Судебный акт
Об обязании оформить право общей долевой собственности на жилой дом
Документ от 19.05.2020, опубликован на сайте 05.06.2020 под номером 87909, 2-я гражданская, об обязании оформить жилое помещение, построенное средствами социальной выплаты в общую долевую собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве на право получения социальной выплаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Агафонов С.Н.                                                                          Дело № 33-1910/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      19 мая 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2-6/2020 по апелляционной жалобе Тумашева Равиля Галиевича на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 6 февраля 2020 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области к Тумашеву Равилю Галиевичу удовлетворить частично.

Обязать Тумашева Равиля Галиевича оформить жилое помещение, расположенное по адресу: У*** о***, С*** р***, ***. С*** К***, ул. Ч***, д. ***, построенное на средства социальной выплаты,  полученной на основании свидетельства от 25.08.2014 в общую долевую собственность:

- Тумашевой Ильвиры Дамировны, *** года рождения,  Тумашева Рамиля Равильевича, *** года рождения,  Латыповой  Гузель Равильевны, 29.06.1993 года рождения, Т*** Ф*** Р***, *** года рождения, С*** М*** А***, *** года рождения, А*** А*** Д***, *** года рождения, С*** Г*** С***, *** года рождения, Т*** У*** Р***, *** года рождения, - из расчета 824/9000 долей на каждого члена семьи;

- Тумашева Равиля Галиевича, *** года рождения, – из расчета 2408/9000 долей.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Тумашева Р.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее – Минсельхоз Ульяновской области, Министерство) обратилось в суд с иском к  Тумашеву Р.Г. о возложении обязанности оформить жилое помещение, построенное на средства социальной выплаты, в общую долевую собственность всех членов семьи. В обоснование иска указало, что 22.07.2011 Тумашев Р.Г. обратился в администрацию муниципального образования (далее – МО) «Старокулаткинский район» Ульяновской области с заявлением о включении его в программу «Социальное развитие села до 2012 года», утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858. 25.08.2014 в целях реализации мероприятий, предусмотренных указанной программой, Тумашеву Р.Г. с численным составом семьи 9 человек выдано свидетельство № *** о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 814 400 рублей, в том числе из средств федерального бюджета – 716 688 руб., из средств бюджета Ульяновской области – 1 084 752 руб. и из средств бюджета муниципального образования «Старокулаткинский район» - 12 960 рублей. Ответчик обязан был построенное на средства социальной выплаты жилое помещение по адресу: У*** о***, С*** р***, р.п. С*** К***, у***.Ч***, д. ***, оформить в общую долевую собственность всех членов семьи еще в 2016 году, однако такое обязательство не исполнил. Минсельхозом Ульяновской области в адрес Тумашева Р.Г. неоднократно в 2017 и 2019 годах направлялись требования о предоставлении копий свидетельств о праве собственности на жилое помещение, построенное за счет средств социальной выплаты. Вместе с тем, до настоящего времени документы, подтверждающие регистрацию права собственности на указанный жилой дом в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве от 25.08.2014 № 4, Тумашевым Р.Г. не представлены. При подаче заявления на включение Тумашева Р.Г. в состав участников мероприятия по улучшению жилищных условий, он был ознакомлен под роспись с условиями предоставления социальной выплаты и сроках предоставления документов, подтверждающих целевое расходование бюджетных средств. Социальная выплата в размере 1 814 400 рублей предоставлялась Тумашеву Р.Г. из расчета 18 кв.м на каждого члена  семьи, указанного Тумашевым Р.Г. в заявлении на включение в программу. Министерство просило обязать Тумашева Р.Г. оформить жилое помещение, построенное на средства социальной выплаты, в общую долевую собственность членов семьи из расчета не менее 18 кв.м на каждого члена семьи, указанного в соответствующем свидетельстве.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Ульяновской области, Тумашеву И.Д., Тумашева Р.Р., Латыпову Г.Р., несовершеннолетних – Т*** Ф.Р., С*** М.А., А*** А.Д., законного представителя несовершеннолетних С*** Г.С., Т*** У.Р. – Тумашеву И.Д., службу по опеке и попечительству при Управлении образования администрации МО «Старокулаткинский  район» Ульяновской области и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Тумашев Р.Г. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что проживая в сельской местности со своей супругой и 4 детьми не был обеспечен жилым помещением, в связи с чем стал участником федеральной целевой программы. Его супруга в период 2006-2008 годов была назначена опекуном троих приемных детей, которые своего жилья не имеют и должны быть обеспечены жильем за счет государства. В составе семьи при включении в список участников федеральной целевой программы он ошибочно указал опекаемых детей, поскольку последние членами его семьи не являются, общего хозяйства с ним не ведут, так как находятся на государственном обеспечении. Полагает, что включив несовершеннолетних опекаемых в состав семьи, он нарушил права последних на обеспечение жилым помещением за счет государства. Ошибочно несовершеннолетние опекаемые были включены им в состав лиц, имеющих право на получение земельного участка, в разрешение на строительство и в разрешение на ввод жилого дома в эксплуатацию. Настаивает на том, что в настоящее время оформить жилое помещение в собственность всех лиц, получивших социальную выплату, невозможно, поскольку получателями выплаты являются 9 человек, а земельный участок предоставлен в собственность 7 человек. Разрешение на строительство и на ввод дома в эксплуатацию также выдано на 7 человек. Указанные разночтения послужили препятствием для регистрации права собственности на жилой дом при его обращениях в органы Росреестра по Ульяновской области в 2019 году. Полагает, что судом необоснованно принята во внимание общая площадь дома, указанная в разрешении на строительство – 196,7 кв.м, а не фактическая – 209,1 кв.м.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области, Минсельхоз Ульяновской области просят оставить решение суда без изменения, а жалобу  - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и  третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.07.2011 Тумашев Р.Г. обратился  в администрацию МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года № 858 (в редакции от 31.01.2009 № 83); жилищные условия он планировал улучшить путем строительства жилого дома в ***. С*** К*** У*** о***.

Тумашев Р.Г. с составом семьи 9 человек – Тумашев Р.Г. (ответчик), Тумашева И.Д. (супруга ответчика), дети ответчика – Тумашев Р.Р., Т*** У.Р., Тумашева Г.Р., Т*** Ф.Р., несовершеннолетние опекаемые – А*** А.Д., С*** Г.С., С*** М.А., был включен в число участников федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858. 31.12.2013 указанная Федеральная целевая программа закончила свою реализацию.

Семья ответчика Тумашева Р.Г. как многодетная (7 детей, в том числе и несовершеннолетние опекаемые), проживающая и работающая в сельской местности, была включена в Список № 2 участников мероприятий - получателей социальных выплат по муниципальному образованию «Старокулаткинский район» на 2014 год.

25.08.2014 Тумашеву Р.Г. на состав семьи из девяти человек, указанных выше, на строительство жилого дома в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» было выдано свидетельство о предоставлении субсидии на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 814 400 рублей, в том числе из средств федерального бюджета – 716 688 руб., из средств бюджета Ульяновской области – 1 084 752 руб., из средств бюджета МО «Старокулаткинский район»  - 12960 рублей.

Постановлением администрации МО «Старокулаткинский район» № *** от 18.03.2015 на основании письменного заявления Тумашева Р.Г. его семье в составе 7 человек: Тумашеву Р.Р., Тумашевой И.Д.,  Т*** Ф.Р., С*** М.А., А*** А.Д., С*** Г.С., Т*** У.Р. был предоставлен бесплатно в общую долевую собственность земельный участок площадью 1000 кв.м из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: У*** о***, *** С*** К***, ул. Ч***, д. ***, с разрешенным использованием – индивидуальные жилые дома с приусадебными участками.

Администрацией МО «Старокулаткинский район» Тумашеву Р.Г. и членам его семьи 26.06.2015 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по указанному выше адресу. Срок действия указанного разрешения до 26.06.2025.

26.06.2015 между Тумашевым Р.Г. (заказчик) и Х*** Ф.С. (подрядчик) был заключен договор подряда на строительство индивидуального жилого дома на сумму 2 592 000 рублей согласно составленной смете, срок выполнения работ с 26 июня 2015 года по 26 июня 2016 года.

Администрация МО «Старокулаткинский район» своим распоряжением № *** от 01.07.2015 разрешила списать с целевого блокированного счета, открытого на имя ответчика, в пользу Х*** Ф.С. (подрядчика) денежные  средства в сумме 1 814 400 рублей.

09.01.2017 администрация МО «Старокулаткинский район» выдала Тумашеву Р.Г. и членам его семьи разрешение на ввод в эксплуатацию построенного индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: У*** о***, С*** р***, р.п. С*** К***, у***. Ч***, д. ***.

Из материалов дела, технического паспорта на объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом следует, что общая площадь индивидуального  жилого дома по адресу:  У*** о***, С*** р***, у***. Ч***, д. ***, составляет 196,71 кв.м, год ввода в эксплуатацию – 2015, сведения о правообладателях объекта  - Тумашев Р.Г., Тумашева И.Д.,  Т*** Ф.Р., С*** М.А., А*** А.Д., С*** Г.С., Т*** У.Р., Тумашев Р.Р.

Сведения о регистрации на указанный объект недвижимости отсутствуют.

Судом также установлено, что Тумашевым Р.Г. в 2019 году предпринимались действия по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении спорного жилого дома на всех членов семьи, однако государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав были приостановлены ввиду выявленного несоответствия в земельно-правовых документах, а также отсутствия документов, подтверждающих возникновение права общей собственности на объект недвижимости.

Поскольку возведенный Тумашевым Р.Г. с использованием средств социальной выплаты индивидуальный жилой дом до настоящего времени не был оформлен в общую долевую собственность членов семьи, указанных в соответствующем свидетельстве, Минсельхоз Ульяновской области обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований Министерства.

Вывод суда подробно мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15.07.2013 была утверждена федеральная целевая программа (далее – ФЦП) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», которая действовала до 01.01.2018.

Реализация мероприятий названной ФЦП в настоящее время осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1544.

Основными задачами ФЦП являлись: удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15.07.2013 также было утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к ФЦП), которым  установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее – Типовое положение).

В соответствии с п. 2 Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Пунктом 4 Типового положения установлено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению № 6 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»);

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;

г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях названного Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно п. 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома (п.п. «б»).

Как указано в п. 12 Типового положения, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 13 Типового полежения установлено, что расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках Программы за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первый квартал очередного финансового года.

Орган исполнительной власти вправе устанавливать стоимость 1 кв. метра общей площади жилья дифференцированно по муниципальным районам, сельским поселениям, сельским населенным пунктам и рабочим поселкам, а также по строительству и приобретению жилья (п. 14 Типового положения).

Получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 13 данного Типового положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер (п. 18 Типового положения).

Пунктом 30 Типового положения установлено, что жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (абзац 1).

Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность (абзац 4).

Пунктами 2.1, 2.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что доля собственных и (или) заемных средств граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, при использовании права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности должна составлять 30 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья (п. 2.1); срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности при получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, - не более 2 месяцев со дня окончания срока действия такого свидетельства (п. 2.3).

В настоящее время установленный п. 2.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 № 196-П (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 30 января 2018 года № 55-П) срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, при получении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, увеличен и не может быть более 1 года со дня окончания срока действия такого свидетельства.

Руководствуясь приведенными выше нормами закона, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности оформить жилое помещение, расположенное по адресу: У*** о***, С*** р***, ***. С*** К***, ул. Ч***, д. ***, возведенное с использованием средств социальной выплаты,  полученной на основании свидетельства от 25.08.2014, в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в данном свидетельстве.

Производя расчет долей между членами семьи, суд первой инстанции правильно исходил из расчетной стоимости строительства (приобретения) 1 кв. м. жилья 16 000 рублей, размера площади жилого помещения - 18 кв.м, причитающейся согласно приведенному выше п.13 Типового положения на каждого члена семьи, указанного в свидетельстве на предоставление социальной выплаты, предполагаемой расчетной площади жилого дома - 162 кв.м (18 кв.мх9 чел.) и фактической площадью возведенного жилого дома - 196,71 кв.м.

Именно эта площадь жилого дома - 196,71 кв.м указана в техническом паспорте на спорный дом, в связи с чем ссылка в апелляционной жалобе на иную площадь дома судебной коллегией отклоняется.

Доводы ответчика Тумашева Р.Г. о том, что несовершеннолетние опекаемые ошибочно указаны им в заявлении об участии в указанной выше федеральной целевой программе в качестве членов семьи были предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты как несостоятельные.

На основании постановления главы администрации Засвияжского района г.Ульяновска от 28.08.2006 № *** Тумашева И.Д. (супруга ответчика) назначена опекуном над несовершеннолетней А*** А.Д.

Постановлением главы администрации Заволжского района г. Ульяновска от 28.08.2006 № 1209 Тумашева И.Д. назначена опекуном над несовершеннолетним С*** М.А.

По договору № *** о приемной семье от 10.12.2008 приемный родитель Тумашева И.Д. приняла на воспитание в приемную семью ребенка С*** Г.С.

Над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов в соответствии с главой 20 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» может устанавливаться опека или попечительство.

В силу абзаца первого пункта 6 статьи 148.1 Семейного кодекса Российской Федерации опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что для признания перечисленных в данной норме лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Руководствуясь приведенными выше положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по их применению, суд первой инстанции правильно указал, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, в том числе и опекаемые дети, при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи.

Обязанность получателя выплаты оформить жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, прямо предусмотрена пунктом 30 Типового положения, таким образом, доводы ответчика об обратном несостоятельны.

При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что семья Тумашевых была признана нуждающейся в жилом помещении именно в составе 9 человек, когда проживала в жилом помещении по адресу: У*** о***, ***.С*** К***, у***М***, д. 37,2, общей площадью 75 кв.м, когда учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся составляла в МО «Старокулаткинское городское поселение» в соответствии с решением Совета депутатов указанного муниципального образования от 17.11.2006 №*** 12 кв.м.

Признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в силу приведенного выше п. 4 Типового положения являлось одним из совокупности необходимых условий, дающих право на получение социальной выплаты.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом верно.

Решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 6 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тумашева Равиля Галиевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Радищевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи