Судебный акт
Обязать устранить дефекты покрытия проезжей части муниципальной дороги
Документ от 17.03.2020, опубликован на сайте 25.03.2020 под номером 87240, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Зобова Л.В.                                                                         Дело № 33а-1059/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        17 марта  2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Камаловой Е.Я., 

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение  Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 20 ноября 2019 года по делу № 2а-2298/2019, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска,  действующего в интересах неопределенного круга лиц,  к администрации города Ульяновска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности привести в соответствие с эксплуатационными требованиями участок автомобильной дороги удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выразившееся в неисполнении возложенных обязанностей по содержанию муниципальной автодороги по проезду Энергетиков                   г. Ульяновска.

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» в срок до 1 июня 2020 года привести в соответствии с эксплуатационными требованиями участок муниципальной автодороги по проезду Энергетиков  города Ульяновска, а именно, а устранить дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин: 

в районе дома № 4А длиной 165 см, глубиной 7 см, площадью 1,73 кв;  длиной 196 см, глубиной 8 см, площадью 2,84 кв.м; 

в районе дома № 1 А длиной 110 см, глубиной 9 см, площадью 0,99 кв;  в районе дома № 3 длиной 75 см, глубиной 8 см, площадью 0,86 кв.м;

в районе дома № 3А длиной 68 см, глубиной 7 см, площадью 0,71 кв; длиной 72 см, глубиной 8 см, площадью 0,69 кв.м; длиной 130 см, глубиной 10 см, площадью 1,43 кв.м; длиной 194 см, глубиной 10 см, площадью 2,03 кв.м.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора                    Федечко  Ф.И.,  полагавшего  решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Железнодорожного района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц,  обратился в суд с административным иском к администрации  города Ульяновска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности привести в соответствие с эксплуатационными требованиями участок муниципальной автомобильной дороги по  проезду Энергетиков в Железнодорожном  районе города Ульяновска.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, проведенной прокуратурой Железнодорожного района  города Ульяновска, установлено, что администрацией муниципального образования «город Ульяновск» надлежащим образом не выполняются обязанности по содержанию муниципальных автомобильных дорог в надлежащем эксплуатационном состоянии.

Повреждённые участки дороги находятся в состоянии, не соответствующем требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, выбоины превышают предельно допустимые размеры.

Судом в качестве заинтересованных  лиц привлечены  Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации  города Ульяновска,                      МБУ «Дорремстрой».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска считает решение суда незаконным и необоснованным.  Указывает, что автомобильная дорога, расположенная на  проезде Энергетиков в Железнодорожном районе в городе Ульяновске, числится в реестре муниципальной собственности, передана в управление Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.  Данная дорога относится к четвертой технической категории. По сообщению МБУ «Дорремстрой» на текущий период  на данной  улице проведены работы по грейдерованию грунтового участка дороги на всем протяжении, недостатки дорожного покрытия устранены.  Просит решение суда отменить.

В возражениях на апелляционную жалобу  прокурор Железнодорожного района города Ульяновска просит решение  суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители  администрации города  Ульяновска, УМВД России по  Ульяновской области, Управления дорожного  хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, МБУ «Дорремстрой», УГИБДД  УМВД   России по Ульяновской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились,  о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 12 статьи 3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу пункта 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

В силу приведенных выше требований пункта 13 Основных положений обязанность по содержанию дорог и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и в силу статьи 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к вопросам местного значения городского округа относится  дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к автомобильным дорогам, определены  в ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.

Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 (п.5.2.4 вышеназванного ГОСТ).

В таблице 5.3   указаны предельные размеры отдельных  повреждений (выбоина, просадка, пролом), не должны превышать по длине 15 см и более,  глубиной  - 5 см и более, площадью, м2, равной или более

Старшим помощником  прокурора Железнодорожного  района города Ульяновска совместно с государственным инспектором дорожного надзора ЦДиТНПБДД  ГИБДД УМВД России по Ульяновской области 29 августа 2019 года  была проведена проверка эксплуатационного состояния проезда  Энергетиков  Железнодорожного района города Ульяновска.  В результате  проверки установлено:  в районе домов  4А, 1А, 3,    по  проезду  Энергетиков  имеются повреждения покрытия проезжей части,  затрудняющие движение транспортных средств.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию гльяновска, как собственника автомобильных дорог  местного значения в границах городского округа, обязанность по приведению указанных дорог в надлежащее состояние, отвечающее требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.

Довод апелляционной жалобы о том, что дорожную деятельность осуществляет отраслевой орган администрации города,   не опровергает вывода суда первой инстанции, поскольку в силу положений федерального законодательства осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Однако в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по  содержанию дорог,  несет именно данный орган местного самоуправления.

Ссылка в  апелляционной жалобе об исполнении решения суда  не может являться основанием для его отмены, поскольку на  момент  рассмотрения дела в суде первой инстанции  недостатки муниципальной дороги не были устранены.

Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые опровергали бы выводы, изложенные в решении суда. Фактически доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств, в связи с чем судебная коллегия находит их несостоятельными.

Учитывая, что принятое по делу решение соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, постановлено при полной и объективной оценке представленных доказательств, верном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного  районного суда города Ульяновска от                           20 ноября 2019 года  оставить без изменения, апелляционную жалобу  администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение  шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через  Железнодорожный районный  суд  города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи