Судебный акт
Пересмотр кадастровой стоимости
Документ от 18.03.2020, опубликован на сайте 24.03.2020 под номером 87272, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-142/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

18 марта 2020 года                                                                                          город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Чёгонова Владимира Николаевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Чёгонов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***

В обоснование заявленных требований указано, что указанный земельный участок принадлежит административному истцу на праве собственности.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года       № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» кадастровая стоимость участка определена в размере 4 139 774 руб. 87 коп.

При проведении государственной кадастровой оценки земельный участок был отнесен к 1-й группе видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, и его кадастровая стоимость была рассчитана исходя из удельного показателя для данной группы видов разрешенного использования – 6621 руб. 09 коп. за 1 кв.м.

Между тем, вид разрешенного использования земельного участка – под существующим жилым домом, являющимся индивидуальным, поэтому участок должен был быть отнесен ко 2-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки).

Чёгонов В.Н. просит пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, исходя из удельного показателя для 2-й группы видов разрешенного использования.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Правительство Ульяновской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в качестве заинтересованных лиц - администрация г.Ульяновска, ООО «КО-ИНВЕСТ».

В судебном заседании административный истец Чёгонов В.Н. заявденные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, дав аналогичные пояснения, также просил восстановить срок для обращения с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка. Полагал, что применению подлежит среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденное для кадастрового квартала ***.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился. В предварительном судебном заседании  представитель Управления Логинова А.М. с административным исковым заявлением не согласилась, поскольку орган регистрации прав не является надлежащим ответчиком по данному делу. Обратила внимание на пропуск административным истцом срока для обращения с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в письменных возражениях указал, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в реестр на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П, оснований для внесения в реестр сведений об изменении кадастровой стоимости у органа регистрации прав не имелось.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился. В предварительном судебном заседании представитель Министерства Степанова А.П. считала иск не подлежащим удовлетворению, так как результатом кадастровой оценки земельных участков, в том числе, земельного участка с кадастровым номером ***, является отчет оценщика.

Представители Правительства Ульяновской области, администрации г.Ульяновска, ООО «КО-ИНВЕСТ», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений в письменной форме не представили.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание,  извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, обозрев инвентарное дело на объект недвижимости, расположенный по адресу ***, суд приходит к следующему.

Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – 
НК РФ) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Материалами дела установлено, что Чёгонову В.Н. на праве собственности  принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 622 кв.м, расположенный по адресу: ***. Право собственности административного истца на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке.

В выписке из ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка указан как: под существующим жилым домом.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области 
от 18 января 2012 года № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года была определена в размере 4 139 774 руб. 87 коп., исходя из удельного показателя 1-й группы видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, на основании отчета № 429/11 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, составленного оценщиком ООО «КО-ИНВЕСТ».

Обращаясь с административным исковым заявлением, Чёгонов В.Н. указал, что при определении кадастровой стоимости земельный участок был ошибочно отнесен к   1-й группе видов разрешенного использования, что повлекло неправильное определение его кадастровой стоимости из расчета удельного показателя 1-й группы разрешенного использования, вместо определения кадастровой стоимости из удельного показателя 2-й группы видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** были внесены в ЕГРН 1 марта 2012 года, следовательно, пятилетний срок истек 1 марта 2017 года. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости Чёгонов В.Н. обратился в суд 12 февраля 2020 года, то есть с пропуском срока.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой рассчитывается земельный налог, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась.   Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ 
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (далее – Правила), и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 (действующих на момент составления отчета, далее – Методические указания), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.

Пунктом 1.2 Методических указаний установлены, в том числе следующие группы разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки     (п. 1.2.1); земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (п. 1.2.9).

Как следует из материалов дела, при проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ульяновской области определялась в разрезе видов разрешенного использования земельных участков, установленных в пункте 1.2 Методических указаний.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.

Отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, цели, для которой земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемой владельцем участка.

По смыслу пункта 2.2, подпункта 2.2.4 Методических указаний, определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.

Это предполагает необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования. Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.

Вид разрешенного использования принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером *** определен как «под существующим жилым домом».

По договору о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование от 10 октября 1952 года видно, что земельный участок предоставлялся под строительство индивидуального жилого дома.

Постановлением Главы города Ульяновска от 29 августа 2006 года № 3535 земельный участок с кадастровым номером *** предоставлен с видом разрешенного использования – под существующим жилым домом.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденными решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 года № 90, указанный земельный участок расположен в зоне Ж4 – зоне застройки многоэтажными жилыми домами. Одним из условно разрешенных видов использования земельных участков является индивидуальное жилищное строительство.

Как усматривается из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером *** расположен индивидуальный жилой дом, то есть земельный участок фактически используется для размещения на нем существующего индивидуального жилого дома.

Учитывая изложенное, земельный участок не мог быть отнесен к 1-й группе видов разрешенного использования.

Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе, а обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, - на заинтересованном лице, если оно возражает против удовлетворения заявления.

Административными ответчиками не представлено доказательств того, что осуществляемая административным истцом на указанном земельном участке деятельность позволяет отнести его к 1-й группе видов разрешенного использования.

Неверное отнесение земельного участка по виду разрешенного использования привело к увеличению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и указывает на наличие ошибки в данных сведениях, подлежащих внесению в состав сведений в ЕГРН, что соответственно повлекло неверное определение кадастровой стоимости, от которой зависит размер уплачиваемого налога, и как следствие нарушение прав и законных интересов административного истца.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование административного истца об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости исходя из удельного показателя для 2-й группы видов разрешенного использования является правомерным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от           18 января 2012 года № 21-П среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в кадастровом квартале ***, для 2-й группы видов разрешенного использования составляет 766 руб. 89 коп. Исходя из площади земельного участка 622 кв.м, его кадастровая стоимость при отнесении к 2-й группе видов разрешенного использования составит 477 005 руб. 58 коп.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Чёгонова Владимира Николаевича удовлетворить.

Установить по состоянию на 1 января 2011 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере       477 005 руб. 58 коп. исходя из среднего значения удельного показателя для 2-й группы видов разрешенного использования в размере  766 руб. 89 коп. за 1 кв. м, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области».

Датой подачи заявления считать 12 февраля 2020 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих изменений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                        Н.А. Пулькина