Судебный акт
О взыскании социальной выплаты
Документ от 03.03.2020, опубликован на сайте 23.03.2020 под номером 87195, 2-я гражданская, о взыскании социальной выплаты на приобретения жилья в сельской местности, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Жучкова Ю.П.                                                        Дело № 33-734/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         3 марта 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1-359/2019 по апелляционной жалобе Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 14 ноября 2019 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области к Трузину Вадиму Вячеславовичу о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий  Ульяновской области (далее – Минсельхоз Ульяновской области, Министерство) обратилось в суд с иском к Трузину В.В. о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности. В обоснование иска указало, что в целях реализации мероприятий, предусмотренных программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»,  утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 (далее – Программа), Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области и администрацией муниципального образования (далее – МО) «Карсунский район» Ульяновской области  заключено Соглашение от 29 мая 2015 года № *** о предоставлении субсидий бюджету МО «Карсунский район» Ульяновской области на реализацию мероприятий Программы на 2015 год. 11 октября 2011 года Трузин В.В. обратился в администрацию МО «Карсунский район» с заявлением о включении его в Программу «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858, при этом обязался осуществить целевое использование полученных финансовых средств в сроки, предусмотренные данной Программой. В целях реализации мероприятий, предусмотренных Программой, 22 июня 2015 года ответчику на состав семьи 3 человека было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере 680 400 рублей. Согласно ст. 29 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»), жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, в срок, установленный органом исполнительной власти. Пунктом 2.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27 мая 2014 года № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» установлено, что срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи составляет не более 1 года со дня окончания срока действия свидетельства. Таким образом, Трузин В.В. обязан был оформить жилое помещение в общую долевую собственность всех членов семьи в июне 2017 года. 2 июля 2019 года Министерством в адрес Трузина В.В. направлено требование о предоставлении в администрацию МО «Карсунский район» копии свидетельства о праве собственности на жилое помещение, построенное за счет социальной выплаты, в течение 30 календарных дней с момента получения требования, либо вернуть социальную выплату в добровольном порядке. До настоящего времени указанные документы Трузиным В.В. не представлены. Министерство просило взыскать с Трузина В.В. денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере 680 400 рублей, из них в бюджет Российской Федерации - 370 995 рублей, в бюджет Ульяновской области - 306 003 рублей, в бюджет муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области - 3402 рублей.

Рассмотрев исковые требования, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Минсельхоз Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что судом неправомерно принято в качестве основания для отказа в иске ходатайство Трузина В.В. о пропуске Министерством срока исковой давности, поскольку данный срок следует исчислять не с момента выдачи свидетельства, а с момента фактического зачисления денежных средств на счет ответчика. Именно с даты зачисления денежных средств на счет ответчик получил право ими распоряжаться и использовать на строительство жилого помещения. До настоящего времени Трузиным В.В. не представлены документы о регистрации права собственности на жилое помещение на всех членов семьи.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени  и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 11 февраля 2011 года Трузин В.В. обратился  в администрацию МО «Карсунский район» с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858; жилищные условия ответчик планировал улучшить путем строительства жилого дома в ***. К***.

По результатам рассмотрения заявления Трузин В.В. был включен в список № 2 участников мероприятий – получателей социальных выплат по муниципальному образованию «Карсунский район» на 2015 год.

22 июня 2015 года Трузину В.В. было выдано свидетельство № *** которым удостоверено, что Трузин В.В. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», а также предоставлена социальная выплата на строительство жилья в размере 680 400 рублей, в том числе: из средств федерального бюджета – 370 995 рублей, из средств бюджета субъекта Российской Федерации (Ульяновской области) – 306 003 рубля, из средств местного бюджета – 3402 рубля.

Поскольку документы, подтверждающие использование социальной выплаты на строительство жилого помещения согласно условиям Программы, ответчиком представлены не были, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на пропуск Министерством срока исковой давности, о чем было заявлено ответчиком при рассмотрении спора.

Однако, данный вывод суда сделан без учета и проверки фактических обстоятельств дела, основан на неверном применении норм материального права, что в силу ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.

Как указано в ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.

Пунктом 1 ст. 197 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п.1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года была утверждена федеральная целевая программа (далее – ФЦП) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», которая действовала до 01 января 2018 года.

Реализация мероприятий названной ФЦП в настоящее время осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1544.

Основными задачами ФЦП являлись: удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года также было утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к ФЦП), которым  установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее – Типовое положение).

В соответствии с п. 2 Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Пунктом 4 Типового положения установлено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению № 6 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»);

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;

г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях названного Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно п. 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома (п.п. «б»).

Как указано в п. 12 Типового положения, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Получатель социальной выплаты в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, представляет свидетельство в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальной выплаты (п. 24 Типового положения).

Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 30 Типового положения).

Пунктами 2.1, 2.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27 мая 2014 года № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что доля собственных и (или) заемных средств граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, при использовании права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности должна составлять 30 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья (п. 2.1); срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности при получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, - не более 2 месяцев со дня окончания срока действия такого свидетельства (п. 2.3).

В настоящее время установленный п. 2.3  постановления Правительства Ульяновской области от 27 мая 2014 года № 196-П (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 30 января 2018 года № 55-П) срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, при получении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, увеличен и не может быть более 1 года со дня окончания срока действия такого свидетельства.

Материалами дела подтверждено, что социальная выплата, право ответчика на получение которой было удостоверено свидетельством от 22 июня 2015 года, перечислена Трузину В.В. тремя платежами: 25 июня 2015 года – 370 995 руб. 00 коп.; 15 июля 2015 года – 306 003 руб. 00 коп.; 21 июля 2015 года – 3402 руб. 00 коп.

Таким образом, только с момента получения всей суммы социальной выплаты – 21 июля 2015 года у ответчика возникло право на ее реализацию в рамках ФЦП, в связи с чем срок действия свидетельства – один год следует исчислять также с указанной даты.

Как указано выше, на момент возникновения спорных правоотношений срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности при получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, составлял не более 2 месяцев со дня окончания срока действия такого свидетельства.

Тем самым, срок исковой давности (три года) по требованиям Министерства об истребовании социальной выплаты следует исчислять с 22 сентября 2016 года (срок действия свидетельства до 21 июля 2016 года, срок оформления жилого помещения в собственности – не более 2 месяцев).

Материалами дела также подтверждено, что с настоящим исковым заявлением Министерство обратилось в суд с иском к Трузину В.В. 21 сентября 2019 года, то есть в пределах срока исковой давности.

Таким образом, вывод суда о пропуске Министерством срока исковой давности по требованиям к Трузину В.В. о взыскании социальной выплаты не основан на законе и противоречит материалам дела.

Разрешая по существу требования Минсельхоза Ульяновской области к Трузину В.В., судебная коллегия исходит из следующего.

Пунктом 30 Типового положения установлено, что жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (абзац 1).

Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность (абзац 4).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 года № 2-П абзацы первый и четвертый пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - они предполагают, что решение суда по иску органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о взыскании с получателя социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты в случае, если ее получатель не осуществил регистрацию права собственности на жилое помещение в срок, определенный нормативным актом субъекта Российской Федерации, должно приниматься на основе установления и исследования всех имеющих значение для разрешения дела обстоятельств, в том числе причин пропуска данного срока, разумности и осмотрительности действий получателя социальной выплаты, соблюдения им условий ее использования, предусмотренных нормативными актами и договором о ее предоставлении.

Конституционно-правовой смысл абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, выявленный в Постановлении от 14 января 2020 года № 2-П, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Из материалов дела следует, что Трузин В.В. является собственником земельного участка по адресу: У*** о***, р.п. К***, у***. Т***, д. ***.

9 апреля 2015 года МБУ «Управление капитального строительства» муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области Трузину В.В. была согласована схема планировочной организации земельного участка по указанному адресу.

10 апреля 2015 года администрацией муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области Трузину В.В. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на названном выше земельном участке.

Сведения о регистрации права общей долевой собственности на жилой дом на принадлежащем Трузину В.В. земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Из представленных администрацией муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области в суд апелляционной инстанции фотоматериалов усматривается отсутствие строения на земельном участке по адресу: У*** о***, р.п. К***, у***. Т***, д. ***.

Сам Трузин В.В., будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции, а также о необходимости представления доказательств строительства им жилого дома, в судебное заседание не явился и соответствующих доказательств не представил.

В заявлении, адресованном в суд апелляционной инстанции, Трузин В.В. просит рассмотреть дело в свое отсутствие, указывая, что работает в настоящее время в г.Москве.

Изложенные выше обстоятельства подтверждают, что жилое помещение на средства социальной выплаты Трузиным В.В. не возводилось, в связи с чем исходя из приведенных выше положений закона орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты.

Таким образом, решение суда подлежит отмене; по делу надлежит принять новое решение, которым исковые требования Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области к Трузину В.В. удовлетворить; взыскать с Трузина В.В. денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности, в размере 680 400 руб., из них в бюджет Российской Федерации – 370 995 руб., в бюджет Ульяновской области – 306 003 руб., в бюджет муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области – 3402 руб., в лице Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области.

На основании статей 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Трузина В.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 10 004 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 14 ноября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области к Трузину Вадиму Вячеславовичу о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности удовлетворить.

Взыскать с Трузина Вадима Вячеславовича денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности, в размере 680 400 руб., из них в бюджет Российской Федерации – 370 995 руб., в бюджет Ульяновской области – 306 003 руб., в бюджет муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области – 3402 руб. в лице Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области.

Взыскать с Трузина Вадима Вячеславовича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 10 004 Руб. 00 коп.

 

Председательствующий

 

Судьи