Судебный акт
О взыскании еомпенсации за ТСР
Документ от 03.03.2020, опубликован на сайте 24.03.2020 под номером 87172, 2-я гражданская, о компенсации средств потраченных на приобретение коленных суставов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                     Дело № 33-1037/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    3 марта 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Нагорного В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-4719/19 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 ноября 2019 года, по которому постановлено:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу Федотовой Диляры Шамильевны расходы на приобретение технических средств реабилитации (***.) для ребенка-инвалида Ф*** Н*** С*** в сумме 83 985,42 руб.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя ГУ-УРО ФСС РФ Купчиной О.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Нагорного В.А., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Заволжского района города Ульяновска, действующий в интересах Федотовой Диляры Шамильевны и несовершеннолетнего Ф*** Н*** С*** обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ-УРО ФСС РФ) о взыскании расходов на приобретение технических средств реабилитации.

Требования обосновал тем, что проведенная проверка выявила нарушение прав ребенка-инвалида на предоставление мер государственной социальной поддержки в виде обеспечения техническими средствами реабилитации. 01.04.2016 согласно справке МСЭ-2013 № *** Ф*** Н*** С*** установлена инвалидность категории «***» повторно, сроком до 31.10.2024. 17.12.2018 учреждением медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России Бюро № 14 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» в отношении Ф*** Н.С. утверждена индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида сроком до 31.10.2024. Согласно данной программе Ф*** Н.С. подлежит обеспечению: ***. Законный представитель Федотова Д.Ш. обращалась в уполномоченный орган с заявлением о компенсации денежных средств за самостоятельно приобретённые у ИП Кочетковой М.А. технические средства реабилитации: ***, однако, в компенсации средств отказано по причине того, что документы ИП Кочетковой М.А. выданы без применения контрольно-кассовой техники. С 01.01.2019 полномочия по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации переданы ответчику.

Просил суд обязать ГУ УРО ФСС РФ выплатить Федотовой Д.Ш. компенсацию средств, самостоятельно затраченных на приобретение для ребенка-инвалида - Ф*** Н*** С*** *** в размере 152 700 рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определённого места жительства и занятий в г.Ульяновске», ИП Кочеткова М.А., в качестве законного представителя несовершеннолетнего Федотова Н.С. – Федотова Д.Ш.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ УРО ФСС РФ просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

В обоснование жалобы указывает, что выплата за самостоятельно приобретённые средства реабилитации производится в соответствии с Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретённые инвалидом технические средства реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утверждённым Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н (п.5 данного приказа подразумевает представление инвалидом или его законным представителем необходимого пакета документов, подтверждающих приобретение средства реабилитации и его стоимость). Отмечает, что чеки, представленные Федотовой Д.Ш., не могут являться надлежащим доказательством, поскольку они были выданы ИП Кочетковой М.А. без применения контрольно-кассовой техники, как того требует Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации».

Кроме того обращает внимание, что в индивидуальных программах реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида № *** от 23.03.2016 и №*** от 04.05.2017 среди рекомендуемых средств реабилитации *** не были указаны. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида №***, выдана бюро №14 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» 17.12.2018. 18.12.2018 для Ф*** Н.С. были приобретены *** у ИП Кочетковой М.А. по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка, ул. Новокомбинатовская, д. 14 при том, что фактически Федотовы проживают по адресу: ***, д.10. 19.12.2018 данные товарные чеки были сданы для получения компенсации в Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определённого места жительства и занятий в г.Ульяновске».

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетний Ф*** Н.С., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, согласно справке МСЭ-2013 №*** инвалидность установлена повторно, сроком до 31.10.2024.

17.12.2018 несовершеннолетнему оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида № ***/2018, согласно которой он подлежит обеспечению, в том числе следующими техническими средствами реабилитации: ***.

Срок реабилитационных мероприятий установлен до достижения ребенком-инвалидом возраста 18 лет - до 31.10.2024.

Как следует из представленных доказательств, а также не оспаривается сторонами, законный представитель ребенка-инвалида Федотова Д.Ш. 18 декабря 2018 года приобрела*** на общую сумму 152 400 рублей, что подтверждается товарными чеками от 18.12.2018.

19.12.2018 законный представитель ребенка-инвалида обратилась в уполномоченный на тот момент орган – Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске с письменным заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР ***, к которому приложила товарные чеки о приобретении названных ТСР.

На момент рассмотрения дела ребенок-инвалид указанными ТСР не обеспечен и компенсация его законному представителю не выплачена.

Полагая права ребенка-инвалида нарушенными, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, *** относятся к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу п. 5 Правил от 7 апреля 2008 года уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ, и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н (далее – Приказ № 57н), который предусматривает, что компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (пункт 3 Приказа № 57н).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме.

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации (пункт 4 Приказа № 57н).

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления документа, удостоверяющего личность (пункт 5 Приказа № 57н).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (пункт 6 Приказа № 57н).

Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте «б» пункта 5 Порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункт 7 Приказа №57н).

Поскольку ТСР законным представителем ребенка-инвалида были приобретены в 2018 году, тогда же в 2018 году (19 декабря 2018 года) законный представитель обратилась с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации в уполномоченный орган - Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске, в дальнейшем с 01.01.2019 полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации были переданы ГУ-УРО ФСС РФ, суд первой инстанции правомерно взыскал с ГУ-УРО ФСС РФ в пользу истца компенсацию за самостоятельно приобретенные ТСР.

Доводы жалобы ответчика о том, что расходы законного представителя за самостоятельно приобретенные ТСР не подтверждены надлежащими документами, а именно кассовым чеком, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены судебного решения.

Из приведенных выше положений закона следует, что расходы на приобретение ТСР должны быть подтверждены инвалидом документально, и в рассматриваемом случае таким документом являются товарные чеки.

Сам факт нуждаемости ребенка-инвалида в приобретенных законным представителем ТСР и их приобретения ответчиком не оспаривается.

Отсутствие кассового чека, как и нарушение продавцом – ИП Кочетковой М.А. порядка использования контрольно-кассовой техники не может быть поставлено в вину стороне истца, и являться поводом для отказа в выплате спорной компенсации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 ноября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: