Судебный акт
О взыскании заработной платы
Документ от 17.03.2020, опубликован на сайте 13.04.2020 под номером 87426, 2-я гражданская, о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты, и компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Кудряшева Н.В.                                                           Дело № 33-1269/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 17 марта 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2693/2019 по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 декабря 2019 года, по которому постановлено:

Уточненные исковые требования Фадеева Вячеслава Юрьевича удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области в пользу Фадеева Вячеслава Юрьевича задолженность по заработной плате за сверхурочную работу за период с 31 октября 2018 года по 27 февраля 2019 года в сумме 34 563 рубля 76 копеек, денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 26.12.2018 по 17.12.2019 включительно в сумме 4204 руб. 97коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб., всего взыскать 48 768 руб. 73 коп.

В остальной части в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда Фадееву Вячеславу Юрьевичу отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя УФСИН России по Ульяновской области Мошкова А.Ю, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Фадеев В.Ю. обратился в суд с иском к УФСИН России по Ульяновской области о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов. В обоснование иска указал, что он проходил службу в федеральном казенном учреждении «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» по 31 мая 2019 на должностях среднего начальствующего состава. В соответствии с приказом УФСИН России по Ульяновской области от 28 мая 2019 года №*** он был уволен 31 мая 2019 года.

За период с 01 октября 2018 года по 28 февраля 2019 года ему не выплачена заработная плата в виде денежных средств причитающихся за сверхурочную работу и в ночное время. Всего за указанный период задолженность ответчика по основным выплатам составила 65 392 руб. 36 коп. Расчет задолженности прилагается. Работодатель не выполняет одну из своих основных обязанностей, предусмотренных законодательством и условиями контракта.

С учетом положений ст. 236 Трудового кодекса РФ на день обращения в суд денежная компенсация за задержку выплат составляет 9892 руб.32 коп. Кроме того, незаконными действиями работодателя ему причинен моральный вред.

С учетом уточнения иска просил взыскать с УФСИН России по Ульяновской области в его пользу задолженность по заработной плате в сумме 34 563 руб. 76 коп., денежную компенсацию за задержку выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в сумме 65 392 руб. 36 коп., судебные расходы.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на п. 14.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2005 № 76, согласно которому сотрудники могут при необходимости привлекаться к службе сверх установленного времени, службе в выходные и праздничные дни по письменному приказу за подписью начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в штате которого состоит сотрудник, с предоставлением соответствующих компенсаций. Считает, что УФСИН России по Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по заявленному иску. По мнению автора жалобы, надлежащим ответчиком по данному иску является ФКУ «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», в штате которого состоял истец. В поддержание своей позиции ссылается на судебную практику.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению, и иные выплаты компенсационного характер) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (ст. 132 ТК РФ).

Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Судом установлено, что Фадеев В.Ю. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы с 1994 года, в Федеральном казенном учреждении «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» с 07.04.2016 по 31.05.2019 – в должности ***. Приказом УФСИН России по Ульяновской области от 28 мая 2019 года №*** истец был уволен по п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).

Обращаясь с настоящим иском, Фадеев В.Ю. указал, что в период работы в ФКУ «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» с 01.10.2018 по 31.05.2019 ему не выплачена заработная плата за работу сверхурочно и в ночное время, настаивая на взыскании с ответчика 34 563 руб. 76 коп., а также компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда.

Удовлетворяя заявленные Фадеевым В.Ю. требования в части, суд первой инстанции правильно применил закон, подлежащий применению, и дал верную правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности.

Согласно ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14.3 Инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2005 г. № 76, сотрудники могут при необходимости привлекаться к службе сверх установленного времени, службе в выходные и праздничные дни по письменному приказу за подписью начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в штате которого состоит сотрудник, с предоставлением соответствующих компенсаций.

Учет времени, отработанного сверхурочно, ведется самим сотрудником и руководителем органа уголовно-исполнительной системы, подписавшим приказ о сверхурочной работе, или, по его поручению, руководителем бригады, старшим группы и т.п.

Данные учета отражаются в рапорте лица, осуществляющего учет, с указанием количества часов, отработанных конкретным сотрудником сверхурочно в каждый рабочий день.

Рапорт с соответствующим решением начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о привлечении к сверхурочной работе является основанием для оплаты этой работы.

Приказ о службе в выходные и праздничные дни и табель, подтверждающий службу в указанные дни, являются основанием для предоставления сотрудникам соответствующей компенсации (дополнительная оплата или предоставление других дней отдыха).

С 01.08.2018 вступил в силу Федеральный закон РФ от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон о службе в УИС).

Согласно статьи 55 Закона о службе в УИС сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6). Порядок предоставления сотруднику дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 10).

Согласно статье 97 Закона о службе в УИС до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа уголовно-исполнительной системы, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом ФСИН России от 27.05.2013 №269:

-сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 часов) производится доплата из расчета 20 процентов должностного оклада, рассчитанного за час работы (далее - часовая ставка) в ночное время, которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников (пункт 16).

-за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее -сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации (далее - денежная компенсация) в следующих размерах:

1)      оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка;

2)      сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка (пункт 17).

Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (пункт 19). Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности (пункт 20).

Приказами ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» от 01.09.2017 № 280 и от 28.02.2019 № 105 утверждены Правила внутреннего распорядка ФКУ «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области».

Исходя из вышеприведенных нормативных правовых актов, в том числе локальных, с учетом представленных ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» табелей учета рабочего времени за период с 1 октября 2018 года по 28 февраля 2019 года, приказов начальника ФКУ «Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области» об установлении графика дежурств в вышеуказанный период, суд верно пришел к выводу о том, что не выплаченная ответчиком сумма денежной компенсации за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни Фадеева В.Ю. с 31 октября 2018 года по 28 февраля 2019 года составила 34 563 руб. 76 коп., взыскав указанную сумму с ответчика.

Установив, что ответчик допустил задержку выплаты заработной платы в оспариваемый период, суд обоснованно, в соответствии со ст. 236 ТК РФ, взыскал с УФСИН России по Ульяновской области компенсацию в общей сумме 4204 руб. 97коп.

Размер взысканных судом сумм сторонами не оспаривается.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в настоящем споре УФСИН России по Ульяновской области не может являться надлежащим ответчиком, несостоятельны.

В рассматриваемом случае именно УФСИН России по Ульяновской области должно нести ответственность за невыплату заработной платы, поскольку по условиям служебного контракта Фадеев В.Ю. проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы, подведомственном УФСИН России по Ульяновской области.

Ссылка в апелляционной жалобе на судебную практику по аналогичным делам не может быть принята во внимание, поскольку действующим законодательством судебный прецедент не предусмотрен в качестве источника права и у суда отсутствует обязанность принимать решение по делу в соответствии с состоявшимся решением по другому судебному спору.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 декабря 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: