Судебный акт
Взыскание компенсации за приобретенные ТСР
Документ от 17.03.2020, опубликован на сайте 27.03.2020 под номером 87353, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа на технические средства для реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                         Дело № 33-1204/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              17 марта 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-4899/19 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 декабря 2019 года, с учетом определения того же суда от 10 января 2020 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

исковые требования Бадиной Татьяны Викторовны к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Бадиной Татьяны Викторовны в возмещение расходов на приобретение технических средств реабилитации 31 229 руб. 44 коп.

В остальном в удовлетворении требований Бадиной Татьяны Викторовны к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возмещении расходов на приобретение технических средств реабилитации отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения Бадиной Т.В., ее представителя адвоката Мустафиной Ю.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Бадина Т.В., в интересах несовершеннолетней Ю*** А.М., *** года рождения, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-УРО ФСС РФ) о возмещении расходов на приобретение технических средств реабилитации.

Требования мотивированы тем, что ответчик не обеспечил ребёнка инвалида техническими средствами реабилитации (далее – ТСР) в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации (далее – ИПР), принятой 09.12.2016 Бюро №14 ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области». В связи с этим она за свой счёт приобрела *** (9 980 руб.), *** (2 штуки - 13 600 руб.), *** (19 100 руб.), *** (120 штук - 1 349 руб. 70 коп.). Ответчик со ссылкой на то, что обеспечение ТСР осуществляется по месту жительства инвалида, отказал в выплате денежной компенсации.

Просила взыскать с ответчика 44 029 руб. 70 коп. в счёт возмещения расходов на приобретение ТСР, признать незаконным отказ ответчика в выплате компенсации, выраженный в письме от 25.09.2019.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Федеральное казённое учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Государственное учреждение – региональное отделение  Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УРО ФСС РФ просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении исковых требований. 

В обоснование жалобы указывает, что правовые основания для обеспечения спорными ТСР несовершеннолетней Ю*** А.М. за счёт средств федерального бюджета отсутствуют, поскольку последняя зарегистрирована в г.Н***, а согласно ч.14 ст.11.1 Закона №181-ФЗ ТСР представляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а так же иными заинтересованными организациями. Кроме того в обоснование своей позиции о невозможности обеспечения несовершеннолетней Ю*** А.М. спорными ТСР ссылается на разъяснения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2019 №13-3/13-1172. 

В возражениях на апелляционную жалобу Бадина Т.В., просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.    

Дело рассмотрено в отсутствие  представителя ответчика Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, представителей третьих лиц Федерального казённого учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Государственного учреждения – региональное отделение  Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, извещенных о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, несовершеннолетняя дочь истицы -  Ю*** А.М., ***  года рождения,  является ребенком-инвалидом (л.д.9, т.1).

Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Бюро № 14 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Ю*** А.М. выдана индивидуальная программа реабилитации (ИПР) от 9 декабря 2016 года, которой в разделе «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета» установлена нуждаемость Ю*** А.М., в том числе, в  *** (1 шт.), *** (2 шт.), *** (1 шт.), *** (3 шт. в день).

Как следует из материалов дела, Бадина Т.В. и ее несовершеннолетняя дочь Ю*** А.М. имеют регистрацию по месту пребывания, Бадина Т.В  на срок с 22 августа 2014 года по 22 августа 2044 года, а Ю*** А.М. с 8 августа 2014 года по 8 августа 2044 года по адресу: г.Ульяновск, ***, а постоянно Бадина Т.В. и Ю*** А.М. зарегистрированы по месту жительства по адресу: г.Н***, *** (л.д.8, т.1).

Бадиной Т.В. на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, *** (л.д.20, т.1).

Согласно представленным в материалы дела: кассовым чекам и товарным чекам  от 17 июля 2019 года Бадиной Т.В. у ИП К*** А.В. были приобретены *** за 9980 руб., *** (2 шт.) (стоимость 1 шт. – 6800 руб.) на общую сумму 13 600 руб., согласно  товарному чеку  от 21 марта 2019 года *** в количестве 120 штук (стоимость 1 единицы  11 руб. 25 коп.) на общую сумму 1349 руб. 70 коп. в ООО «Т***», согласно товарному чеку от 26 июля 2019 года у ИП К*** А.В. приобретена *** стоимостью 19 100 руб. (л.д.22, т.1).

Указанные технические средства реабилитации (ТСР) были приобретены Бадиной Т.В. самостоятельно у ИП К*** А.В. и в ООО «Т***» на общую сумму  44 029 руб. 70 коп., что подтверждается товарными и кассовыми чеками.

Бадина Т.В., являющаяся матерью ребенка-инвалида Ю*** А.М., обратилась в ГУ- Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации ребенка-инвалида, предусмотренное индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, разработанной 9 декабря 2016 года, а именно  за ***, ***, ***, *** на общую сумму 44 029 руб. 70 коп.

Согласно ответу ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 25 сентября  2019 года №01-15\7319-9198, основания для обеспечения ТСР инвалида (или равнозначного способа обеспечения – компенсации)  по месту ее пребывания за счет средств федерального бюджета у регионального отделения отсутствуют, рекомендовано обратиться с заявлением  по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации в региональное отделение по месту ее жительства (л.д.18, т.1).

 

Так ответчиком не оспаривалась нуждаемость ребенка-инвалида Ю*** А.М. в обеспечении указанными техническими средствами реабилитации и правомерность приобретения их истицей.

Отказывая в выплате компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, ответчик указал на то, что данная выплата должна производиться региональным отделением по месту  жительства инвалида.

Бадина Т.В. оспорила данный отказ в судебном порядке.

Разрешая спор, суд первой инстанции не установил правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований по тому основанию, что ребенок-инвалид Ю*** А.М. не имеет регистрации по месту жительства в г. Ульяновске, а зарегистрирована по месту пребывания.

В ходе рассмотрения дела суд установил факт постоянного проживания несовершеннолетней Ю*** А.М. в период, на который установлено действие индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, в г. Ульяновске. Данное обстоятельство подтверждено показаниями допрошенного в качестве свидетеля А*** А.А., проживающего в соседнем доме с семьей истицы, сведениями об обучении Ю*** А.М. в г. Ульяновске и записями в ее медицинской карте, о том, что с мая 2010 года по 2019 год она получает медицинское обслуживание в г. Ульяновске, кроме того, программа реабилитации ребенка-инвалида разработана Ульяновским бюро МСЭ.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

В силу ч.14 ст.11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В соответствии с п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии со ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п.1). Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п.2).

Статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» различает понятия место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно, и место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 24 ноября 1995 года № 14-П указал, что под «местом пребывания» и «местом жительства» подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом «место жительства» может означать как «постоянное проживание», так и «преимущественное проживание» и, согласно закону, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства. Свобода выбора места жительства является конституционным правом гражданина Российской Федерации. Вместе с тем закон возлагает на него обязанность регистрироваться и по месту пребывания, и по месту жительства.

Из содержания ст. 20 Гражданского кодекса РФ, статей 2 и 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан.

При таких данных, учитывая характер заявленных требований, отказ ответчика в выплате компенсации исключительно по основаниям отсутствия у ребенка-инвалида регистрации по месту жительства в городе Ульяновске и наличие регистрации по месту пребывания, судебная коллегия полагает не основанным на положениях действующего законодательства, регулирующего вопросы социального обеспечения инвалидов.

Как установлено по материалам дела истица и ее несовершеннолетняя  дочь Ю*** А.М. в интересах которой, она обратилась в суд с настоящим иском, постоянно и преимущественно проживают на территории г. Ульяновска.

Исходя из этого, вывод суда о том, что  истица имеет право на возмещение ей расходов за самостоятельное приобретение ТСР для ребенка-инвалида с ГУ- Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ является правомерным.

При определении размера денежной компенсации суд  исходил из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (пункт 3 Приказа № 57н).

Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме.

В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации (пункт 4 Приказа № 57н).

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления документа, удостоверяющего личность (пункт 5 Приказа № 57н).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (пункт 6 Приказа № 57н).

Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте «б» пункта 5 Порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункт 7 Приказа №57н).

ТСР законным представителем ребенка-инвалида были приобретены в июле 2019 года,  законный представитель обратилась с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации   в ГУ-УРО ФСС РФ - 6 августа 2019 года, суд первой инстанции, проанализировав государственные контракты на закупку ТСР, верно определил размер подлежащей выплате Бадиной Т.В. компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР  - 31 229 руб. 44 коп. (8 591 руб. 90 коп. + 11 862 руб. 04 коп. + 9 565 руб. 90 коп. + 1 209 руб. 60 коп.), частично удовлетворив заявленные исковые требования. Размер взысканной компенсации сторонами не оспаривается.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 декабря 2019 года, с учетом определения того же суда от 10 января 2020 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: