Судебный акт
Пересмотр кадастровой стоимости
Документ от 16.03.2020, опубликован на сайте 24.03.2020 под номером 87271, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-118/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2020 года                                                                                  город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Наумовой Галины Николаевны к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании установления в отношении них рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

 

Наумова Г.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- земельного участка, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- здания, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении них рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что указанными объектами недвижимости истец владеет на праве собственности, является плательщиком земельного налога и налога на имущество, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости объектов.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2011 г. – 1 527 365 руб. 62 коп., здания с кадастровым номером *** по состоянию на 1 ноября 2016 г. – 59 968 592 руб. 28 коп.

Согласно отчетам независимого оценщика об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от 26 декабря 2019 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2011 г. определена в 489 366 руб., здания с кадастровым номером *** по состоянию на           1 ноября 2016 г. – в 824 519 руб. 59 коп.

Несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца, как владельца объектов, поскольку влечет увеличение налоговых платежей.

Административный истец просил восстановить срок для обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости и установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца Горгиладзе С.Н. заявленные требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость объектов в соответствии с заключением судебной экспертизы.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указывает на то, что орган регистрации прав не принимал участия  в проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и утверждении ее результатов, прав административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу. Дата определения кадастровой стоимости земельного участка – 1 января 2011 г., здания – 1 ноября 2016 г.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в письменном отзыве решение оставил на усмотрение суда, не возражая против пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости, указав, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представители Правительства Ульяновской области в письменном отзыве не возражал против пересмотра кадастровой стоимости.

Представители администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, администрации МО «Чердаклинское городское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, письменных возражений в суд не направили.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здания, строения, сооружения.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что объект недвижимости – здание, кадастровый номер ***, расположенное по адресу: ***, на праве собственности принадлежит Наумовой Г.Н.

Кроме того, Наумова Г.Н. является собственником земельного участка, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***.

Из материалов дела следует, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 г. № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» и акта утверждения кадастровой стоимости от         1 ноября 2016 г. кадастровая стоимость здания определена в размере 59 968 592 руб. 28 коп.

Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости также следует, что на основании постановления Правительства Ульяновской области           № 21-П от 18 января 2012 г. кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 г. определена в размере 1 527 365 руб. 62 коп.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в ЕГРН 29 февраля 2012 г., следовательно, пятилетний срок по этому объекту на момент обращения в суд (9 января 2020 г.) истек. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости истец в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области не обращался.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца, очередная государственная кадастровая оценка земель в Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу между  рыночной стоимостью объектов недвижимости, определенную отчетами об оценке, представленными административным истцом, и их кадастровой стоимости, по делу была назначена экспертиза для определения рыночной стоимости объектов недвижимости, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 050/030-2020 от 26 февраля 2020 г. названного экспертного учреждения рыночная стоимость объектов недвижимости составила: земельного участка по состоянию на 1 января 2011 г. – 546 840 руб., здания по состоянию на 1 ноября 2016 г. – 890 542 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Наумовой Галины Николаевны о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на   1 января 2011 г. –  546 840 руб.

Установить кадастровую стоимость здания, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 ноября 2016 г. – 890 542 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 9 января 2020 г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                          Н.А. Пулькина