Судебный акт
Уменьшение размера исполнительского сбора
Документ от 24.03.2020, опубликован на сайте 27.03.2020 под номером 87329, 2-я гражданская, Об освобождении от взыскания исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Челбаева Е.С.                                                                      Дело № 33а-1251/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         24 марта 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования  «Барышский район» Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 30 декабря 2019 года по делу № 2а-632/2019, по которому постановлено:

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Администрации муниципального образования  «Барышский район» постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Барышскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России  по Ульяновской  области Сидоровой Натальи Владимировны от 2 декабря 2019 года  о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства                                     № 25541/18/73019-ИП, возбужденного 1 ноября 2018 года, на сумму 12 500 рублей до размера 37 500 рублей.

В остальной части административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная коллегия

 

установила:

администрация муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области  обратилась в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Барышскому району от 2 декабря 2019 года  при исполнении решения о возложении на  нее  обязанности в срок до 1 сентября 2018 года снести расселенный аварийный многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ульяновская область, г.***, пл.*** д.***.

В обоснование требований указала, что администрация организовала мероприятия по сносу данного многоквартирного жилого дома, дом фактически снесен. Но исполнение не окончено, поскольку не убран строительный мусор, который в ближайшее время будет вывезен. Сложность исполнения решения обусловлена тем, что одновременно было вынесено ещё шесть решений о сносе аварийных домов,  что потребовало значительного денежного финансирования. 

Просила  освободить от взыскания исполнительского сбора.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование  апелляционной жалобы  указывает доводы, аналогичные   исковому заявлению. Нарушение срока предоставленного для добровольного исполнения решения суда администрацией вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля, при соблюдении администрацией той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанности. При этом такими обстоятельствами являются, планирование расходной части бюджета МО «Барышский район», отсутствие объективной возможности внесения изменений в принятый бюджет на 2019 год, а также невозможностью исполнения всех семи решений Барышского городского суда.

В заседание суда апелляционной инстанции  стороны не явились,  о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст. 150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая требования административного истца, суд первой инстанции  верно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, проверил доводы сторон и пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения размера взысканного с  администрации  муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области  исполнительского сбора.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается.

Порядок взыскания исполнительского сбора, а также уменьшения и освобождения от уплаты исполнительского сбора установлен ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с приведенными нормами материального права и разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

При этом, законодателем ограничен размер, на который может быть уменьшен исполнительский сбор, одной четвертой частью от установленного законом размера.

Судом установлено, что решением  Барышского  городского  суда Ульяновской области от 23.04.2018 на администрацию муниципального образования  «Барышский район» возложена обязанность в срок до 01.09.2018  снести расселенный аварийный многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. ***, пл. ***, д.***.

01.11.2018 на основании указанного решения суда судебным приставом-исполнителем ОСП по  Барышскому району УФССП России по Ульяновской области Сидоровой Н.В.  было возбуждено исполнительное производство в отношении должника  администрации  муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области,  должнику   установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Определениями Барышского городского суда от 03.12.2018 предоставлена отсрочка исполнения решения до 01.05.2019,  от 28.05.2019 - до 01.09.2019, от                  13.09.2019 - до 01.10.2019.

Как следует из определения суда от 28.05.2019 года по состоянию на указанную дату дом № *** на пл. *** уже был снесен.

Постановлением  судебного  пристава-исполнителя от 02.12.2019 с администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

Исполнительский сбор является административной штрафной санкцией, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

При этом в соответствии с п.2 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в рассматриваемом споре - административным истцом.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Оснований  для  освобождения  должника от взыскания исполнительского сбора  судом не установлено. Вместе с тем,  суд  первой инстанции пришел к  выводу о наличии оснований для уменьшения исполнительского сбора.

Так, принимая решение об уменьшении взысканного с  администрации  муниципального образования «Барышский район»  исполнительского сбора до                    37 500 руб., суд учел степень вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа, финансовое положение должника, другие заслуживающие внимание обстоятельства, в том числе частичное исполнение должником требований исполнительного документа.

Оснований полагать установленный для должника судом размер исполнительского сбора завышенным или несправедливым не имеется; его размер,  определялся судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств и собранных по делу доказательств, получивших надлежащую правовую оценку, нарушений положений ст. 112 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ  «Об исполнительном производстве»  судом не допущено.

В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной.

Оспариваемое решение является законным и обоснованным. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих его отмену, не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 30 декабря               2019 года оставить без изменения,  апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области – оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение  шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через  Барышский  городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий                               Судьи: