Судебный акт
Обязать обеспечивать ТСР моральный вред отказ
Документ от 19.05.2020, опубликован на сайте 11.06.2020 под номером 87779, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сизов И.А.                                                              Дело № 33-1877/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           19 мая 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское  дело №2-5175/2019 по апелляционной жалобе Битюцких Анатолия Григорьевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 декабря 2019 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Битюцких Анатолия Григорьевича, к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечивать техническими средства реабилитации, компенсации морального вреда - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика Государственного учреждения Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Савичевой Т.П., возражавшей против доводов апелляционной жалобы,  прокурора Колгановой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Битюцких А.Г., обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ УРО ФСС РФ) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечивать техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда.

Требования обосновал тем, что ответчик своевременно не исполнил свои обязательства по обеспечению инвалида *** группы Битюцких А.Г.  указанными в индивидуальной программе реабилитации от 11.07.2012 техническими средствами реабилитации.

Просил возложить на ответчика обязанность обеспечивать бессрочно Битюцких А.Г.  согласно индивидуальной программе реабилитации от 11.07.2012  №*** следующими техническими средствами реабилитации: ***, в сроки установленные  Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240.

Взыскать с ответчика в пользу Битюцких А.Г.  компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация» и ФКУ ГБ МСЭ по Ульяновской области.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Битюцких А.Г.  просит отменить решение суда, удовлетворить исковые требования в полном объёме. 

В обоснование жалобы указывает, что он, как инвалид второй группы, имеет право на обеспечение техническими средствами реабилитации, указанными в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Просит критически отнестись к пояснениям представителя ответчика Савичевой Т.П., данным последней в судебном заседании, отмечая, что указанные в исковом заявлении средства реабилитации истцом не были своевременно получены, ссылаясь в обоснование данного довода на акты передачи технических средств реабилитации.

Указывает на отсутствие у него финансовой возможности самостоятельно приобрести спорные технические средства реабилитации и тяжелое состояние здоровья.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ УРО ФСС РФ просит оставить решение суда без изменения, жалобу  – без удовлетворения.

Апелляционное представление прокурором отозвано до начала судебного разбирательства. 

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

Из материалов дела следует, что Битюцких А.Г., *** года рождения, является  инвалидом *** группы бессрочно, в связи с ***.

Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно индивидуальной программе реабилитации от 11.07.2012 № *** Битюцких А.Г. должен быть обеспечен следующими техническими средствами реабилитации: ***.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р, ***, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу п.5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При наличии  действующего государственного контракта на обеспечение ТСР в соответствии с заявлением, указанным в п.4 Правил одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление).

В соответствии с Соглашением от 19.10.2018 между ГУ УРО ФСС РФ и Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с 01.01.2019 полномочия по предоставлению инвалидам и отдельным категориям граждан из числе ветеранов, проживающих на территории  Ульяновской области, технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляет региональное отделение Фонда.

Согласно вышеуказанных норм обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным  отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании заявлений и заключенных с организациями, отобранными в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для заключения контрактов Фонд при определении поставщика обязан использовать конкурентные способы его отбора, перечень  которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.09.2014 № 657н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования РФ государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими  изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание  собак-проводников (далее Административный регламент).

В соответствии с пунктом 22 Административного регламента для получения государственной услуги заявителем (в данном случае инвалидом, его уполномоченным представителем) в территориальный орган Фонда по месту жительства подается заявление с приложением необходимых документов.

На основании пункта 54 Административного регламента основанием для начала административной процедуры по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов ТСР является поступление в территориальный орган Фонда социального страхования РФ заявления инвалида (уполномоченного представителя).

Таким образом, обращение инвалида либо его представителя с заявлением в Фонд для получения государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.

Подпунктом «а» пункта 14 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является, в том числе, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, в организации, отобранные в соответствии стребованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветераном протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240.

Таким образом, выдача инвалидам направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после поступления в Фонд заявления и отбора организации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключения ГУ – УРО ФСС РФ соответствующего контракта.

С заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, указанными в ИПР от 11.07.2012 № 452 Битюцких А.Г. обратился в ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ 20.05.2019.

В соответствии с представленными  ответчиком документами: копиями заключенных контрактов, направлений и актов приема-передачи истцу ТСР, Битюцких А.Г. был обеспечен:

***

Обеспечение Битюцких А.Г. техническими средствами реабилитации за прошлые периоды не производилось, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый периоды. 

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, если инвалид не был обеспечен техническими средствами реабилитации, он имеет право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные средства.

Битюцких А.Г. в ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ за компенсацией за самостоятельно приобретенные ТСР в 2019 году не обращался.

Таким образом, вывод суда о том, что ответчиком обязанность по обеспечению Битюцких А.Г. техническими средствами реабилитации, указанными в ИПР исполнена надлежащим образом, является обоснованным.

Соответственно оснований для признания незаконным бездействия ГУ – УРО ФСС РФ  по обеспечению Битюцких А.Г. ТСР за 2019 год не имеется.

В соответствии со ст. 2  Гражданского процессуального кодекса РФ  задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

Поскольку обязанность государства в лице уполномоченного органа бесплатно обеспечивать инвалида техническими средствами реабилитации установлена законом, учитывая то, что на дату принятия оспариваемого решения  Битюцких А.Г. техническими средствами реабилитации, указанными в его ИПР обеспечен, т.е. права истца не нарушены, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в части обязания ответчика обеспечивать истца ТСР в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида бессрочно. Доказательств того, что данное право истца будет нарушено ответчиком в будущем, суду не представлено.

Как пояснила в судебном заседании представитель ГУ – УРО ФСС РФ С*** Т.П.  в настоящее время истец техническими средствами реабилитации  в соответствии с ИПР обеспечивается в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с выводом суда о том, что Битюцких А.Г. в 2019 году был полностью обеспечен ТСР, несостотельны.

Так,  ответчиком суду были представлены копии контрактов на приобретение ТСР, копии направлений  и актов приема-получения истцом оспариваемых ТСР. Оснований не доверять данным документам у суда не имелось. Направления и акты-приема-передач подписаны самим истцом. 

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания. Только наличие всех четырех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности (статьи 151, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Аналогичный подход отражен в абзаце втором пункта 1 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в котором суду рекомендуется выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.

В обоснование требований о компенсации морального вреда в исковом заявлении истец указывал на то, что нравственные страдания причинены несвоевременным обеспечением его техническими средствами реабилитации Несвоевременное обеспечение его ТСР причинило ему нравственные страдания.

Между тем материалы дела не содержат доказательств виновного нарушения ответчиком прав истца на бесплатное обеспечение техническими средствами реабилитации, исходя из этого суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда.

Доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 декабря 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Битюцких Анатолия Григорьевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи: