Судебный акт
О пересмотре кадастровой стоимости
Документ от 17.04.2020, опубликован на сайте 22.04.2020 под номером 87485, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                            Дело № 3а-121/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

17 апреля 2020 года                                                                        г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению  Зограбяна Рустама Нверовича, Зограбяна Артема  Нверовича к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

у с т а н о в и л:

 

Зограбян Р.Н., Зограбян А.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого здания животноводческого комплекса, площадью 10 359,2 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости в размере 11 647 789 руб.

Требования мотивировали тем, что они являются сособственниками указанного объекта недвижимости.

Кадастровая стоимость объекта  недвижимости с кадастровым номером *** утверждена в размере 29 813 466 руб. 82 коп.

Согласно отчету № 17-10/2019 об оценке рыночной стоимости нежилого здания, выполненному ООО «Эксперт центр», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 18 января 2013 года составляет 11 647 789 руб.

Значительное превышение кадастровой стоимости объекта  недвижимости над его рыночной стоимостью нарушает их права, поскольку влечет уплату налога на данное имущество в завышенном размере.

Административные истцы с учетом уточнения требований просили установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 18 января 2013 года в размере 11 750 318 руб.

Административные истцы Зограбян Р.Н., Зограбян А.Н. в судебное заседание не явились, в уточненном исковом заявлении просили рассмотреть административный иск в их отсутствие.

В судебное заседание представитель административных истцов Иванова О.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела судом извещена.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что орган регистрации прав, осуществляя внесение сведений в кадастр недвижимости о кадастровой стоимости  спорного объекта недвижимости на основании акта органа государственной власти, поступившего в установленном законом порядке, права и законные интересы административных истцов не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что не возражает против пересмотра кадастровой стоимости, пересмотр кадастровой стоимости в судебном порядке является правом административных истцов, которое Правительством Ульяновской области не оспаривается.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что разрешение заявленных требований по существу оставляет на усмотрение суда, не оспаривая право истцов на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Представители администрации МО «Кузоватовский район» Ульяновской области, МУ Администрации МО Лесоматюнинское сельское поселение Кузоватовского района Ульяновской области в судебное заседание не явились, в заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Агентства государственного имущества Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве на административный иск просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здания, строения, сооружения.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что объект недвижимости – нежилое здание животноводческого комплекса, площадью 10 359,2 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, принадлежит на праве общей долевой собственности Зограбян Р.Н. и Зограбян А.Н.

Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11 февраля 2020 года и возражений на административный иск ФГБУ «ФКП Росреестра» следует, что кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 18 января 2013 года определена в размере 29 813 466 руб. 82 коп.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *** были внесены в ЕГРН 3 октября 2013 года, следовательно, пятилетний срок истек 3 октября 2018 года. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости истцы в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области не обращался,  административный иск подан ими в суд 10 января 2020 года, то есть с пропуском срока.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административными истцами срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как кадастровая стоимость объекта недвижимости, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административных истцов. Очередная государственная кадастровая оценка в Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административными истцами своими правами.

Учитывая разницу рыночной стоимости здания, согласно представленному отчету независимого оценщика и его кадастровой стоимости, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 063/030-2020 данной экспертной организации рыночная стоимость объекта недвижимости – здания животноводческого комплекса, площадью 10 359,2 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 18 января 2013 года составляла 11 750 318 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Административными истцами, их представителем, представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым уточненные требования административных истцов  удовлетворить, установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 января 2013 года в размере 11 750 318  руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Зограбяна Рустама Нверовича, Зограбяна Артема  Нверовича о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания животноводческого комплекса, площадью 10 359,2 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 января 2013 года в размере 11 750 318 руб.руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 10 января  2020 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                      О.Е.Кинчарова