Судебный акт
О расторжении договора аренды земельного участка
Документ от 17.03.2020, опубликован на сайте 10.04.2020 под номером 87404, 2-я гражданская, о расторжении договора аренды земельного участка, обязании возвратить земельный участок и исключении записи о праве аренды, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Зобова Л.В.                                                                                Дело № 33-1024/2020                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       17 марта 2020 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю.,

судей Костенко А.П., Парфеновой И.А.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2342/2019 по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 02 декабря 2019 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области к Фахрутдинову Мирзазяну Миргасимовичу о расторжении договора аренды земельного участка отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Костенко А.П., представителей Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, администрации г. Ульяновска  Шамсутдиновой Л.М., Ионовой Н.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Фахрутдинова М.М.-Мурсеевой С.Е., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обратилось в суд с иском к Фахрутдинову М.М. о расторжении договора аренды земельного участка.

Исковые требования мотивированы тем, что 29.03.2011 между мэрией города Ульяновска и Фахрутдиновым М.М. заключен договор аренды земельного участка №24-1-759. В соответствии с указанным договором Фахрутдинову М.М. передан земельный участок с кадастровым номером 73:19:073701:929 площадью 1000 кв.м, находящийся по адресу: г. Ульяновск, Железнодорожный район, село Луговое, улица Советская, д. 39 В, под индивидуальное жилищное строительство. Согласно п.4.1 договора срок аренды земельного участка установлен с 18.11.2010 по 31.12.2020. В соответствии п.п. 2.4.2 договора арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. В соответствии п.п. 2.1.7 договора, арендодатель имеет право требовать досрочного расторжения договора аренды в случае использования земельного участка не по целевому назначению, использования земельного участка способами, приводящими к его порче и нарушению других условий договора. По результатам обследования земельного участка установлено, что Фахрутдиновым М.М. нарушаются условия договора аренды, а именно: земельный участок с кадастровым номером 73:19:073701:929 захламлен, зарос растительностью, не используется по назначению, свободен от строений, соответствующих целям предоставления земельного участка. Таким образом, ответчик не использовал земельный участок около 9 лет, своевременно не приступил к освоению земельного участка, не осуществляет мероприятия по охране земель, что оказывает негативное воздействие на землю и порчу.

В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 01.11.2018 №105 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области», п.п. 20 п. 2.2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/557-П и Законом Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-30 «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» с 01.01.2019 Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области переданы полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. 06.08.2019 Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области направило Фахрутдинову М.М. претензию, в которой сообщило о расторжении договора аренды от 29.03.2011 № 24-1-759.

Истец просит расторгнуть договор аренды земельного участка от 29.03.2011 №24-1-759, заключенный с Фахрутдиновым М.М., с кадастровым номером 73:19:073701:929, площадью 1000 кв.м, находящегося по адресу: город Ульяновск, Железнодорожный район, с. Луговое, ул. Советская, д.39В, для использования - под индивидуальное жилищное строительство; обязать Фахрутдинова М.М. возвратить Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области земельный участок с кадастровым номером 73:19:073701:929, площадью 1000 кв.м, находящийся по адресу: город Ульяновск, Железнодорожный район, с. Луговое, ул. Советская, д. 39 В, в состоянии, пригодном для его дальнейшего использования путем подписания акта приема-передачи земельного участка.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г.Ульяновска, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г.Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает доводы, изложенные в исковом заявлении. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Фахрутдиновым М.М. не предоставлено доказательств использования земельного участка по назначению.  При этом согласование в договоре аренды земельного участка срока его действия 10 лет, не свидетельствует о том, что стороны определили более длительный период возможного неиспользования земельного участка для строительства.

В соответствии с нормами гражданского законодательства при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом основанием для прекращения соответствующего права на землю является неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

В силу ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом, в случаях, когда арендатор: пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество; более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату; не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации настоящего Кодекса.

На основании п.2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно ст. 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, в том числе аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 данного Кодекса, в том числе, при неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Судом первой инстанции установлено, что 29.03.2011 между мэрией города Ульяновска и Фахрутдиновым М.М. заключен договор аренды земельного участка №24-1-759.

В соответствии с условиями договора ответчику передан в аренду земельный участок по адресу: г. Ульяновск, Железнодорожный район, с. Луговое, ул. Советская, д.39 В, кадастровый номер 73:19:073701:929, площадью 1000 кв.м, для использования под индивидуальное жилищное строительство.

Согласно п.4.1 договора срок аренды земельного участка установлен с 18.11.2010 по 31.12.2020.

В соответствии с п.п. 2.4.2 договора арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

Министерство строительство и архитектуры Ульяновской области, ссылаясь на то, что  Фахрутдинов М.М. допустил существенное нарушение условий договора аренды, не используя предоставленный земельный участок в соответствии с основным видом разрешенного использования в течение установленного срока, обратилось в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, находит его правильным, основанным на установленных по делу обстоятельствах и положениях закона.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Из содержания указанных норм в их взаимосвязи следует, что понятие «использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием» и понятие «своевременное использование (освоение) земельного участка» являются различными понятиями, вследствие чего неиспользование (неосвоение) земельного участка в течение того или иного времени не может рассматриваться как неиспользование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

В соответствии с абзацем шестым подпункта 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ обязанность по использованию земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, должна быть исполнена в течение трех лет.

При этом в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Учитывая, что договором аренды земельного участка от 29.03.2011 конкретные сроки его освоения не предусмотрены, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для досрочного расторжения договора аренды земельного участка.

Судебная коллегия, проверяя доводы жалобы, соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку они не противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Вопреки доводам апелляционной жалобы в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что арендатором осуществляются действия, направленные на освоение арендуемого земельного участка.

Так, судом установлено, что земельный участок, предоставленный ответчику в аренду, огорожен.

Согласно акту осмотра от 22.11.2019, на огороженном земельному участке расположены строительные материалы. При этом факт приобретения строительных материалов подтверждается накладными от 12.09.2011, 10.06.2015, 08.08.2016.

Разрешая спор, исходя из приведенных выше положений закона и установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств, которые в их совокупности подтверждали бы существенные нарушения ответчиком условий договора аренды, истец суду не представил.

В связи с чем суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств, жалоба не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 02 декабря 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: