Судебный акт
О включении периода в стаж работы в сельской местности
Документ от 17.03.2020, опубликован на сайте 10.04.2020 под номером 87374, 2-я гражданская, О включении периода работы в специальный стаж работы в сельском хозяйстве, о возложении обязанности произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мельникова О.В.                                                                      Дело № 33-1136/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    17 марта 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2-231/2019 по апелляционной жалобе Ткачева Александра Евгеньевича на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 декабря 2019 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Ткачева Александра Евгеньевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонному) о включении периода работы в специальный стаж работы в сельском хозяйстве, о возложении обязанности произвести  перерасчет  фиксированной  выплаты к  страховой  пенсии по  старости, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Ткачева А.Е., его представителя Филюшкиной С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ткачев А.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ в Инзенском районе Ульяновской области, пенсионный  орган) о включении периода в стаж работы в сельском хозяйстве, возложении обязанности произвести  перерасчет  фиксированной  выплаты к  страховой  пенсии по  старости. В обоснование иска  указал, что  является  получателем страховой  пенсии по старости. В октябре 2019 года ответчиком ему была прекращена  выплата повышенной на 25% фиксированной  выплаты к  страховой  пенсии  по  старости за  работу  в  сельском хозяйстве как  ошибочно  начисленная, при этом из его стажа работы в сельском хозяйстве исключен период трудовой деятельности с 1 января по 31 декабря 1992 года в должности «шофер-пожарный» в колхозе «В***», с чем он не согласен. В зимний период года он работал на пожарной машине, а с апреля по октябрь месяцы – на автомобиле марки ГАЗ-53, на которой отвозил доярок в летний лагерь и привозил их обратно. Колхоз В***» в настоящее время ликвидирован, распоряжения по основной деятельности и по личному составу по колхозу в муниципальный архив не переданы, вследствие чего предоставление каких-либо справок, подтверждающих характер работы и его должность, невозможно. Он на протяжении всей своей трудовой деятельности и по настоящее время проживал и проживает в сельской местности. Просил включить в стаж работы в сельском хозяйстве период работы в колхозе «В***» в должности шофера с 1 апреля по 15 октября 1992 года, обязать ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области произвести перерасчёт фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сторону увеличения на 25% с 1 января 2019 года.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ткачев А.Е. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что должность водителя автомобиля (шофера) включена в Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440. Настаивает на том, что факт его работы в должности шофера автомашины марки ГАЗ-53 подтвержден документально, а именно распоряжением ТОО «В***» от 25 марта 1992 года № 37. Поскольку документы о трудовой деятельности членов колхоза на хранение в архив не поступали, а колхоз «В***» прекратил свою деятельность 30 апреля 2007 года, он лишен возможности представить иные доказательства.

В возражениях на апелляционную жалобу Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В силу ч. 2 той же нормы суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Как разъяснено в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, социальной защиты.

В целях защиты пенсионных прав истца, а также недопущения необоснованных различий в объеме прав граждан и вариантах их защиты, судебная коллегия считает необходимым проверить решение суда в полном объеме.

На недопустимость таких различий в правах граждан, находящихся в одинаковых или сходных ситуациях, указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2014 года № 15-П.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ткачев А.Е. является получателем страховой пенсии по старости.

С 1 января 2019 года пенсионным органом Ткачеву А.Е. было установлено повышение фиксированной выплаты к  страховой пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Письмом от 2 октября 2019 года ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области уведомило Ткачева А.Е. о том, что ему произведен перерасчет пенсии, из стажа работы в сельском хозяйстве исключен период работы в ТОО «В***» с 1 января по 31 декабря 1992 года в должности шофера-пожарного,  продолжительность стажа работы в сельском хозяйстве определена ответчиком 29 лет 6 месяцев 1 день.

Полагая незаконным исключение из стажа работы в сельском хозяйстве указанного периода работы, а также перерасчет размера пенсии, Ткачев А.Е. обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Ткачева А.Е., суд первой инстанции исходил из того, что должность шофера-пожарного не предусмотрена названным выше Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, и характер работы истца в качестве шофера-пожарного именно в сельском хозяйстве документально не подтвержден.

Однако данные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, сделаны без учета фактических обстоятельств дела, что в силу ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.

Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) установлено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 данной статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи  17).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 утверждены список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Список от 29 ноября 2018 года); Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Правила от 29 ноября 2018 года).

В Списке от 29 ноября 2018 года среди профессий по каждому из разделов (растениеводство, животноводство) указана такая должность, как водитель автомобиля (шофер) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого (животноводческого) направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).

Согласно разделу 4 Списка от 29 ноября 2018 года право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» дает работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 года независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности

Пунктом 3 Правил от 29 ноября 2018 года установлено, что в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (подпункт «а»); периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком (подпункт «б»).

В соответствии с п. 5 Правил от  29 ноября 2018 года исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 данных Правил.

Пунктом 6 Правил от 29 ноября 2018 года предусмотрено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (подпункт «а»); периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 данных Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (подпункт «б»).

В пункте 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, закреплено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Из трудовой книжки колхозника Ткачева А.Е. следует, что он вступил в члены колхоза «В***» С*** района У*** области в 1969 году. В 1969 году истец работал в должности шофера, с ноября 1969 года по декабрь 1971 года – проходил службу в рядах Советской Армии; в 1972 году – вновь работал в колхозе шофером, в 1973 году – разнорабочим; с 1973 года по 1985 год – в должности шофера. Начиная с 1986 года, должность истца в его трудовой книжке колхозника указана как «шофер-пожарн.».

Как указано далее в трудовой книжке колхозника Ткачева А.Е., «в связи с реорганизацией колхоза «В***» в товарищество с ограниченной ответственностью «В***» считать работающим в прежней должности в товариществе «В***». Должность истца за 1992 год также указана как «шофер-пожарн.».

Материалами дела подтверждено, что колхоз «В***» был образован при разделении колхоза «В***» в 1965 году. В октябре 1992 года произошла реорганизация колхоза в сельскохозяйственное коллективное паевое товарищество с ограниченной ответственностью «В***». В июне 1999 года товарищество «В***» было реорганизовано в сельскохозяйственный производственный кооператив. В июне 2004 года на базе сельскохозяйственного производственного кооператива «В***» было образовано два хозяйства: СПК «В***» и ООО «К***».

В документах архивного фонда по колхозу «В***» по книгам учета и расчетов по оплате труда за 1992 год Ткачев А.Е. значится.

Материалами дела также подтверждено, и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что Ткачев А.Е. в 1992 году работал в организации, основным видом деятельности которой являлось сельское хозяйство, проживал и проживает в сельской местности.

Из буквального указания в трудовой книжке колхозника должности Ткачева А.Е. как «шофер-пожарн.» не следует, что Ткачев А.Е. работал пожарным.

Из пояснений в суде первой инстанции истца и свидетелей следует, что в спорный период, как и ранее с 1986 года, он работал шофером на пожарной автомашине, которая находилась на балансе Колхоза, а затем - товарищества с ограниченной ответственностью «В***».

Согласно нормам законодательства, действовавшего по состоянию на 1992 год (постановление Совета Министров СССР от 29 августа 1988 года № 1058, приказ МВД СССР от 29 марта 1989 года № 59), вопросы пожарной охраны находились в  ведении соответствующей службы, входящей в структуру МВД СССР.

Должность «водителя автомобиля (шофера)» колхоза, совхоза, иной организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, предусмотрена Списком от 29 ноября 2018 года, при этом не имеет значения, на автомобиле какого типа работал член колхоза. 

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что период работы истца с 1 января по 31 декабря 1992 года исключен ответчиком из стажа работы Ткачева А.Е. в сельском хозяйстве необоснованно.

Таким образом, решение суда подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение, которым обязать ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области включить в стаж работы Ткачева А.Е. в сельском хозяйстве период его работы в товариществе с ограниченной ответственностью «В***» с 1 января по 31 декабря 1992 года и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом увеличения на 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 декабря 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) включить в стаж работы Ткачева Александра Евгеньевича в сельском хозяйстве период его работы в товариществе с ограниченной ответственностью «В***» с 1 января по 31 декабря 1992 года и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом увеличения на 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

 

Председательствующий

 

Судьи