Судебный акт
Право собственности на гараж
Документ от 03.03.2020, опубликован на сайте 20.03.2020 под номером 87230, 2-я гражданская, о признании права собственности на гараж, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мочалова О.И.                                                                               № 33-832/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                            3 марта 2020 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Бабойдо И.А., Старостиной И.М.,

при секретаре Скала П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3771/2019 по апелляционной жалобе администрации г.Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 14 ноября 2019 года, по которому постановлено:

исковые требования Кулагина Александра Яковлевича удовлетворить.

Признать за Кулагиным Александром Яковлевичем право собственности на гаражный бокс № ***, линия ***, площадью 42,4 кв.м, согласно техническому паспорту нежилого здания, составленному по состоянию на 18 сентября 2019 года, расположенный в гаражно-строительном кооперативе «Компас-3», находящемся по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Оренбургская, 25.

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., пояснения представителя администрации г.Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска – Сипатриной И.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Кулагин А.Я. обратился в суд с иском к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области  о признании права собственности на гаражный бокс.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что с 1 октября 1999 года является членом гаражно-строительного кооператива «Компас-3» (далее - ГСК «Компас-3») и владельцем гаражного бокса №*** линии ***, площадью 42,4 кв.м. Задолженности по вступительным и членским взносам не имеет, паевой взнос уплачен полностью. ГСК «Компас-3» был образован как юридическое лицо, целью деятельности ГСК является строительство и эксплуатация гаражей.

Гаражному кооперативу «Компас-3» передан в аренду земельный участок, площадью 19 057 кв.м, с кадастровым номером *** по адресу: г.Ульяновск, ул.Оренбургская, 25, под строительство гаражных боксов. Управлением Росреестра по Ульяновской области государственная регистрация права истца на гаражный бокс №*** по линии *** на основании справки о выплате паенакопления была приостановлена в виду отсутствия документов о сдаче в эксплуатацию гаражных боксов ГСК «Компас-3», в связи с чем истец не имеет возможности реализовать свои права на гаражный бокс.

Кулагин А.Я. просил суд признать за ним право собственности на гараж       №*** линии ***, общей площадью 42,4 кв.м, в ГСК «Компас-3».

Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчиков администрация г.Ульяновска, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - ГСК «Компас-3».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска указывает, что при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального права, а также неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу, надлежащими ответчиками по делу администрация г.Ульяновска и управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска  не являются.

Указывает, что разрешение на строительство, на ввод в эксплуатацию бокса № *** линии *** в ГСК «Компас-3» администрацией не выдавалось. Сведениями о владении, пользовании и наличии правовых оснований для признания за истцом прав на указанный гаражный бокс они не располагают.

При обращении с настоящим иском истцом не указано, в чем состоит нарушение его прав, а также несоблюдение правовых норм ответчиками.

В силу Закона Ульяновской области от 3 июля 2015 года № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», с 1 января 2016 года полномочия администрации города по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

В настоящее время полномочия Агентства осуществляет Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, которое, наряду с ГСК «Компас-3», по мнению автора жалобы, и должно быть привлечено в качестве ответчика.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Кулагина А.Я. – Гончарова Н.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемого представителем ответчика администрации города Ульяновска судебного решения в апелляционном порядке по доводам вышеприведенной жалобы не установлено.

Согласно пункту 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации внесение членом гаражного или иного потребительского кооператива, другими лицами, имеющими право на паенакопление, полностью паевого взноса за гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, служит основанием для приобретения права собственности на указанное имущество.

Судом установлено, что ГСК «Компас-3», находящийся по адресу: г.Ульяновск, ул. Оренбургская, 25, создан с целью удовлетворения потребностей членов кооператива в строительстве гаражей, а также последующей их эксплуатации.

В соответствии с постановлениями главы администрации г.Ульяновска от №3958 от 8 августа 2014 года и № 4801 от 19 сентября 2014 года ГСК «Компас-3» был передан в аренду земельный участок, площадью 19 057 кв.м, с кадастровым номером *** по адресу: г.Ульяновск, Заволжский р-н, ул. Оренбургская, 25 (земли населенных пунктов, территориальная зона Ж4, вид разрешенного использования – стоянки автомобильного транспорта), для строительства гаражей.

20 января 2015 года между ГСК «Компас-3» и Комитетом по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска заключен договор аренды № 24-2-74 земельного участка по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, ул. Оренбургская, 25, площадью 19 057 в.м, с кадастровым номером *** (часть участка), из земель населенных пунктов, территориальная зона Ж4, вид разрешенного использования – стоянки автомобильного транспорта, для строительства гаражей, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, являющимся неотъемлемой частью договора.

Ввиду того, что ни одна из сторон договора аренды не заявила об отказе от договора от 20 января 2015 года № 24-2-74, указанный договор считается возобновленным на неопределенный срок.

Из справки ГСК «Компас-3» №9 от 13 июля 2019 года следует, что истец Кулагин А.Я. является членом данного кооператива, на законных основаниях владеет боксом № *** линия ***, сумма пая данным лицом выплачена полностью 1 октября 1999 года, задолженности по членским взносам не имеется.

На гаражный бокс №*** в ГСК «Компас-3» составлен технический паспорт, согласно которому гаражный бокс, площадью 42,4 кв.м, в эксплуатацию не сдан.

Земельный участок, на котором расположен гараж, используется истцом по его целевому назначению – для размещения гаража.

Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы №*** от 5 ноября 2019 года гаражный бокс №***, линия ***, расположенный в ГСК «Компас-3», требованиям СНиП и другим строительным нормативным документам соответствует.

Факт нахождения указанного гаража в границах предоставленного ГСК «Компас-3» земельного участка подтверждается проведенным по делу экспертным исследованием и согласуется с имеющимися в деле доказательствами.

Установив указанные обстоятельства и принимая решение о признании за истцом права собственности на гараж, суд первой инстанции исходил из того, что спорный гараж возведен на законных основаниях, находится в пределах земельного участка, отведенного гаражному кооперативу в соответствии с законодательством, действующим на тот период времени, Кулагин А.Я. является членом гаражного кооператива, паевой взнос за гараж выплачен полностью, гараж использует по назначению, нарушений при строительстве и эксплуатации гаража не установлено.

Указанные выводы суда является правильным и основанным на нормах действующего материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация города Ульяновска и управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска не являются надлежащими ответчиками по делу, судебной коллегией признаются несостоятельными.

Вопреки доводам апелляционной жалобы предметом спора является не незаконность использования истцом земельного участка под гаражом и самого гаражного бокса, а невозможность регистрации прав истца на принадлежащий ему объект недвижимости.

Суд первой инстанции верно указал в решении, что администрация г. Ульяновска является органом, ведающим вопросами контроля и выдачи разрешений на строительство и ввода объектов в эксплуатацию, соответствующее разрешение администрацией выдано не было, что привело к обращению истца в суд за защитой своего права.

Гарантированное право каждого гражданина Российской Федерации на владение, пользование и распоряжение принадлежащим имуществом, с учетом требований статьи 18 Конституции Российской Федерации, являются непосредственно действующим и определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации указанное право может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В развитие приведенных положений, статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что самовольной постройкой является строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 3 июля 2007 года № 595-О разъяснил, что самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.

Собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.

Исполнительные органы города каких-либо мер к оспариванию правомерности строительства гаража № ***, линия *** в ГСК «Компас-3» в течение длительного времени не предпринимали, то есть фактически признали законность указанного объекта недвижимого имущества.

Требований о сносе гаража по основаниям, предусмотренным положениями статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, к истцу не предъявлялись.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем доводам сторон судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 14 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска  - без удовлетворения.

 

Председательствующий        

 

Судьи: