Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 19.05.2020, опубликован на сайте 04.06.2020 под номером 87810, 2-я гражданская, о возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца и выплату ежемесячной денежной компенсации,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                            Дело № 33-1778/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             19 мая 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-5073\2019 по апелляционной жалобе Горбуновой Любовь Ивановны на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 декабря 2019 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Горбуновой Любови Ивановны к УМВД России по Ульяновской области о возложении обязанности назначить пенсию по потери кормильца и выплату ежемесячной денежной компенсации – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения  Горбуновой Л.И., ее представителя Виноградова А.А., поддержавших довод апелляционной жалобы, представителя УМВД России по Ульяновской области Лукьяновой И.Е., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Горбунова Л.И. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности назначить пенсию по потере кормильца и выплату ежемесячной денежной компенсации.

В обоснование исковых требований указала, что  является вдовой  *** ремонтной мастерской СБМ *** Г*** С.В.,  *** года рождения, который был исключен из  списка  личного состава войсковой части и снят со всех видов  довольствия 25.05.1998 на основании приказа командира войсковой части  *** №*** в связи со смертью, наступившей вследствие: ***. Смерть Г*** С.В. наступила  при исполнении обязанностей военной службы. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года за №306-ФЗ  «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в  случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).  Кроме того, она имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации и мер социальной поддержки, установленных  ч. 1.1 ст. 12  Федерального закона от 19.07.2011 года за №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По уточненным исковым требованиям просила признать за ней право на получение  ежемесячной денежной компенсации  и мер социальной поддержки в соответствии с ч. 1.1 ст. 12  Федерального закона от 19.07.2011 года за №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  обязать ответчика  назначить ей пенсию по случаю потери кормильца   в соответствии с  Законом РФ от 12.02.1993 года №4468-I. 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Горбунова Л.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции не в полной мере исследованы обстоятельства по делу, дана неверная оценка представленным доказательствам, нарушены нормы материального права. Кроме того, нарушение норм материального права выражено  в неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не  соответствуют обстоятельствам дела.

В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Горбунова Л.И., ***  года рождения состояла со 2 марта 1984 года в зарегистрированном браке с Г*** С.В., который проходил военную службу в должности *** ремонтной мастерской СМБ в войсковой части №*** в звании *** по контракту; приказом командира войсковой части №*** №*** от 25 мая 1998 года исключен из списков личного состава части, смерть Г*** С.В. связана с исполнением обязанностей военной службы (л.д.118).

Горбунов С.В. умер ***  года, причиной смерти явилась *** – свидетельство о смерти I-ВА №*** (л.д.14).

Согласно заключению служебной проверки смерть *** Г*** С.В. наступила в ***, т.е. осложнения несовместимого с жизнью (л.д.15).

Из копии приказа командира войсковой части *** от 25 мая 1998 года, представленной в суд ФГКУ «Центральный архив войск национальной гвардии РФ» следует, что  смерть Г*** С.В. связана с исполнением обязанностей военной службы (л.д.118).

Горбунова Л.И. с 28 июля 2018 года является получателем страховой пенсии по старости.

Также из материалов дела усматривается, что Горбуновой Л.И. выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца на несовершеннолетних детей Г*** А***, *** года рождения и Г*** В***, *** года рождения.

10 сентября 2019 года Горбунова Л.И. обратилась в УМВД России по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, признании за ней права на получение выплаты ежемесячной денежной компенсации и мер социальной поддержки, санаторно-курортного обеспечения, установленных частью 1.1 ст. 12 Федерального закона  от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», как вдове военнослужащего Г*** С.В., скончавшегося при исполнении обязанностей военной службы (л.д. 46-50).

Письмом начальника ЦФО УМВД России по Ульяновской области от 9 октября 2019 года истице разъяснено, что в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации и их семей» лицам, имеющим одновременно право на пенсии в соответствии с действующим законодательством РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору, то есть по линии пенсионного фонда или МВД России, одним из документов является решение суда, устанавливающее факт нахождения на иждивении мужа на день его смерти. По вопросу права на получение ежемесячной денежной компенсации в соответствии с  Федеральным Законом от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» указано, что данный закон  вступил в силу с 1 января 2012 года и не распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до 1 января 2012 года. Г*** С.В. умер до вступления в силу указанного Закона, кроме того его смерть наступила в период прохождения военной службы и не связана с исполнением обязанностей военной службы. Федеральный закон от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с денежным довольствием, пенсионным обеспечением и предоставлении мер социальной поддержки сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Г*** С.В. проходил службу в войсковой части ***, поэтому нормы данного Федерального закона на истицу не распространяются (л.д. 54-55).

Полагая, что ее права нарушены, Горбунова Л.И. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая Горбуновой Л.И. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции с учетом положений статьи 30 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, определяющих право на пенсию на льготных условиях, пришел к выводу об отсутствии оснований  для возложения на ответчика обязанности по назначению истице пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях, поскольку смерть Г*** С.В. наступила не вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 названного закона. Положения п.1.1 ст.12 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на истицу не распространяются, поскольку Г*** С.В. не являлся сотрудником органов внутренних дел.

Судебная коллегия, соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истицы несостоятельными, исходя из следующего.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей урегулирован Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации и их семей».

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным законом, распространяются, в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I супруги лиц, указанных в статье 1 этого закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 данного закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или нет.

Согласно пункту «а» статьи 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I к инвалидам из числа лиц, указанных в статье 1 названного закона, относятся инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 данного закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг.

Статьей 28 этого же закона предусмотрено, что пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 данного закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при соблюдении условия, указанного в части первой статьи 18 этого закона), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.

Из приведенных выше нормативных положений следует, что для назначения пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях по части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I супругам лиц, указанных в статье 1 этого закона, требуется не только достижение супругом соответствующего возраста (55 лет для мужчин и 50 лет для женщин), но и наличие такого обязательного условия, как наступление смерти кормильца вследствие военной травмы, которой признается ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные данными лицами при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Поскольку доказательств, подтверждающих наличие причинной связи заболевания Г*** С.В., приведшего к его смерти, с военной травмой, не имеется, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, не опровергают выводы суда, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного акта.

Представленные в суд апелляционной инстанции копия решения Ульяновского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2005 года, принятое по заявлению Горбуновой Л.И. о признании незаконными действий командира войсковой части ***, связанные с отказом в выдаче заявителю и членам ее семьи государственного жилищного сертификата, которым заявление Горбуновой Л.И. было удовлетворено и копия кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 1 апреля 2005 года, которым решение Ульяновского гарнизонного суда от 24 февраля 2005 года было оставлено без изменения, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения, поскольку решением гарнизонного военного суда, обстоятельства, имеющие юридическое значение для рассмотрения настоящего дела не устанавливались.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством.

В соответствии со ст.1 Федерального закона № 247-ФЗ от 19.07.2011 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В п. 1.1 ст. 12   Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  указано, что в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, лицам, указанным в ч. 1.2 настоящей статьи, ежемесячно выплачивается денежная компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим сотрудником по состоянию на день его гибели, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. Для определения указанной части довольствия денежное довольствие погибшего сотрудника делится на количество лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также погибшего сотрудника.

Как установлено судом Г*** С.В. не являлся сотрудником органов внутренних дел, следовательно,   нормы указанного Федерального закона на истицу не распространяются.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 30 декабря 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Горбуновой Любовь Ивановны – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский  районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

Судьи: