Судебный акт
Разбой
Документ от 14.03.2007, опубликован на сайте 13.04.2007 под номером 8775, 2-я уголовная, 162ч4, 74ч5, 70, Приговор оставлен без изменения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья: К*** В.А.                                                      Дело № 22-***/2007 г.

 

КАССАЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                       14 марта 2007 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда

в составе:

председательствующего        Львова Г.В.,

судей                                       Ленковского С.В., Геруса М.П.   

рассмотрела в судебном заседании от 14 марта 2007 года  кассационные жалобы осужденного Л***. и его защитника – адвоката М*** О.В. на приговор Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 января 2007 года, которым

Л***, *** мая 1986 года рождения, уроженец районного поселка И*** Ульяновской области, со средним техническим образованием, русский, холостой,  работавший слесарем в МУП “Ж***”, проживавший в районном поселке И***, ул.У***, д.***, кв.***, судимый:

13 сентября 2006 года по ст.161 ч.2 п. “в” УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев,

осужден по ст.162 ч.4 п. “в”УК РФ к 9 годам 6 месяцам лишения свободы.

На основании ст.74 ч.5 УК РФ отменено условное осуждение Л***. по предыдущему приговору и по правилам ст.70 УК РФ, путем присоединения к назначенному наказанию части неотбытого наказания, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет 6 месяцев с его отбыванием  в исправительной колонии строгого режима.

Начало отбытия срока наказания постановлено исчислять с 19 января 2007 года. В срок отбывания наказания зачтено время содержания Л***. под стражей с 23 сентября 2006 года по 19 января 2007 года.

Этим же приговором постановлено взыскать с Л***.: в пользу А***. в счет возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, 5 165 рублей, в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением, 20 000 рублей; в пользу ГУЗ “Ульяновская областная клиническая больница” 12 356 рубля 70 копеек за стационарное лечение потерпевшего.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., выступление адвоката Н*** И.Х., мнение прокурора Тараторкина В.Ю., полагавшего судебное решение  оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 

В кассационных жалобах:

- осужденный Л***., не оспаривая факта нанесения нескольких ударов руками по лицу и телу потерпевшего А***. в ходе завладения сотовым телефоном последнего, утверждает о том, что золотую цепочку у А***. не похищал. Считает, что потерпевший оговорил его в данной части. При этом ссылается на содержание заявления, поданного потерпевшим в милицию, в котором тот не указывал о хищении у него золотой цепочки. Кроме того, выражает сомнение  в причастности к причинению тяжкого вреда здоровью потерпевшему. В обоснование этого указывает на то, что 25 сентября 2006 года медицинскими работниками не была обнаружена у потерпевшего А*** открытая черепно-мозговая травма. Просит переквалифицировать его действия на ст.161 ч.2 УК РФ, снизить размер причиненного потерпевшему ущерба и смягчить назначенное ему наказание;

- адвокат М*** О.В. в своей кассационной жалобе приводит аналогичные доводы  в защиту интересов осужденного Л***. Кроме того, выражает сомнение в обоснованности судебно-медицинских экспертиз по телесным повреждениям, обнаруженным у потерпевшего А***., ссылаясь при этом на данные, зафиксированные в медицинской карте №*** ГУЗ Ульяновской областной клинической больницы и медицинской справке Ульяновской центральной районной больницы на имя А***.     

В своих письменных возражениях на кассационные жалобы государственный обвинитель Трошина Е.В. считает изложенные в них доводы несостоятельными. Считает, что виновность осужденного в совершенном преступлении полностью нашла свое подтверждение совокупностью исследованных в суде доказательств, которым  судом дана надлежащая оценка.

В судебном заседании кассационной инстанции:

- адвокат Н*** И.Х., защищая интересы осужденного Л***., поддержал кассационные жалобы и просил приговор суда отменить, направив дело на новое рассмотрение в тот же суд;

- прокурор Тараторкин В.Ю. обосновал свои выводы о несостоятельности доводов жалобы осужденного и адвоката М*** О.В. Просил приговор суда оставить без изменения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав адвоката Н*** И.Х., прокурора Тараторкина В.Ю., судебная коллегия считает приговор суда законным, обоснованным и справедливым.

 

Согласно приговору суда, Л***. около 23 часов 22 сентября 2006 года с целью завладения чужим имуществом напал на А***., применив к нему насилие, опасное для жизни и здоровья. Подавив таким способом волю потерпевшего к сопротивлению, он завладел его имуществом, общей стоимостью 12239 рублей. В результате действий Л***. потерпевшему А***. были причинены телесные повреждения, которые в комплексе одной травмы причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Преступление совершено  возле дома №*** по улице У*** районного поселка И*** Ульяновской области при обстоятельствах, более подробно изложенных в приговоре суда.

 

В судебном заседании Л***. свою вину признал частично. Не отрицая  свою причастность к хищению вещей с применением физического насилия к потерпевшему А***., утверждал, что ударов ногами по голове потерпевшего не наносил, золотой цепочки у него не похищал.

 

Указанные утверждения Л***. тщательно проверялись судом первой инстанции и были признаны  несостоятельными. К показаниям Л***. в данной части суд  обоснованно отнесся критически  с указанием мотивов их несостоятельности.

Аналогичные доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия также находит необоснованными,  поскольку  все показания потерпевшего, свидетелей, данные ими как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании, получили надлежащую оценку в приговоре.

Вывод суда о доказанности вины Л***. в совершении указанного преступления соответствует фактическим обстоятельствам уголовного дела и основан на  совокупности доказательств, полно и всесторонне исследованных в судебном заседании и подробно изложенных в приговоре суда.

Суд правомерно положил в основу обвинительного приговора показания потерпевшего А***., из содержания которых  следует, что Л***.,  увидев у него сотовый телефон,  стал сначала требовать отдать его ему, а затем пытался отобрать данный телефон с применением физического насилия, в том числе нанес ему несколько ударов рукой в область лица. Он оказал сопротивление Л***., повалив его на землю. В этот момент к ним подбежали М*** В.***., М*** А.***, Х***., каждый из которых нанес несколько ударов ногами в область его (А***.) тела, отчего он упал на землю и вынужден был отпустить Л***. После этого Л***. вытащил из карманов его одежды деньги и  стал уходить вместе с указанными парнями, выясняя у них, забрали ли они у него (А***.) сотовый телефон. Узнав, что они не забрали телефон, Л***. вновь подбежал к нему. В этот момент он уже стоял на коленях, пытаясь встать на ноги. Л***. нанес со значительной силой 4-5 ударов ногами по его голове, отчего он вновь упал на землю. После этого Л***. снял с него куртку, в которой находились два сотовых телефона с зарядным устройством, а также сорвал золотую цепочку, которая находилась на его шее. С похищенным имуществом Л***. ушел. На следующий день  Л***., при встрече с ним, пообещал вернуть деньги и все похищенные вещи, в том числе и золотую цепочку, если он (А***.) заберет из милиции заявление о привлечении его (Л***.) к уголовной ответственности.

Подвергать сомнению вывод суда о достоверности  показаний потерпевшего        А***. об обстоятельствах совершенного осужденным преступления, оснований у суда первой инстанции не имелось.

Вопреки доводам кассационных жалоб, каких-либо противоречий в показаниях А***., либо иных данных, свидетельствующих об оговоре осужденного, неискренности его показаний, не имеется.

Ссылка осужденного и его защитника на то, что в своем заявлении, поданном в милицию,  потерпевший А***. не указывал о хищении у него золотой цепочки,  не может поставить под сомнение достоверность изложенных им обстоятельств совершенного     преступления в ходе предварительного следствия и судебного заседания.

Как следует из протокола судебного заседания,  потерпевший объяснил причину, по которой не указал в заявлении о хищении у него золотой цепочки. Правдивость данных объяснений потерпевшего подтверждается и его первоначальными показаниями в ходе предварительного следствия, которые были исследованы судом в порядке ст.281 УПК РФ. Из содержания его показаний следует, что А***. указал обстоятельства хищения у него денег и вещей, в том числе и золотой цепочки, от срыва которой у него остался след на шее. При этом указанные показания потерпевший А***. дал в день обращения в милицию с заявлением о привлечении к уголовной ответственности лица, открыто похитившего у него различные вещи и деньги. 

Показания потерпевшего в данной части согласуются с показаниями свидетеля А*** С.В., который подтвердил в суде, что 23 сентября 2006 года он находился на улице вместе со своим братом А***., когда к ним подошел Л***. и попросил А***. забрать из милиции заявление, пообещав вернуть ему все похищенные вещи, в том числе золотую цепочку.

Суд первой инстанции обоснованно признал, что анализ показаний потерпевшего свидетельствует о том, что они являются последовательными, согласуются с показаниями свидетелей и подтверждаются другими исследованными в суде  доказательствами.

Так, свидетели М*** В.Ю., М*** А.С., Х***. подтвердили в суде, что каждый из них был очевидцем того, как Л***.  пытался отобрать у А***. сотовый телефон и первым нанес несколько ударов рукой по лицу потерпевшего. В результате этого между Л***. и А***. началась драка, в ходе которой А***. повалил Л***. на землю и последний стал просить их о помощи. Каждый из них нанес несколько ударов по телу А***., который сидел на Л***. В результате этого          А***. отпустил Л***. и упал на землю. После этого Л***. осмотрел карманы одежды потерпевшего и забрал себе находившиеся там деньги.  Узнав, что они (М*** В.Ю., М*** А.С., Х***.) не забрали у А***. сотовый телефон, Л***. вновь подошел к А***. и нанес ему несколько ударов ногой в область головы. Затем Л***. снял с потерпевшего куртку, достал оттуда два сотовых телефона и зарядное устройство, которые передал на хранение Х***. После этого Л***. пошел в сторону своего дома, бросив по дороге куртку потерпевшего. 

Что касается доводов кассационных жалоб о том, что своими действиями Л***. не мог причинить тяжкий вред здоровью потерпевшего, то с ними нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно выводам заключений судебно–медицинских  экспертиз ( №*** от 23 октября 2006 года, № *** от 20 ноября 2006 года, №*** от 10 января 2007 года) открытая черепно-мозговая травма, обнаруженная у А***.,  расценивается как  тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и  образовалась в комплексе одной травмы, от совокупности нанесенных ударов в область головы и лица, причем каждый последующий удар усугублял действие предыдущего.

Данная открытая черепно-мозговая травма могла образоваться 22 сентября 2006 года при обстоятельствах, указанных потерпевшим А***. и свидетелями   М*** В.Ю., М*** А.С., Х***., т.е. от ударов ногами и руками в область головы. При этом комиссия экспертов считает, что исключается возможность получения вышеуказанных повреждений при нанесении ударов А***. свидетелями М*** В.Ю., М*** А.С., Х*** М.Ф. и их образование в результате однократного падения с высоты собственного роста и ударе о тупой твердый предмет.

Что касается доводов кассационной жалобы адвоката М*** О.В. о том, что суд необоснованно положил в основу приговора заключения указанных выше судебно-медицинских экспертиз, поскольку их выводы не согласуются с данными, изложенными в медицинской карте №*** ГУЗ Ульяновской областной клинической больницы и в медицинской справке Ульяновской центральной районной больницы на имя А***., то судебная коллегия не может с ними согласиться по следующим основаниям.

У суда не имелось оснований не доверять заключениям указанных судебно-медицинских экспертиз, поскольку они назначены в соответствии с требованиями ст.ст.195, 196 УПК РФ. Права Л***. при их назначении и проведении, предусмотренные ст.198 УПК РФ, были соблюдены.

Выводы экспертов, в том числе комиссионной экспертизы, основаны на всесторонней оценке обстоятельств уголовного дела, материалов проведенных исследований. В том числе при даче заключений были учтены и данные о телесных повреждениях, обнаруженных у потерпевшего А***., изложенных в медицинской карте №*** ГУЗ Ульяновской областной клинической больницы и медицинской справке Ульяновской центральной районной больницы на имя А*** Экспертами изучались материалы дела, в том числе допросы      Л***., А***., М*** В.Ю., М*** А.С., Х***. По каждому выводу имеется обоснованная ссылка на конкретное обстоятельство и конкретный результат исследования. Эксперты имеют продолжительный стаж работы, ими использовались общепринятые методики исследований. Все исследования проводились в соответствии с требованиями норм уголовно-процессуального закона и ведомственных нормативных актов. Все требования к заключению экспертизы, установленные ст.204 УПК РФ, соблюдены.

С учетом изложенного доводы жалоб о том, что открытая черепно-мозговая травма, повлекшая тяжкий вред здоровью А***., могла быть причинена потерпевшему не от действий Л***., судебная коллегия находит необоснованными, опровергнутыми совокупностью доказательств, в том числе и заключением комиссионной судебно-медицинской экспертизы.

На основании указанных выше, а также других исследованных в суде доказательств, суд обоснованно признал несостоятельными утверждения осужденного о  том, что он не наносил удары потерпевшему в область головы и не похищал золотой цепочки потерпевшего.

Таким образом, уголовно-правовая оценка действий  осужденного по ст.162 ч.4 УК РФ как разбой, т.е. нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшему, является правильной.

 

Назначенное осужденному наказание соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного им преступления, обстоятельствам его совершения, личности виновного.

Вывод суда по назначенному Л***. наказанию  надлежащим образом мотивирован и подробно изложен в приговоре в соответствии со ст.307 УПК РФ.

 

Нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену либо изменение  приговора, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор Ульяновского районного суда  Ульяновской области от 19 января 2007 года в отношении Л*** оставить без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: