Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 17.03.2020, опубликован на сайте 13.04.2020 под номером 87424, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Берхеева А.В.                                                                       Дело № 33-1166/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  17 марта 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2501/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 5 декабря 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 29 января 2020 года, по которому постановлено:

Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в интересах Барановой Юлии Вячеславовны удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологичсеского агентства» обеспечить своевременное оформление рецептов Барановой Юлии Вячеславовне, *** года рождения, на лекарственные препараты *** с указанием торгового наименования *** (оригинальный препарат) и «*** с указанием торгового наименования *** (оригинальный препарат) в соответствии с медицинскими показаниями.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать обеспечение Барановой Юлии Вячеславовны, *** г.р., лекарственными препаратами *** с указанием торгового наименования *** (оригинальный препарат) и «*** с указанием торгового наименования *** (оригинальный препарат) по назначению врачей.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Барановой Юлии Вячеславовны денежные средства в размере 16 609,40 руб., затраченные на приобретение лекарственных препаратов *** (в том числе таблетки ***), ***.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., заключение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах Барановой Юлии Вячеславовны к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к своевременному оформлению рецептов на медицинский препарат и обеспечению медицинским препаратом, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата. В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что Министерством здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (далее - ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России) допущено нарушение прав Барановой Ю.В.

Баранова Ю.В., *** г.р., является инвалидом *** группы, имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств по рецептам врача.

Лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России Барановой Ю.В. выписаны рецепты для получения лекарственных препаратов ***. Кроме того, согласно выписке КБ №122 им. Л.Г.Соколова от 21.06.2019 Барановой Ю.В. необходимо принимать лекарственные препараты ***. Вместе с тем, при обращении в ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России с вопросом о назначении рекомендованного врачом лекарственного препарата ***, Барановой Ю.В. было отказано.

При обращении в аптечный пункт АО «УльяновскФармация» в г.Димитровграде в выдаче медицинских препаратов *** отказали по причине отсутствия их в наличии. В связи с отсутствием лекарственных препаратов Баранова Ю.В. приобрела их за собственные денежные средства, потратив 16 609,40 руб.

С учетом уточнения иска просил обязать ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России обеспечить своевременное оформление рецептов Барановой Ю.В. на медицинский препарат *** с указанием торгового наименования *** и *** с торговым наименованием *** (оригинальный препарат) в соответствии с медицинскими показаниями; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать обеспечение Барановой Ю.В. лекарственным препаратом *** с указанием торгового наименования *** и *** с торговым наименованием *** (оригинальный препарат) по назначению врачей; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Барановой Ю.В. денежные средства в размере 16 609,40 руб., затраченные на приобретение лекарственных препаратов «***.

Судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «УльяновскФармация».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Считает, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться, в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Поясняет, что действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата (медицинских изделий). Отмечает, что медицинское заключение учреждения КБ № 122 им. Л.Г. Соколова, на которое ссылается истец, носит рекомендательный характер. Обращает внимание на то, что лекарственный препарат *** не входит в перечни льготных лекарственных препаратов и медицинских изделий, в связи с этим закупка Министерством данного лекарственного препарата за счет средств федерального и регионального бюджета Ульяновской области, предусмотренных для льготного лекарственного обеспечения, не представляется возможным. Поясняет, что закупки лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан по бесплатным рецептам осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства также по МНН. Ссылается на п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Также ссылаясь на п. 6 ст. 33 указанного закона дополняет, что в настоящее время перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, Правительством Российской Федерации не утвержден. При этом добавляет, что врачебная комиссия, которая приняла решение о наличии у Барановой Ю.В. побочных эффектов, индивидуальной непереносимости на синонимы торговых наименований лекарственного препарата *** ФГБУЗ «КБ № 172 ФМБА» не проводилась. Просит учесть, что закупка лекарственных препаратов по торговому наименованию осуществляется по заявке территориальной поликлиники с приложением копии протокола заседания врачебной комиссии и документа, подтверждающего необходимость закупки пациенту лекарственного препарата по конкретному торговому наименованию. Кроме того, дополняет, что медицинские показания могут измениться, и Баранова Ю.В. возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Димитровграда Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Баранова Ю.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы, ей установлен диагноз: ***.

Согласно выписному эпикризу от 12.05.2017, Барановой Ю.А. 03.05.2017 проведена операция - ***.

В ноябре 2017 проведена повторная ***.

Из выписки Клинической больницы № 122 им. Л.Г.Соколова ФМБА от 21.04.2018 следует, что проведено обследование состояния Барановой Ю.В. в период с 17.04.2018 по 21.04.2018. Рекомендовано лечение, в том числе принимать лекарственные препараты: ***.

Согласно выписки Клинической больницы №122 им. Л.Г.Соколова ФМБА от 21.06.2019 проведено обследование состояния Барановой Ю.В. в период с 17.06.2019 по 21.06.2019. Рекомендовано лечение: ***.

Баранова Ю.В. обращалась в больницу с целью оформления рецептов на выписанные ей лекарственные препараты (оригинальные препараты), но в этом ей было отказано.

Согласно медицинской карте на приеме у терапевта ей было назначено лечение: ***. Сведения о выписанных рецептах на указанные препараты отсутствуют.

Согласно медицинской карте 11.07.2018 на приеме у врача-терапевта истице было назначено лечение: длительный прием препаратов: ***. При этом рецепты на лекарственные препараты не выписаны.

Истица Баранова Ю.В. по медицинским показаниям нуждалась в медицинских препаратах, назначенных ей врачом, однако своевременно не была ими обеспечена.

Полагая, что ответчиком нарушено право истицы на льготное обеспечение лекарственными препаратами по жизненным показаниям, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований.

Выводы суда мотивированы, оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не усматривает.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней.

Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены в том числе болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением (коды заболеваний по международной классификации болезней (***).

Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р был утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год.

Распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 № 2738-р был утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год.

Препарат *** включен в перечень, препарат *** в указанные перечни не включен.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Барановой Ю.В. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Судом установлено, что согласно выписному эпикризу Клинической больницы №122 им. Л.Г.Соколова ФМБА от 21.06.2019 Барановой Ю.В. рекомендовано лечение: ***

Стандарт медицинского помощи больным с *** в 2018-2019 годах не был разработан.

До настоящего времени действуют клинические рекомендации «***», которые объединяют основные принципы лечения с диагнозами: ***.

Согласно указанным клиническим рекомендациям после плановых ЧКВ всем пациентам со стабильной *** рекомендуется временное назначение двух *** препаратов с различным механизмом действия. Двойная *** терапия, включающая ***, является стандартом лечения для больных со стабильной ***, подвергаемых плановым ЧКВ. Для профилактики ССО всем пациентам со стабильной *** рекомендуется назначать статины для достижения целевого уровня *** При всех формах *** терапию статинами нужно начинать сразу после установления диагноза, независимо от уровней общего холестерина (ОХС) и ХсЛНП (в отсутствие прямых противопоказаний). Препараты: ***. Липидснижающая терапия статинами или эзетимибом при всех формах *** проводится, при отсутствии побочных эффектов, неопределенно долго.

Согласно выписки из медицинской карты стационарного больного от 21.06.2019 лечащим врачом рекомендовано применение оригинальных препаратов ***. Применение данных препаратов рекомендовано «длительно». Таким образом, врачом по медицинским показаниям определено, что замена лекарственного средства на аналог в рамках международного непатентованного наименования недопустима.

При таких обстоятельствах Министерством здравоохранения Ульяновской области могла быть осуществлена закупка лекарственных препаратов с конкретными торговыми наименованиями для обеспечения ими Барановой Ю.В., при наличии заключения врачебной комиссии и оформления документов ФГБУЗ «КБ №172 ФМБА России». Суд пришел к верному выводу, что истица не должна нести неблагоприятные последствия в виде необеспечения необходимыми лекарственными препаратами из-за несоблюдения лечебным учреждением порядка оформления соответствующей документации.

Учитывая, что Баранова Ю.В. имеет ограничения по приему лекарственных препаратов в плане возможности применения препаратов с конкретными торговыми наименованиями ***, как указано в выписке КБ № 122 им.Л.Г.Соколова ФМБА, суд первой инстанции правомерно обязал Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать обеспечение лечения истицы указанными препаратами.

Доводы жалобы ответчика об обратном противоречат материалам дела.

Как установлено судом истица Баранова Ю.В. рекомендованными ей лекарственными препаратами не была обеспечена, в связи с чем вынуждена была приобретать их за собственные денежные средства. Учитывая, что расходы на приобретение лекарственных препаратов истцом за личные денежные средства подтверждены документально, суд первой инстанции, с учетом вышеприведенных правовых норм обоснованно взыскал с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истицы денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных препаратов в размере 16 609 рублей 40 копеек. Размер указанных расходов ответчиком не оспаривался.

Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области не влияют на существо постановленного решения суда, опровергаются исследованными судом первой инстанции доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку в оспариваемом решении, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 5 декабря 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 29 января 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи