Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 21.04.2020, опубликован на сайте 12.05.2020 под номером 87505, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тудиярова С.В.                                                                             Дело № 33-1556/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      21 апреля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-175/2020 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 января 2020 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области  в интересах Б*** Д*** В*** удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Б*** Д*** В***, *** года рождения, лекарственным препаратом ****** в соответствии с назначением врача по рецепту от 01.11.2019 серии *** №*** (4 упаковки) с торговыми наименованиями «***.

Решение подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора  Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор города Димитровграда обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах несовершеннолетнего Б*** Д.В., к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к обеспечению лекарственным препаратом по рецепту в соответствии с назначением врача.

В обосновании иска указал, что прокуратурой города в связи с обращением матери несовершеннолетнего Б*** Д.В., *** года рождения,  проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Б*** Д.В. является ребенком - инвалидом, которому выставлен диагноз ***. Заболевание является *** с необратимыми нарушениями функций *** с высоким риском развития тяжелых, жизнеугрожающих бактериальных инфекций и требует проведение регулярной и пожизненной заместительной терапии препаратами *** для внутреннего введения.

Согласно выписному эпикризу ГНЦ Центр иммунологии ФМБА России, Б*** Д.В. необходима пожизненная терапия ***. В частности, при обеспечении ребенка указанным лекарственным препаратом необходимо иметь в виду, что обязательно тестирование препарата на ***, инфицирование которым смертельно опасно для ребенка. К таким ***, зарегистрированным на территории РФ, относятся препараты с торговыми названиями ******.

01.11.2019 лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России Б*** Д.В. был выписан рецепт серии *** №*** для получения лекарственного препарата  *** (4 упаковки).

При обращении матери ребенка в аптечный пункт ОАО «УльяновскФармация» в выдаче лекарства отказано ввиду отсутствия на складе.

Лекарственный препарат *** под торговым наименованием *** не подходит Б*** Д.В., поскольку в связи с наличием у него редкого заболевания его организм не может вырабатывать антитела, при применения указанного препарата это может создать угрозу для его жизни. Именно поэтому  Б*** Д.В. рекомендован прием только лекарственных препаратов с торговыми наименованиями ***, что подтверждено протоколом врачебной комиссии от 01.11.2019.

Уточнив исковые требования. прокурор настаивал на возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской  области обязанности обеспечить Б*** Д.В. лекарственным препаратом *** с торговыми наименованиями ***, обратив решение суда к немедленному исполнению.  

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено АО «УльяновскФармация».

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Отмечает, что врачебная комиссия, которая приняла решение о наличии у Б*** Д.В. побочных эффектов от приёма спорного лекарственного препарата, не проводилась (для установления индивидуальной непереносимости на синонимы торговых наименований лекарственного препарата *** необходимо провести стационарное медицинское обследование Б*** Д.В. по месту жительства с последующим медицинским обоснованием полученных результатов).  Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Указывает на наличие срока годности лекарственных препаратов, в связи с чем они не подлежат запасам впрок. Так же указывает на наличие срока действия рецептов. Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Нормы Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), действующие в Российской Федерации с 1990 года, основываясь на незыблемости права детей на особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье, предписывают, что государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24).

В Российской Федерации, как социальном государстве, предусматривается охрана здоровья людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

При этом материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Обеспечение интересов детей также находится в спектре государственной политики в здравоохранении.

В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Из материалов дела следует, что Б*** Д.В., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, наблюдается в ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России  с диагнозом: ***  Заболевание  является *** с необратимым нарушением функций  *** с высоким риском развития тяжелых, жизнеугрожающих бактериальных инфекций и требует проведения регулярной и пожизненной заместительной терапии препаратами *** для внутреннего введения. Б*** Д.В.  имеет право на льготное лекарственное обеспечение по федеральной и региональной льготе.

01.11.2019 лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России Б*** Д.В. был выписан  рецепт серии ***№ *** на получение лекарственного препарата *** без указания конкретного торгового наименования. На обороте рецепта имеется отметка о том, что рецепт выписан  по решению врачебной комиссии от 01.11.2019 № ***, которым разрешены препараты с торговыми наименованиями  ***. (л.д. 8)

Из материалов дела следует, что рецепт от 01.11.2019 на лекарственный препарат  ***  не обеспечен, в  связи с отсутствием необходимых лекарственных препаратов на складе АО «УльяновскФармация», ввиду того, что Министерством здравоохранения Ульяновской области  не были закуплены запрашиваемые лекарственные препараты.  Для обеспечения отдельных категорий граждан Министерстсвом здравоохранения Ульяновской области  был заключен государственный контракт на поставку лекарственного препарата под торговым наименованием ***. Рецепт от 01.11.2019  на имя б*** Д.В. не обеспечен, поскольку от данного препарата  представитель Б*** Д.В. отказалась в связи с тем, что указанный препарат с торговым наименованием *** ребенку противопоказан.

Согласно  выписному эпикризу ГНЦ Института Иммунологии ФМБА России Б*** Д.В. необходима  пожизненная терапия  ***. При обеспечении ребенка указанным лекарственным препаратом необходимо иметь ввиду, что обязательно тестирование препарата на ***, инфицирование  которым смертельно опасно для ребенка. К таким ***, зарегистрированным на территории РФ  относятся препараты с торговыми наименованиями: ***.

Учитывая, что ребенок  имеет индивидуальную непереносимость лекарственных препаратов, лечащий врач Б*** Д.В. обязан был решить вопрос о создании врачебной комиссии.

На момент  выписки рецепта 01.11.2019 такая врачебная комиссия с целью принятия решения о наличии у Б*** Д.В. побочных эффектов, индивидуальной непереносимости на синонимы торговых наименований лекарственного препарата ***  создавалась, что отражено в рецепте, при этом на оборотной стороне рецепта  указаны конкретные торговые наименования препарата с учетом наличия индивидуальной непереносимости у Б*** Д.В.  Несмотря на это, лекарственным препаратом с торговыми наименованиями: *** Б*** Д.В.  не обеспечен из-за его отсутствия в аптечной сети, что не оспаривалось  сторонами.

В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Закона).

Согласно ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

В силу  п. 9  ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 года за № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.

В соответствии с ч.1 ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено:

осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;

своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;

привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

В утвержденный Перечень включены, в том числе, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, дети первых трех лет жизни с предоставлением бесплатно всех лекарственных средств (Приложение №1).

Обязанность по организации обеспечения ребенка бесплатно на период лечения данным лекарством лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Установив, что  Б*** Д.В. лечащим врачом по медицинским показаниям выписан рецепт от 01.11.2019  на бесплатное обеспе­чение его таким лекарственным препаратом *** с торговыми наименованиями: ***, однако данным лекарственным препаратом он обеспечен не был, суд правильно  возложил на Министерство здравоохранения  Ульяновской области    обязанность обеспечить  несовершеннолетнего Б*** Д.В.  лекарственным препаратом *** по выписанному рецепту врача от 01.11.2019 с учетом рекомендаций врачебной комиссии с торговыми наименованиями: ***. 

Фактическое обеспечение  истца  необходимым ему лекарственным препаратом  в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов данным препаратом (наличие его в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения Ульяновской области.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по заключенному им контракту обеспечение льготной категории граждан медицинским препаратом *** с одним из торговых наименований:  *** было полным и его невыдача Б*** Д.В. по предъявленному рецепту произошла по вине АО «Ульяновск Фармация».

Лекарственный препарат с торговыми наименованиями: *** назначен  Б*** Д.В. лечащим врачом ГНЦ Института Иммунологии ФМБА России по результатам проведенного обследования и установления индивидуальной непереносимости лекарственного препарата под торговым наименованием ***, а также врачебной комиссией, созданной  в ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России.

Таким образом, довод апелляционной жалобы в части того, что  лекарственный препарат *** с торговыми наименованиями: *** назначен  Б*** Д.В. произвольно, без назначения врача, несостоятелен.

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая то, что необходимость обеспечения  истца указанным лекарственным препаратом  носит постоянный характер,  соответственно обеспечение  им, в том числе и по рецепту  от 01.11.2019  в текущем году  не приведет  к тому, что  Б*** Д.В. будет им обеспечен свыше необходимого.

Таким образом,  доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  истца лекарственным препаратом *** с торговыми наименованиями: ***  по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора  города Димитровграда Ульяновской области  не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 января 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: