Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости
Документ от 15.05.2020, опубликован на сайте 18.05.2020 под номером 87670, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                                         Дело № 3а-165/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

15 мая 2020 года                                                                                    город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сулеймановой Лиды Мамадовны к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отношении него рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л:

 

Сулейманова Л.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства,  о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Требования мотивировала тем, что является собственницей указанного объекта недвижимости.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости утверждена в размере  6 058 770 руб. 92 коп.

Согласно отчету об оценке земельного участка № с15767-2 от 19 ноября 2019г., выполненному ООО «Многопрофильный деловой центр», рыночная стоимость указанного  объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2011г. составляет  3 541 464 руб. 80 коп.

Несоответствие кадастровой стоимости  объекта недвижимости его рыночной стоимости  нарушает её права, как налогоплательщика, так как влечет уплату земельного налога в завышенном размере.

В связи с этим Сулейманова Л.М. просила восстановить срок для обращения в суд с иском о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и установить кадастровую стоимость  земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г. в сумме 3 541 464 руб. 80 коп.

После проведения по делу судебной экспертизы истец уточнил требования – просил установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г. в размере 2 928 591 руб.

Сулейманова Л.М., принимавшая участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи,  поддержала заявленные исковые требования.

Представители Правительства Ульяновской области, Управления Росреестра по Ульяновской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации г.Димитровграда в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в письменном отзыве на иск указал на то, что земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***,  был поставлен на государственный кадастровый учет 31 января 2008г.

2 сентября 2013г. в соответствии с пунктом 2.1.15 Приказа Минэкономразвития РФ № 222 от 12 августа 2006г. «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» в государственный кадастр недвижимости была внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 6 058 770 руб. 92 коп.  Дата определения кадастровой стоимости – 1 января 2011г.

Со ссылкой на п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда  РФ № 28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости», указывает на то, что по делам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости административными ответчиками по делу являются государственный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Полагает, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку не утверждало результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ульяновской области. 

Управление Росреестра по Ульяновской области в письменном отзыве на иск право истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не оспаривает. Считает Управление ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Управление в качестве организатора, заказчика, исполнителя работ по кадастровой оценке земельных участков в Ульяновской области не выступало, в утверждении результатов государственной кадастровой оценки участия не принимало.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что Сулейманова Л.М. (ранее Алоян Л.М.) является собственницей земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***. Дата возникновения права собственности – 15 марта 2012г.

Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 6  058 770 руб. 92 коп. по состоянию на 1 января 2011г. актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Ульяновской области» № 12693 от  30 августа 2013г. Дата внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка – 2 сентября 2013г.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Учитывая дату внесения в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка, на момент обращения истца в суд с настоящим иском – 2 марта 2020г., предусмотренный законом пятилетний срок для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости истек.

Вместе с тем суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу между рыночной стоимостью земельного участка,  определенной на основании представленного истцом отчета об оценке, и его кадастровой стоимостью, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению эксперта № 084/030-2020 названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером  ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2011г. составляет 2 928 591 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Административным истцом, представителями административных ответчиков и заинтересованного лица заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что уточненные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Сулеймановой Лиды Мамадовны о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отношении него рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г.,  в размере 2 928 591 руб. (два миллиона девятьсот двадцать восемь тысяч пятьсот девяносто один руб.).

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 2 марта 2020г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером  ***.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                  Трифонова Т.П.