Судебный акт
Устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства
Документ от 26.05.2020, опубликован на сайте 04.06.2020 под номером 87877, 2-я гражданская, об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Сизова Н.В.                                                      Дело № 33-1904/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                  26 мая  2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Трифоновой Т.П.

судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Голышевой  К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 26 февраля 2020 года  по делу № 2-1-110/2020,  по которому постановлено:

иск прокурора Майнского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства, выделении денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Майнская районная больница» в срок до 1 сентября 2020 года устранить нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства:

оборудовать пищеблок локальными вытяжными системами;

устранить дефекты покрытий стен и потолка в виде поражения грибком, путем производства отделки стен и потолка разрешенными для этих целей материалами;

оборудовать пищеблок овощерезкой, шинковальной машиной, протирочной машиной, пароварочным шкафом.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области выделить государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» денежные средства на устранение указанных нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения прокурора                 Федечко Ф.И., просившего решение суда оставить без изменения,  судебная коллегия,

установила:

прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с иском в  защиту  прав и законных интересов  неопределенного круга лиц  к  Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» (далее по тексту ГУЗ «Майнская РБ»), Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выделении денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Майнского района проведена  проверка  в ГУЗ «Майнская РБ», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

Проверкой установлены нарушения положений  ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.п. 4.5, 5.1. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п.1 Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденной приказом             Минздрава РФ от 05.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации», помещение пищеблока ГУЗ «Майнская РБ» не оборудовано локальными вытяжными системами, что привело к поражению стен и потолка грибком. В помещении пищеблока отсутствует овощерезка, шинковальная машина, протирочная машина, пароварочный шкаф.

В силу Устава учредителем и собственником имущества учреждения является  Ульяновская область. Полномочия  и функции учредителя учреждения от имени  Ульяновской  области  осуществляет  Министерство  здравоохранения  Ульяновской  области. В соответствии с разделом 4 Устава финансовое обеспечение учреждения  здравоохранения осуществляется его учредителем.

В связи с этим прокурор просил обязать ГУЗ  «Майнская РБ» в срок до                 1 июня 2020 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: оборудовать пищеблок локальными вытяжными системами; устранить дефекты покрытий стен и потолка в виде поражения грибком, путем производства отделки стен и потолка разрешенными для этих целей материалами; оборудовать пищеблок овощерезкой, шинковальной машиной, протирочной машиной, пароварочным шкафом. Возложить на  Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность по выделению                              ГУЗ «Майнская РБ» денежных средств на устранение указанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права и подлежащим отмене.

Не соглашается с решением суда в части возложения обязанности Министерства выделить ГУЗ «Майнская районная больница» денежные средства на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

ГУЗ «Майнская районная больница» является государственным учреждением здравоохранения, самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства и финансовом органе Ульяновской области, обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать сохранность, не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять капитальный и  текущий ремонт имущества, создавать безопасные условия для потребителей услуг учреждения и третьих лиц, соблюдать противопожарные и санитарно-гигиенические нормы.

В настоящее время медицинские учреждения имеют следующие источники доходов: за счет средств ОМС, бюджетное финансирование, которое в настоящее время имеет низкий процент, и доход от предпринимательской или иной деятельности.

Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Бюджет Ульяновской области 2019 года является дефицитным.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Майнского района Ульяновской области, не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание участники процесса, за исключением прокурора, не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что помещение пищеблока                     ГУЗ «Майнская РБ» не оборудовано локальными вытяжными системами, что привело к поражению стен и потолка грибком, отсутствуют овощерезка, шинковальная машина, протирочная машина, пароварочный шкаф.

Согласно   локального сметного расчета  № 1505 от 6 апреля 2019 года  на текущий ремонт пищеблока здания молочной кухни ГУЗ «Майнская РБ» необходимо 2 374 622 руб.

Таким образом, планировка помещений пищеблока, набор технологического оборудования не соответствует требованиям п.п. 4.5,  5.1. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 1 Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденной приказом Минздрава РФ от 05.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации», согласно которым оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения; объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.

Несоблюдение требований СанПин является нарушением ст.39  Федерального  закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом   благополучии  населения».

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно возложил на учреждение здравоохранения обязанность  оборудовать пищеблок локальными вытяжными системами; устранить дефекты покрытий стен и потолка в виде поражения грибком, путем производства отделки стен и потолка разрешенными для этих целей материалами; оборудовать пищеблок овощерезкой, шинковальной машиной, протирочной машиной, пароварочным шкафом.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области, исполняющего функции учредителя медицинского учреждения  обязанности по выделению  денежных средств на устранение  указанных нарушений.

Согласно Уставу ГУЗ ««Майнская РБ»  учреждение является юридическим лицом. Учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевые счета. Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности. Учреждение отвечает по своим обязательства всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Собственник имущества учреждения, а равно учредитель учреждения (в данном случае Министерство здравоохранения Ульяновской области) не несут ответственность по обязательства учреждения. Учреждение не отвечает по обязательства собственники имущества  учреждения (п. 1.6-1.8 Устава).

Пунктом 3.14 Устава учреждения предусмотрено, что при осуществлении права оперативного управления  имуществом учреждение обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению, не допускать ухудшение технического состояния имущества, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества.

В соответствии с п. 3.15 Устава учреждение в отношении имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, обязано обеспечивать его сохранность,  несет бремя расходов на его содержание.

Таким образом, обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства  в помещении больницы должна возлагаться именно на учреждение.

Министерство здравоохранения Ульяновской области исполняет в отношении учреждения функции учредителя и собственника имущества.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденном Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п. 1.1).

Осуществляет следующие функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области: утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений здравоохранения; формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства (2.10).

Получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество (2.11).

То обстоятельство, что одним из источников финансирования деятельности учреждения являются денежные средства, выделяемые ему из областного бюджета через Министерство здравоохранения Ульяновской области, не является основанием для возложения на Министерство обязанности по  выделению денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Учитывая вышеизложенное, решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности выделить государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» денежные средства на устранение указанных нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Майнского  районного суда Ульяновской области от 26 февраля 2020 года в части возложения на Министерство здравоохранения    Ульяновской   области  обязанности выделить государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» денежные средства на устранение указанных нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства отменить.

Принять в этой части требований новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи: