Судебный акт
Наркотики (30 ч.3, 228.1)
Документ от 24.01.2007, опубликован на сайте 16.04.2007 под номером 8778, 2-я уголовная, 158ч3, 30ч3, 228.1ч2, 69ч3, 79ч7, 70, 22ч2, Приговор оставлен без изменения

Судья М*** Д.В.                                                         Дело № 22-***/2007 года

 

КАССАЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

24 января 2007 года                                                                     город Ульяновск

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Шамова А.В.

судей  Маркиной Л.А., Терентьевой Н.А.

 

рассмотрела в судебном заседании от 24 января 2007 года кассационную жалобу осужденного М***.  на приговор Засвияжского районного суда города Ульяновска от 15 декабря 2006 года,  которым

 

М***,

*** октября 1966 года рождения, уроженец и житель города Ульяновска, гражданин РФ, русский, с неоконченным высшим образованием, неженатый, имеющий несовершеннолетнего ребенка, инвалид 3 группы, не работавший,  судимый:

1. 29 мая 2002 года по ст.158 ч.2 п.п. «а.в,г» УК РФ (в редакции ФЗ от 13 июня 1996 года, с учетом пересмотра), ст.ст.30 ч.3, 158 ч.2 п.п. «а,б» УК РФ (в редакции ФЗ от 8 декабря 2003 года, с учетом пересмотра), на основании ст.69 ч.3 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы;

2.  9 октября 2002 года по ст.158 ч.2 п.п. «в,г» УК РФ (в редакции ФЗ от 13 июня 1996 года, с учетом пересмотра) к 3 годам лишения свободы, на основании ст.69 ч.5 УК РФ к 5 годам лишения свободы, освобожден 16 сентября 2004 года условно-досрочно на 2 года 5 месяцев 9 дней,

 

о с у ж д е н  по части 3 статьи 158 УК РФ к лишению свободы на 2 года 6 месяцев; по части 3 статьи 30, пункту «б» части 2 статьи 228-1 УК РФ к лишению свободы на 7 лет 6 месяцев; по части 3 статьи 30, части 3 статьи 158 УК РФ к лишению свободы на 2 года 3 месяца.

 

На основании части 3 статьи 69 УК РФ, путем частичного сложения наказаний назначено 8 лет 6 месяцев лишения свободы.

 

На основании пункта «в» части 7 статьи 79 УК РФ отменено условно-досрочное освобождение по приговору от 9 октября 2002 года, и на основании статьи 70 УК РФ, по совокупности приговоров, путем частичного присоединения неотбытой части наказания по предыдущему приговору окончательно назначено 9 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

 

На основании части 2 статьи 22, пункта «в» части 1 статьи 97, статьи 99 УК РФ  М***. назначено амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

 

Содержится под стражей с 1 мая 2006 года.

 

Постановлено взыскать с М***. в счет возмещения материального ущерба в пользу М*** Е.*** 3300 рублей, в пользу П*** С.*** 9900 рублей.

 

Приговором решена судьба вещественных  доказательств.

 

Заслушав доклад судьи Маркиной Л.А., объяснения осужденного М***., законного представителя М*** Н.В., мнение прокурора Овчинниковой О.И., полагавшей судебное решение оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

М***. осужден за кражу имущества, принадлежащего М*** Е.***, совершенную с незаконным проникновением в жилище,  за покушение на незаконный сбыт наркотических средств (героина) в крупном размере, а также за покушение на кражу имущества, принадлежащего П*** С.*** совершенную группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в жилище.

 

Преступления им совершены в период с *** апреля по *** мая 2006 года в городе Ульяновске при обстоятельствах, изложенных в приговоре суда.

 

В кассационной жалобе осужденный М***., не соглашаясь частично с приговором, указывает, что приговор в части его осуждения за покушение на незаконный сбыт наркотических средств подлежит изменению, и действия его должны быть переквалифицированы на часть 1 статьи 228 УК РФ.  Обращает внимание, что оперативные работники спровоцировали его на преступление, при этом им было известно, что он (М***) не отдавал отчет своим действиям, что подтверждается заключением психиатрической экспертизы. Просит снизить наказание и направить на принудительное лечение.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав осужденного М***., законного представителя М*** Н.В., поддержавших жалобу, возражения прокурора  Овчинниковой О.И., судебная коллегия считает приговор районного суда подлежащим изменению.

 

Выводы суда о виновности М*** в совершении покушения на незаконный сбыт наркотических средств соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на проверенных в судебном заседании доказательствах.

 

Так, из показаний свидетеля Б*** суд установил, что он  участвовал в проверочных закупках наркотического средства у М***, и 19, 21, 26 и 29 апреля 2006 года М*** ему каждый раз за 1300 рублей сбывал героин, который он впоследствии выдавал сотрудникам УФСКН.

 

Приведенные показания свидетеля Б*** полностью согласуются с показаниями свидетелей Л***, У***, Р***, которые  подтвердили  факт проведения  проверочных закупок наркотического средства у М*** с помощью Б***. Приобретенное у М*** наркотическое средство Б*** добровольно выдал.

 

Кроме этого, как видно из показаний данных свидетелей, протоколов о применении технических средств в ходе оперативно-розыскных мероприятий, последующих прослушиваний аудиозаписей, проверочные закупки осуществлялись под оперативным наблюдением за осужденным  и за его непосредственным передвижением, а сами аудиозаписи отразили обстоятельства, установленные судом в приговоре.

 

Из показаний свидетелей Х***, К***, С*** следует, что они принимали участие в качестве понятых при проведении оперативно-розыскных мероприятий, связанных с производством проверочных закупок наркотических средств Б*** у М***.

 

По заключениям химической экспертизы и справкам об исследовании, закупленное Б*** у М*** вещество 19, 21, 26 и 29 апреля 2006 года является наркотическим средством героин, массой соответственно 0,962,  0,703,  0,874  и  0,731 грамма.

 

Достоверность показаний указанных выше свидетелей также подтверждается документами о производстве проверочных закупок, каждая из которых в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проводилась на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

 

Результаты указанных выше оперативно-розыскных мероприятий обоснованно использованы в качестве доказательств виновности осужденного, поскольку получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у осужденного умысла на незаконный оборот наркотических средств, который, вопреки доводам в кассационной жалобе, сформировался  независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений.

 

Вопреки доводам М*** в настоящем судебном заседании, анализ доказательств свидетельствует о том, что осужденный не являлся посредником на стороне приобретателя Б***, то есть не являлся пособником в незаконном приобретении наркотического средства. Б*** же специально принимал участие в проверочных закупках героина с целью разоблачения М*** как сбытчика наркотических средств на основании Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ». Употребление М*** части сбытого им героина, на что указывает осужденный, не свидетельствует о том, что он действовал в интересах приобретателя, напротив, как правильно указал суд, М*** использовал часть наркотического средства в виде вознаграждения, что свидетельствует об умысле на сбыт наркотического средства. При таких обстоятельствах, а также исходя из того, что действия М*** по сбыту наркотиков носили систематический характер, суд обоснованно пришел к выводу о наличии умысла у осужденного на распространение наркотических средств, а свой вывод об этом мотивировал в приговоре.

 

Уголовно-правовая оценка действиям осужденного М***, вопреки доводам кассационной жалобы, по статьям 30 части 3, 228-1 части 2 пункту «б» УК РФ дана правильно. Выводы суда являются обоснованными и мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. При этом в судебном решении приведены все доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении осужденного, и мотивы, по которым суд отверг другие доказательства. Противоречий в выводах суда не усматривается.

 

Что касается осуждения М*** по эпизодам кражи от *** апреля 2006 года  и покушения на кражу от *** мая 2006 года, то виновность  М*** в совершении преступлений установлена и, кроме признания самого осужденного, подтверждается показаниями потерпевших М***на, П***х, свидетелей А*** Г***ва, К***ва, П***, К***на, Г***вой, В***, Н***,  протоколами осмотра места происшествия, личного досмотра М***,  данными о стоимости похищенного имущества и  другими исследованными и приведенными в приговоре доказательствами и не оспаривается в жалобе.

 

Юридическая квалификация действий осужденного по указанным эпизодам преступлений является правильной.

 

Наказание осужденному М*** назначено в соответствии с требованиями статьи 60 УК РФ, то есть с учетом характера и степени общественной опасности совершенных им  преступлений, его личности, обстоятельств, смягчающих наказание, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного. С учетом всех обстоятельств по делу суд обоснованно пришел к выводу о том, что исправление осужденного  возможно  только  в  условиях  изоляции  от  общества, и  назначил  ему  наказание в  виде  лишения  свободы. При  этом  в  соответствии  с требованиями закона в приговоре приведены мотивы назначения осужденному наказания. Судебная коллегия считает, что назначенное осужденному М*** наказание  является справедливым, и не находит оснований для его снижения по доводам жалобы. Каких-либо нарушений требований уголовно-процессуального и уголовного законов при назначении осужденному наказания судом не допущено.

 

Вместе с тем, признавая виновным М*** по эпизоду от 1 мая 2006 года в покушении на кражу, совершенную по предварительному сговору группой лиц, суд при описании преступного деяния  указал на то, что, будучи застигнутыми на месте преступления потерпевшим П***, осужденный и неустановленное лицо попытались скрыться. При этом, выбежав из квартиры, неустановленное лицо открыто похитило из рук П*** сотовый телефон «Самсунг Х-600», стоимостью 7000 рублей, и скрылось с места преступления. Таким образом, из описания преступного деяния следует, что неустановленное лицо проявило эксцесс исполнителя, то есть его действия по открытому хищению сотового телефона не охватывались умыслом осужденного М***, поэтому он не может нести  имущественную ответственность перед потерпевшими  в связи с хищением сотового телефона.

 

При таких обстоятельствах подлежит снижению размер ущерба, причиненный потерпевшей П***С.*** совместными действиями осужденного и неустановленного лица в результате кражи, до 10 600 рублей, а также размер материального ущерба, взысканного с осужденного М***, до 2900 рублей, в связи с чем приговор подлежит изменению.

 

Однако, несмотря на вносимые изменения, судебная коллегия не находит оснований для снижения наказания осужденному М***, поскольку, как указано выше, оно является справедливым.

 

Согласно заключению стационарной комплексной судебной психолого-психиатрической М*** во время совершения преступлений в силу психического расстройства, не исключающего вменяемости, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

 

Врачи-психиатры пришли к выводу о необходимости принудительного наблюдения и лечения М*** у психиатра в соответствии со статьей 22 УК РФ, в связи со склонностью осужденного к ситуационным декомпенсациям психического состояния, судорожными приступами. У суда не было оснований сомневаться в выводах экспертизы, в связи с чем судом обоснованно в соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 97 и статьи 99 УК РФ назначено указанное лечение.

 

При таких обстоятельствах судебная коллегия  считает  безосновательными  доводы  кассационной жалобы осужденного М***,  в которой оспаривается оценка судом данного обстоятельства.

 

Таким  образом, судебная  коллегия  не  находит  оснований  для  отмены   приговора  суда  по  доводам  кассационной  жалобы осужденного М***. Также не усматривается нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену судебного решения.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Приговор Засвияжского районного суда города Ульяновска от 15 декабря 2006 года в отношении М*** изменить:

по эпизоду от 1 мая 2006 года снизить размер ущерба, причиненный потерпевшей П*** С.*** совместными действиями М*** ***. и неустановленного лица, до 10600 рублей; снизить размер материального ущерба, подлежащего взысканию с М***. в пользу П*** С.***, до 2900 рублей.

В остальном этот же приговор оставить без изменения, а  кассационную жалобу осужденного М***. – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

Судьи: