Судебный акт
Оспаривание указа Губернатора о введении режима повышенной готовности
Документ от 18.05.2020, опубликован на сайте 26.05.2020 под номером 87787, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-199/2020

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

18 мая 2020 года                                                                            город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе судьи Пулькиной Н.А.

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.

при секретаре Дубровиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Старчикова Дмитрия Анатольевича о признании недействующим пункта 8.5 указа Губернатора Ульяновской области          № 81 от 14 мая 2020 г. «О внесении изменения  в указ Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 г. № 19»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

12 марта 2020 г. Губернатором Ульяновской области принят указ № 19             «О введении режима повышенной готовности».

14 мая 2020 г. указом Губернатора Ульяновской области № 81 указ № 19 от        12 марта 2020 г. изложен в иной редакции.

Указ от 14 мая 2020 г. № 81 официально опубликован 15 мая 2020 г. на Официальном интернет-портале правовой информации (www/pravo.gov.ru).

Пункт 8.5 указа № 81 от 14 мая 2020 г. обязывает граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих хронические заболевания и заболевания, указанные в приложении № 2 к настоящему указу (далее – граждане группы риска), в период с 26 марта по 24 мая 2020 г. не покидать места проживания (пребывания) за исключением случаев:

обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом;

осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Ульяновской области, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в связи с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом;

выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.

Старчиков Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, об оспаривании пункта 8.5 указа № 81 от 14 мая 2020 г.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права граждан определенной категории на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. Ограничение права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации возможно только на основании  закона при введении чрезвычайного положения.  В силу статьи 8 Закона РФ от 25 июня     1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях в соответствии с Федеральным конституционным законом вводится Указом Президента Российской Федерации. В настоящее время на территории Ульяновской области  чрезвычайное положение не введено. С учетом изложенного  оспариваемые положения указа Губернатора Ульяновской области не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; оспариваемый нормативный правовой  акт принят за пределами полномочий Губернатора Ульяновской области.

В судебном заседании административный истец Старчиков Д.А. уточненное административное исковое заявление поддержал по доводам, изложенным в административном иске, дав аналогичные иску пояснения. Дополнительно пояснил, что оспариваемые им положения указа № 81 от 14 мая 2020 г. нарушают его права, поскольку он страдает одним из заболеваний, указанных в приложении № 2 к указу, то есть, пункт 8.5 указа распространяет на него свое действие. Несоблюдение требований пункта 8.5 указа может повлечь для него негативные последствия, выразившиеся в возможном привлечении к административной ответственности.

Представитель административного ответчика Губернатора Ульяновской области – Шашина О.А. административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных  возражениях. Суду  пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта  соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. 

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления, суд приходит к выводу об  отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных  административных  исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

Согласно положениям части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта  юридически значимыми обстоятельствами являются:

- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;  форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;  процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

При этом положения части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривают, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации  не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации (часть 3).

Из приведенных предписаний Конституции Российской Федерации следует, что  право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу  статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Положения статьи 8 названного Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1  предусматривают, что право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

в пограничной зоне;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются  Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В статье 1 названного Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ приведены понятия:

чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац  1);

предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).

При этом в статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ закреплено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В статье 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности  органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

-  принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11);

- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт «м» пункта 1 статьи 11);

- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта (подпункт «у» пункта 1 статьи 11,  введен Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ);

- с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с  подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом  «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона (подпункт «ф» пункта 1 статьи 11, введен Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ).

Согласно  подпункту «а» пункта 10 статьи 4.1 Федерального  закона от             21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является  должностное  лицо субъекта Российской Федерации, вправе  принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе  ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

При этом согласно статье 19  Федерального закона от 21 декабря 1994 г.            № 68-ФЗ (в редакции Федерального  закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ),   граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные  правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные  правовые акты  субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В силу  подпункта «а.2» статьи 10 Федерального  закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ  Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Указанные Правила  утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля      2020 г. № 417 (далее – Правила поведения).

Согласно подпунктам «а, б» пункта 3 Правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:

а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица).

В силу подпунктов «в», «г» пункта 3 Правил поведения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается:

- осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью (подпункт «в»);

- осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (подпункт г»).

На основании приведенных положений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и  положений статей 1 и 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г.          № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»  на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности,  право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено. При этом правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется  непосредственно Федеральным   законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В соответствии со статьями  1 и  2, подпунктами  «а», «м», «у», «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального  закона от               21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ  к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено  принятие законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;  принятие  решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера,  введение  режима повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;  установление  обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Согласно  подпункту «а» пункта 10 статьи 4.1 Федерального  закона от              21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является  должностное  лицо субъекта Российской Федерации, вправе  принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе  ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. В силу статьи 19  Федерального  закона от     21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать, в том числе  законы и иные нормативные  правовые акты  субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности. Согласно подпункту «а.2» статьи 10 Федерального  закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, подпункту «б» пункта 3 Правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417, граждане обязаны  выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

С учетом  приведенных норм части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и  положений статей 1 и 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»,  статей   1 и  2, подпункта «а» пункта 10 статьи 4.1, подпункта «а.2» статьи 10, подпунктов  «а», «м», «у», «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального  закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ  «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации  отнесено  принятие иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе направленных на  ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; установление  обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Доводы административного истца о нарушении положений статьи 27 Конституции Российской Федерации, положений статьи 8 Закона РФ от 25 июня   1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» основаны на неправильном толковании норм права. Положения части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и  положения статей 1 и 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г.          № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» по вопросам возможности ограничения прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации отсылают к  закону  Российской Федерации. Таким законом, регулирующим правовые  отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является  Федеральный   закон от 21 декабря 1994 г.             № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Именно положениями данного Федерального закона установлены  полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации  по   принятию законов и  иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе направленных на  ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; установление  обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности; а также обязанность граждан Российской Федерации соблюдать нормативные  правовые акты  субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.

Правовое регулирование положений  подпункта «а» пункта 10 статьи 4.1 Федерального  закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ направлено на ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой  существует угроза возникновения  чрезвычайной ситуации. Понятие «ограничения доступа» включает в себя и понятие «ограничение передвижения людей и транспортных средств на территории, на которой  существует угроза возникновения  чрезвычайной ситуации».

Являются несостоятельными ссылки административного истца на положения Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».  Нормативно правовые акты, предусматривающие  полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при введении чрезвычайного и военного положения, не регулируют спорные правоотношения, поскольку оспариваемый указ Губернатора Ульяновской области принят в связи с введением режима повышенной готовности.

Приведенные выше положения законодательства Российской Федерации действовали на момент принятия оспариваемого положения пункта 8.5  указа Губернатора Ульяновской области № 81 от 14 мая 2020 г.

Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации постановлено установить в случае необходимости особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств.

Как следует из преамбулы указа Губернатора Ульяновской области № 81 от     14 мая 2020 г. «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности», он принят в связи с распространением в Ульяновской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

В силу пункта 7 статьи 4.1 Федерального  закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794, координационными органами единой системы являются на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации.

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области образована постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2013 г. № 98-П «Об Ульяновской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Председателем Комиссии является Губернатор Ульяновской области, который руководит деятельностью Комиссии.

Согласно пункту 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 (Положение № 794), решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться, в том числе, режим повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Губернатор Ульяновской области в соответствии со статьей 2 Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 г. № 94-ЗО «О регулировании некоторых вопросов в сфере защиты населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обладает полномочиями по введению режима повышенной готовности на территории Ульяновской области.

Согласно подпункту «г» пункта 25 Положения № 794 решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяется перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации.

В подпункте «б» пункта 28 Положения № 794 указано, что основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, в режиме повышенной готовности являются, в том числе, принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии со статьей 27 Устава Ульяновской области Правительство Ульяновской области, возглавляемое Губернатором Ульяновской области, осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране общественного порядка.

В силу статьи 22 Устава Ульяновской области, статьи 14 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2016 г. № 163-ЗО «О Губернаторе Ульяновской области» по вопросам своей компетенции Губернатор Ульяновской области издает обязательные для исполнения на всей территории Ульяновской области указы и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Из анализа приведенных норм федерального и регионального законодательства следует, что к полномочиям Губернатора Ульяновской области отнесено: введение режима повышенной готовности; принятие нормативных правовых актов в области защиты населения; принятие решений, определяющих основные направления политики и организации защиты населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций; определение перечня мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности; принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, направленных на ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

С учетом изложенного Губернатор Ульяновской области обладает достаточными полномочиями и компетенцией для принятия оспариваемого указа       № 81 от 14 мая 2020 г. «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности». Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушена.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

 

Как указывалось выше, оспариваемый указ Губернатора Ульяновской области размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 15 мая 2020 г., номер опубликования 7300202005150006.

При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением порядка принятия, в частности с соблюдением: требований, устанавливающих  полномочия  Губернатора Ульяновской области на принятие нормативного правового акта;   требований к  форме и виду нормативного правового акта; процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта; правил введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядка  опубликования и вступления  в силу.

Таким образом, положения  оспариваемого указа Губернатора Ульяновской области от 14 мая 2020 г. № 81  затрагивают  права граждан на свободу передвижения в пределах территории Ульяновской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (часть 1 статья 27  Конституции Российской Федерации), и соответствуют  действующему федеральному и региональному законодательству по приведенным выше основаниям.

Согласно   статье  19  Федерального  закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ       «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны соблюдать, в том числе  законы и иные нормативные  правовые акты  субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.

По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 г. эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 г.  ситуация признана пандемией.

С учетом приведенных норм права, а также наличием реальной угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, которое  повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения оспариваемый нормативный правовой акт, в том числе возлагающий на граждан обязанности публично-правового характера в виде   ограничения права на свободу передвижения в пределах территории Ульяновской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, направлен прежде всего на защиту населения, здоровья граждан и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019). При этом граждане Российской Федерации обязаны добросовестно осуществлять предоставленные им  права и обязанности, не нарушать права и свободы других лиц. 

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемый указ Губернатора Ульяновской области соответствует  нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь  пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному  истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

РЕШИЛ:

 

в удовлетворении административного искового заявления Старчикова Дмитрия Анатольевича о признании недействующим пункта 8.5 указа Губернатора Ульяновской области № 81 от 14 мая 2020 г. «О внесении изменения  в указ Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 г. № 19» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина