают основания сделать вывод о существенном нарушении при рассмотрении дела норм процессуального права, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а также свидетельствуют о том, что судебный акт постановлен с нарушением требований ст. 26.1 и ст. 26.11 КоАП РФ и подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Вместе с тем, поскольку на день рассмотрения жалобы истекли сроки давности привлечения ФГБОУ ВО «УИ ГА» к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, и вопрос о виновности либо невиновности юридического лица рассмотрен быть не может, производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, постановление судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 января 2019 года подлежит отмене, производство по делу – прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ,

 

р е ш и л:

 

жалобу временно исполняющего обязанности ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» Бабкина Олега Валентиновича удовлетворить.

Постановление судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 января 2019 года, вынесенное в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.

 

Судья                                                                                              Ю.М. Жаднов