Судебный акт
Об оспаривании решения призывной комиссии
Документ от 26.05.2020, опубликован на сайте 15.06.2020 под номером 87926, 2-я гражданская, об оспаривании решения (заключения) призывной комиссии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Можаева Е.Н.                                                          Дело № 33а-1906/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                  26 мая 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 17 февраля 2020 года по делу №2а-27/2020, по которому постановлено:

 

Административное исковое заявление Бадаева Рамиля Абдулхаковича к призывной комиссии муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», военному комиссариату (Новоспасского, Радищевского и Старокулаткинского районов Ульяновской области), военному комиссару  (Новоспасского, Радищевского и Старокулаткинского районов Ульяновской области)  Фролову Сергею Викторовичу о признании незаконным решения (заключения) призывной комиссии муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области от 24.12.2019 и об обязании рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного  билета, удовлетворить.

Решение призывной комиссии муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области №1/У от 24 декабря 2019 года о признании Бадаева Рамиля Абдулхаковича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, признать незаконным и отменить.

Обязать призывную комиссию муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Бадаева Рамиля Абдулхаковича, *** года рождения, в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и вопрос о выдаче военного билета.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Бадаева Р.А., полагавшего решение не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Бадаев Р.А. обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства административным иском к призывной комиссии муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», военному комиссариату (Новоспасского, Радищевского и Старокулаткинского районов Ульяновской области), военному комиссару  (Новоспасского, Радищевского и Старокулаткинского районов Ульяновской области)  Фролову С.В. о признании незаконным решения (заключения) призывной комиссии муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области от 24.12.2019 о признании Бадаева Рамиля Абдулхаковича, *** года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований и отменить; обязании призывной комиссии рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Бадаева Рамиля Абдулхаковича в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», и выдаче военного билета.

Требования мотивированы тем, что Бадаев Р.А. состоит на воинском учете в Военном комиссариате Новоспасского, Радищевского и Старокулаткинского районов. В период с 01.09.2006 по 01.07.2008 проходил обучении в Елабужской средне-специальной школе милиции МВД. С 01.07.2008 по 26.08.2008 обучался в Елабужском филиале Казанского юридического института МВД РФ. С 26.08.2008 по 16.02.2009 был назначен на должность участкового уполномоченного милиции ОВД Радищевского района. С 16.02.2009 по 28.05.2010 назначен на должность участкового уполномоченного милиции ОУУМ МОБ ОВД по МО «Радищевский район». С 28.05.2010 по 01.08.2011 назначен на должность инспектора ПДН МОБ ОВД по МО «Радищевский район». С 01.08.2011 по настоящее время занимает должность инспектора ПДН ОУУП и ПДН пункта полиции (дислокация р.п. Радищево) МО МВД России «Новоспасский».

С момента постановки на воинский учет по настоящее время он проживал и продолжает проживать по адресу регистрации, место работы также не менял.

С момента окончания отсрочки от призыва на военную службу и до 2012 года он повесток о необходимости явиться в военный комиссариат не получал, в том числе и по месту работы. В 2012 году получил устное уведомление о явке на призывную комиссию. Несмотря на то, что он не получал повестки, он прошёл военную призывную комиссию для призыва на военную службы, но не призвался на военную службу по причине укомплектовки набора. С 2012 года до достижения 27 лет он и его непосредственные руководители  по работе сообщений и повесток о необходимости явиться в военный комиссариат не получали.

24.12.2019 призывной комиссией МО «Радищевский район» в отношении него вынесено заключение о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований и решение о зачислении в запас.

С решением (заключением) призывной комиссии он не согласен, считает, что он не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит отменить решение суда как незаконное и не обоснованное, принятое с неправильным применением норм материального и процессуального права. Считает решение призывной комиссии законным и обоснованным, поскольку административному истцу отсрочка от призыва не предоставлялась, оснований для освобождения от военной службы по призыву он не имел. Вручить повестки о явке для направления в войска не представилось возможным по причине не проживания Бадаева Р.А. по месту регистрации и неизвестности места его работы. Полагает, что довод административного истца о не оповещении его повестками работниками военного комиссариата о мероприятиях, связанных с призывом на военную службу, не должен был оцениваться судом, поскольку не является предметом спора.

Просит вынести по делу новое судебное решение, отказав в удовлетворении административного иска.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители призывной комиссии муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, военного комиссариата (Новоспасского, Радищевского и Старокулаткинского районов Ульяновской области), военный комиссар (Новоспасского, Радищевского и Старокулаткинского районов Ульяновской области) Фролов С.В., представитель ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу п. 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г.                 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются положением о призыве на военную службу.

Согласно Положению о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 (далее - Положение), при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста               27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. «в» п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (п. 34 Положения).

Согласно п. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

Призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу или не призванный на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении им возраста 27 лет в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе (п.20).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Бадаев Р.А., *** года рождения, первоначально был поставлен на воинский учет в военном комиссариате (Новоспасского, Радищевского и Старокулаткинского районов Ульяновской области) 26.01.2005, ему была установлена категория «Г» - ограниченно годен к военной службе.

Затем без снятия с воинского учета 03.10.2006 поставлен на воинский учет по месту учебы в объединенном военном комиссариате г. Елабуги Республики Татарстан, откуда в последующем снят с воинского учета 11.07.2008. 

19.04.2007 в отношении Бадаева Р.А. принято решение об отсрочке от прохождения военной службы по призыву до 01.07.2008, на основании                 абз. «з» п.1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности военной службе» - протокол №3 от 19.04.2007.

Принят на воинский учет в Военный комиссариат (Новоспасского, Радищевского и Старокулаткинского районов Ульяновской области) 06.10.2012, снят с  учета 07.09.2015 по достижении 27-летнего возраста.

В учетной карте призывника Бадаева Р.А. отражено место его работы - инспектор по делам несовершеннолетних и номер телефона.

Решением призывной комиссии муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области от 28.11.2012 (протокол №4 от 28.11.2012) призван на военную службу в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», установлена категория годности – «А», предназначить в части ВДВ.

Решением призывной комиссии муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области от 28.12.2012 (протокол №7 от 28.12.2012) решение о призыве Бадаева Р.А. от 28.11.2012 (протокол №4 от 28.11.2012) отменено в виду установленного задания на призыв. Призыв перенести на весну 2013 года.

Решением призывной комиссии муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области от 01.04.2013 (протокол №1 от 01.04.2013) призван на военную службу в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», установлена категория годности – «А», предназначить в части МВД.

Решением призывной комиссии муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области (протокол №1/У от 24.12.2019) постановлено: на основании п.1.1 ст. 28, признать Бадаева Р.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований с зачислением в запас.

Установив вышеуказанные обстоятельства, верно оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, правильно применив нормы материального права к рассматриваемым правоотношениям, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска Бадаева Р.А.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а материалами дела не доказан факт того, что административным ответчикам не было известно место работы административного истца, которое не менялось им с 16.02.2009, адрес места регистрации он также не менял.

Обязанность граждан явиться в военный комиссариат в двухнедельный срок  для внесения  изменений в документы о воинском учете при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, предусмотренная Федеральным законом от 06.02.2019 №8-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», возникла только с 17.02.2019, то есть после достижения Бадаевым Р.А. 27-летнего возраста (06.09.2015).

Как правильно указано судом, в силу п. 1 ст. 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 названной статьи).

Согласно ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (п. 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке.

Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.

Поскольку судом первой инстанции было установлено, что мероприятий, связанных с призывом Бадаева Р.А. на военную службу до достижения им возраста 27 лет военным комиссариатом не проводилось, в материалах дела отсутствуют доказательства о направлении ему соответствующей установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат, и, учитывая, что обязанность самостоятельно явиться в военкомат у административного истца отсутствовала, то у административного ответчика отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Радищевского районного суда Ульяновской области от                     17 февраля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи