Судебный акт
Оспаривание генерального плана
Документ от 05.03.2020, опубликован на сайте 18.03.2020 под номером 87165, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-119/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

5 марта 2020 года                                                                                   город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Шайхутдиновой К.П.,

с участием прокурора Сальникова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области от 6 декабря   2011 г. № 46-16-11 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Старомайнское городское поселение»,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

решением Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области (далее – Совет депутатов) от 6 декабря 2011 г. № 46-16-11 утвержден Генеральный план муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области (далее - Генеральный план).

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Совета депутатов от 6 декабря 2011 г. № 46-16-11 в части включения в границы рабочего поселка Старая Майна Ульяновской области участков, расположенных на землях лесного фонда: части выделов 1-42 квартала 38 Старомайнского участкового  лесничества Старомайнского лесничества Ульяновской области.

В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что оспариваемым нормативным правовым актом установлены границы муниципального образования «Старомайнское городское поселение». Согласно Генеральному плану в эти границы включены перечисленные лесные участки.

Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, следовательно, по мнению административного истца, названные лесные участки отнесены к категории земель населенного пункта. Однако такой перевод земель из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта осуществлен с нарушением установленного законом порядка, поскольку проект Генерального плана не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства. Органы местного самоуправления муниципального образования «Старомайнское городское поселение» распоряжаются названными лесными участками по своему усмотрению без согласования с собственником этих земель - Российской Федерацией.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве заявленные требования просит оставить без удовлетворения. В предварительном судебном заседании представитель Совета депутатов Базанов Н.Б. не оспаривал факт включения в границы муниципального образования земель лесного фонда.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в судебное заседание не явились, письменных возражений в суд не направили.

Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г.            № 131-ФЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов городского поселения.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в Уставе муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области, принятого решением Совета депутатов от 16 декабря 2005 г. № 11, действовавшего в период подготовки и утверждения Генерального плана.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании «Старомайнское городское поселение» в соответствии с его Уставом является Совет депутатов.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Советом депутатов в пределах, предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.

Обращаясь к вопросу о соблюдении процедуры принятия данного нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

Подпунктом «в» пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.

В пунктах 29, 30 Постановления от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его опубликования и вступления в силу.

При этом обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, предусмотренных главой 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, являются публичные слушания.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусматривал, что проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, которые проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования (часть 11 статьи 24, часть 3 статьи 28).

Доказательств назначения и проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана в материалы дела административным ответчиком не представлено.

Данное обстоятельство в силу положений статей 24 и 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о ненадлежащем информировании населения городского поселения о готовящемся к принятию документе градостроительного планирования, и, как следствие, о нарушении права на участие в публичных слушаниях по проекту генерального плана, нарушении установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.

При таких обстоятельствах в отсутствие необходимой процедуры проект Генерального плана МО «Старомайнское городское поселение» не мог представляться на утверждение Совету депутатов муниципального образования указанного поселения и утверждаться им.

Кроме того, в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 35 Федерального закона от      6 октября 2003 г. № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Частью 1 статьи 24 Устава муниципального образования предусмотрено, что совет депутатов поселения состоит из 12 депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Совет депутатов поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от общей численности депутатов, установленной настоящим Уставом.

В исключительной компетенции совета депутатов находятся, в том числе: утверждение генерального плана (пункт 17 части 1 статьи 25  Устава муниципального образования).

Как указано в частях 1 и 2 статьи 26 Устава муниципального образования, порядок организации деятельности Совета депутатов определяется настоящим Уставом и Регламентом, утверждаемым Советом депутатов. Совет депутатов поселения принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, на заседаниях.

Однако протокол заседаний Совета депутатов от 6 декабря 2011 г. административным ответчиком не представлен.

По общему правилу, обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Между тем каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих соблюдение процедуры принятия оспариваемого решения, административным ответчиком не представлено.

Исследовав представленные доказательства, руководствуясь положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от               6 октября 2003 г. №131-ФЗ, Устава муниципального образования, суд приходит к выводу, что принятие оспариваемого решения не соответствует порядку принятия муниципальных нормативных правовых актов, установленному в муниципальном образовании «Старомайнское городское поселение».

Таким образом, ввиду непредставления доказательств проведения заседания     6 декабря 2011 г. имеются основания считать, что оспариваемое решение принято с нарушением установленной процедуры, то есть, с нарушением требований части 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, части 2 статьи 26 Устава муниципального образования.

Как разъяснено в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», не может быть признан законным оспариваемый нормативный правовой акт в случаях, когда нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования принят на заседании этого органа, правомочного в соответствии с уставом данного муниципального образования, если на заседании присутствовало менее 50 процентов от числа избранных депутатов (статья 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г.    № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Учитывая приведенные обстоятельства, решение Совета депутатов от 6 декабря 2011 г. нельзя признать принятым с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта. Указанные нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта являются существенными нарушениями, влекущими признание его недействующим.

Одновременно суд находит обоснованными доводы административного истца, изложенные в административном иске, о нарушении порядка принятия оспариваемого решения при включении в границы р.п. Старая Майна земель лесного фонда.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» установление и или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. При этом положения статьи 8 названного Федерального закона должны применяться во взаимосвязи с другими его статьями, предусматривающими определенный порядок подготовки документов для перевода земель.

Частью 4 и пунктами 1 - 3 части 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) (в редакции, действующей в период принятия оспариваемого правового акта) предусмотрено, что генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, в том числе отображаются границы городского поселения, границы населенных пунктов, входящих в состав городского поселения, границы земель лесного фонда.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского поселения и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса, положениями которых установлено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, на момент принятия оспариваемого акта являлось Федеральное агентство лесного хозяйства, действовавшее на основании Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736, которое осуществляло рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий.

Таким образом, в силу действовавшего на момент принятия оспариваемого акта законодательства, проект Генерального плана МО «Старомайнское городское поселение», предусматривающий включение лесных участков земель лесного фонда в границы этого городского поселения, мог быть утвержден решением Совета депутатов только при соблюдении процедуры его согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Согласно материалам дела, по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического совмещения материалов лесоустройства с границей р.п. Старая Майна установлено включение земель лесного фонда, расположенных на землях Старомайнского лесничества, в границы рабочего поселка.

Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда общей площадью 44 406 га, расположенного в Ульяновской области, Старомайнский лесхоз, зарегистрировано 9 января 2004 г.

Между тем, как следует из обстоятельств дела, проект Генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства не согласован и не представлялся на согласование. Данное обстоятельство не оспаривалось самим административным ответчиком.

Утверждение Генерального плана при отсутствии согласования его проекта с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти явилось нарушением порядка перевода земель из одной категории в другую.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области от 6 декабря 2011 г.              № 46-16-11 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Старомайнское городское поселение».

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина