Судебный акт
Пересмотр кадастровой стоимости
Документ от 05.03.2020, опубликован на сайте 12.03.2020 под номером 87041, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-74/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

5 марта 2020 года                                                                                  город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Шайхутдиновой К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сизова Алексея Николаевича к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании установления в отношении них рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Сизов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости:

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью      3550 кв.м, расположенного по адресу: ***;

- помещения с кадастровым номером ***, площадью 411,6 кв.м, расположенного по адресу: ***;

- помещения с кадастровым номером ***, площадью 415,5 кв.м, расположенного по адресу: ***; 

- помещения с кадастровым номером ***, площадью 415,1 кв.м, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении них рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что указанные объекты принадлежат административному истцу на праве собственности, он является плательщиком земельного налога и налога на имущество, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости объектов.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** установлена в размере 1 835 882 руб. 50 коп.; помещения с кадастровым номером *** – 4 893 697 руб. 62 коп; помещения с кадастровым номером *** – 4 940 066 руб. 48 коп; помещения с кадастровым номером *** – 4 935 310 руб. 70 коп.

Согласно отчету независимого оценщика рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 17 октября 2019 г. составляет 251 020 руб.; помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 30 июля 2018 г. – 762 350 руб.; помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 12 сентября 2013 г. – 769 620 руб.; помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 12 сентября 2013 г. – 762 350 руб.

Поскольку законодателем сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиком, поставлена в зависимость от кадастровой стоимости объектов недвижимости, то результаты определения их кадастровой стоимости затрагивают интересы административного истца.    

Административный истец просил установить кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов в размере, равном их рыночной стоимости.

В судебном заседании административный истец Сизов А.Н. и его представитель Глебова Т.Г. заявление поддержали, просили установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размерах, определенных заключением судебной экспертизы, также просили восстановить срок для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в письменных возражениях указал, что орган регистрации прав не принимал участия  в проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и утверждении ее результатов, прав административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал на то, что Управление прав административного истца не нарушало, против пересмотра кадастровой стоимости не возражает, решение оставляет на усмотрение суда.

Представитель Правительства Ульяновской области в письменном отзыве не возражал против пересмотра кадастровой стоимости.

Представитель администрации МО «Карсунское городское поселение» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, письменных возражений в суд не направил.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав административного истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здания, строения, сооружения.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что Сизов А.Н. является собственником объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером ***, площадью      3550 кв.м, расположенного по адресу: ***;

- помещения с кадастровым номером ***, площадью 411,6 кв.м, расположенного по адресу: ***;

- помещения с кадастровым номером ***, площадью 415,5 кв.м, расположенного по адресу: ***; 

- помещения с кадастровым номером ***, площадью 415,1 кв.м, расположенного по адресу: ***.

Из материалов дела следует, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 г. № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» и актов определения кадастровой стоимости от         30 июля 2018 г., 27 июня 2014 г. и 27 июня 2014 г. кадастровая стоимость объектов недвижимости с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости определена соответственно: помещения с кадастровым номером *** в 4 893 697 руб. 62 коп. по состоянию на 30 июля 2018 г., помещения с кадастровым номером *** – 4 940 066 руб. 48 коп. по состоянию на     12 сентября 2013 г., помещения с кадастровым номером *** –          4 935 310 руб. 70 коп. по состоянию на 12 сентября 2013 г.

Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости также следует, что на основании постановления Правительства Ульяновской области           от 18 января 2012 г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области» и акта определения кадастровой стоимости от 17 октября 2019 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** с применением удельного показателя кадастровой стоимости по состоянию на 17 октября 2019 г. определена в размере   1 835 882 руб. 50 коп.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами *** и *** были внесены в ЕГРН 27 июня 2014 г., следовательно, пятилетний срок по этим объектам на момент обращения в суд             (9 декабря 2019 г.) истек. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости истец в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области не обращался.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость объектов недвижимости, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца, очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в Ульяновской области не проводилась. Единой датой применения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в качестве налоговой базы для физических лиц является         1 января 2018 г. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

В статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»  указано, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Учитывая существенную разницу между рыночной стоимостью объектов недвижимости, определенную отчетами об оценке, представленными административным истцом, и их кадастровой стоимостью, по делу была назначена экспертиза для определения рыночной стоимости объектов недвижимости на дату определения их кадастровой стоимости, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 007/030-2020 от 4 февраля 2020 г. названного экспертного учреждения рыночная стоимость объектов недвижимости составила: земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на              17 октября 2019 г. в размере 383 400 руб.; помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 30 июля 2018 г. в размере 760 367 руб.; помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 12 сентября 2013 г. в размере 823 106 руб.; помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 12 сентября 2013 г. в размере 822 313 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Административным истцом, представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Судом по настоящему делу была назначена судебная экспертиза для решения вопроса о размере рыночной стоимости объектов недвижимости, производство которой было поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск», предварительная оплата расходов по экспертизе была возложена на административного истца, который оплату не произвел. Экспертное учреждение ходатайствовало о взыскании расходов по экспертизе в сумме 82 200 руб. при вынесении решения.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, которые включают суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1 статьи 106 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Ввиду удовлетворения административного искового заявления, учитывая, что рыночная стоимость объектов недвижимости, установленная судом по результатам судебной экспертизы, значительно ниже его кадастровой стоимости, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 20-П от 11 июля 2017 г. «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», расходы по производству судебной экспертизы подлежат возмещению административным ответчиком.

Как разъяснено в пунктах 7, 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г.           № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 декабря 2011 г. № П/531, а также от 12 мая 2015 г. № П/210  (действовавшими на момент определения кадастровой стоимости объектов) Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Из изложенного следует, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, поставленных на государственный кадастровый учет после даты массовой государственной кадастровой оценки, а также объектов, у которых изменены количественные или качественные характеристики, осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по правилам статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ.

Применительно к таким объектам недвижимости именно учреждение является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и, как следствие, надлежащим административным ответчиком по административным делам об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной, на которого должна быть возложена обязанность по возмещению судебных расходов.

В Постановление Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 г.     № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» по состоянию на 17 ноября 2011 года помещения с кадастровыми номерами ***, ***, *** не вошли.

Спорные объекты были поставлены на кадастровый учет 30 июля 2018 г. и       12 сентября 2013 г., то есть уже после даты массовой государственной кадастровой оценки.

Кадастровая стоимость спорных объектов была рассчитана с применением удельных показателей кадастровой стоимости.

В отношении спорного земельного участка кадастровая стоимость в связи с изменением вида разрешенного использования была рассчитана также с применением удельного показателя кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость была рассчитана в Актах определения кадастровой стоимости, утвержденных отделом кадастрового учета филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области, на что также ссылается административный ответчик в письменных возражениях.

Исходя из изложенного органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в данном случае является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания расходов по производству судебной экспертизы в пользу экспертного учреждения с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Сизова Алексея Николаевича о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 3550 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 октября 2019 г. в размере 383 400 руб.

Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером ***, площадью 411,6 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 июля 2018 г. в размере 760 367 руб.

Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером ***, площадью 415,5 кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на               12 сентября 2013 г. в размере 823 106 руб.

Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером ***, площадью 415,1 кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на               12 сентября 2013 г. в размере 822 313 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 9 декабря 2019 г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» расходы по производству судебной экспертизы в сумме 82 200 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                          Н.А. Пулькина