Судебный акт
Постановка на учет по нормам нового жилищного кодекса
Документ от 20.02.2007, опубликован на сайте 14.03.2007 под номером 8700, 2-я гражданская, о понуждении в постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий, Оставлено без изменения

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело № 33-*** 2007 г.

Судья: Орлова С.Н.

определение

 

20 февраля 2007 г.                                                                       г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Королевой А.В., Хреновой Г.И.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Б*** на решение Димитровградского городского суда от 11 декабря 2006 года, по которому постановлено:

Исковые требования Б*** удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Димитровграда поставить Б*** на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

В удовлетворении иска Б*** к Федеральному государственному учреждению Управления федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ульяновской области «Исправительная колония 3» о постановке в очередь нуждающихся в жилых помещениях отказать.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

Б*** обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Администрации города Димитровграда, Федеральному государственному учреждению Управления федеральной службы исполнения наказаний РФ «Исправительная колония №3» (далее - ФГУ ИК-3) о постановке его в очередь нуждающихся в жилых помещениях.

В обоснование иска указал, что он состоит на службе в ФГУ ИК-3 с 2002 года в должности начальника отряда по воспитательной работе с осужденными. Собственного жилья не имеет и проживает на основании договора найма в общежитии Мелекесского сельхозтехникума с членами семьи: супругой и двумя несовершеннолетними детьми. В жилищной комиссии ФГУ ИК-3 его не ставят в очередь на улучшение жилищных условий в связи с вступлением в законную силу нового Жилищного кодекса РФ. В свою очередь в отделе по учету и распределению жилой площади администрации города его также не ставят на учет со ссылкой на ФЗ «О статусе военнослужащих». К категории лиц, подпадающих под действие данного закона он не относится, так как не осуществляет обязанности военной службы. В действительности он относится к категории малоимущих граждан, а органы местного самоуправления в силу требований ЖК РФ и Закона Ульяновской области по определению порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязаны обеспечивать такую категорию граждан жилыми помещениями.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-1010 годы является предоставление отдельным категориям граждан субсидии на приобретение жилья (государственного жилищного сертификата). К указанной категории относятся сотрудники уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), содержащиеся за счет средств федерального бюджета и граждане, уволенные из указанных органов. На основании подпункта «а» п.5 Постановления №153, право на участие в программе имеют сотрудники УИС, увольняемые со службы по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными   мероприятиями. Выдача сертификата производится федеральным органом исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Для участия в программе необходимо предоставить выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Он не состоит в такой очереди. В жилищной комиссии ФГУ ИК-3 ему отказывают не только в постановке в очередь на улучшение жилищных условий, но и отказывают во включении в список кандидатов на участие в программе ГЖС. Находит действия ответчиков незаконными, ущемляющими его права.

Представитель ответчика - администрации г. Димитровграда -  признал исковые требования в части постановки истца на учет в Администрации города как нуждающегося в улучшении жилищных условий малоимущего лица.

Разрешив заявленные требования по существу, Димитровградский городской суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе  Б*** просит отменить состоявшееся по делу решение в части отказа в удовлетворении его требований к ФГУ ИК-3 как незаконное, противоречащее требованиям жилищного законодательства, указав в обоснование жалобы на те же доводы, которые им были приведены в суде первой инстанции в обоснование иска. Кроме того, по мнению автора кассационной жалобы, суд не учел требований Приказа Министерства юстиции РФ от 05.09.2006 года № 281, предусматривающего возможность оказания финансовой помощи нуждающимся в жилье лицам по месту службы в системе федеральной службы исполнения наказаний РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения кассатора Б*** представителя ФГУ ИК-3 Н*** судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ст. ст. 12, 55, 56, ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии с собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении, суд пришел к объективному выводу об обоснованности заявленных по делу требований Б*** в части постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства – в администрации г. Димитровграда.

Исследованными по делу доказательствами установлено, что истец Б*** состоит на службе в органах УИС с 03.04.2002 года по настоящее время. С 29 мая 1996 года по 2 апреля 2002 года он пребывал на службе в органах внутренних дел, а с 01.08.1987 по 11.11.1995 года проходил военную службу.

Согласно ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Кроме того, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ предоставляются иным категориям         граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта РФ, признанным в установленном ЖК РФ, федеральным законом или законом субъекта нуждающимися в жилых помещениях.

Статьей 51 ЖК РФ установлен перечень оснований признания вышеперечисленных граждан нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся  в них.

Правом состоять на учете пользуются малоимущие граждане, а также иные категории граждан, круг которых определен федеральным законом или законом субъекта.

Из представленных в суд первой инстанции документов следует, что истец исходя из положений Постановления Главы г. Димитровграда 3202 от 31.10.2006 года «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан, для признания граждан малоимущими» относится к категории малоимущих гражданин.

Как следствие, Б*** в буквальном соответствии с названными нормами материального права, был обоснованно поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по месту жительства в городе Димитровграде.

Отказывая истцу в удовлетворении требований о постановке на учет по месту несения службы в ФГУ ИК-3, суд первой инстанции обосновано указал на то, что Б*** не относится к иной категории граждан, имеющих право получения за счет средств органов местного самоуправления или субъекта РФ жилых помещений. Он, будучи сотрудником учреждения УИС, не может быть поставлен в очередь на улучшение жилищных условий по месту службы.

Доводы кассационной жалобы Б*** указывающие на обратное, судебная коллегия находит безосновательными.

Так, согласно ранее действующему Федеральному закону «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» № 7573-1от 21.03.1993 года сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти в течение трех лет, по установленным законодательством нормам (ст. 35).

Учет таковых лиц производился по месту службы сотрудников уголовно-исполнительной системы

Названная норма права в связи с изданием Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года утратила силу.

С учетом требований названного ФЗ № 122, а также ЖК РФ, вступившего в силу 01.03.2005 года, в настоящее время не предусмотрено обеспечение сотрудников органов уголовно-исполнительной системы жилыми помещениями за счет средств органов местного самоуправления.

Отсутствует также такая обязанность и у органов исполнительной власти Ульяновской области, поскольку нормативного правового акта Ульяновской области, предусматривающего право работников учреждений УИС на обеспечение за счет средств бюджета Ульяновской области, не имеется.

Согласно ч.3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявлении о принятии на учет не по месту своего жительства.

Согласно п.п.3 п.1 ст. 14 ЖК РФ, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, находится в компетенции органов местного самоуправления.

Согласно ст.4 закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года 189-ФЗ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и данному закону.

С принятием нового ЖК РФ, с 01.03.2005 года, установлен новый порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях на условиях социального найма - в органах местного самоуправления.

Таким образом, ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления, и ведение такого учета администрацией учреждений и органов УИС законом не предусмотрено.

Доводы истца о том, что такая обязанность ФГУ ИК-3 по учету нуждающихся в жилых помещениях установлена Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года 1054 «Об утверждении Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», а также Приказом Министерства юстиции РФ от 05.09.2006 года № 281 «Об утверждении инструкции о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашения кредита банка на индивидуальное жилищной строительство», коллегия признает несостоятельными.

Вышеприведенные нормы права не содержат указаний на необходимость ведения учета нуждающихся в жилых помещениях работников  ФГУ ИК-3 непосредственно в органах УИС.

Следует отметить, что истец Б*** в настоящее время не может быть обеспечен и государственным жилищным сертификатом в рамках «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-1010 годы», исходя из требований Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Поскольку у Б*** не возникло право на участие в этой подпрограмме, он не может быть по названным Правилам признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (п. 5 Правил), в том числе он не достиг предельного возраста пребывания на службе (п. 9 Правил). Истец достигнет предельного возраста пребывания на службе лишь в 2013 году, то есть после окончания срока реализации названной подпрограммы. Кандидатом на участие в подпрограмме он может стать лишь не ранее чем за 1 год до увольнения в связи с достижением предельного возраста.

Вышеприведенные Правила также не содержат указаний на необходимость ведения учета нуждающихся в жилых помещениях работников  непосредственно в ФГУ ИК-3, нормы права  не  связывают  возможность  получения сотрудниками уголовно-исполнительной системы, увольняемых со службы, государственного жилищного сертификата с необходимостью признания их нуждающимися в жилых помещениях именно по месту службы.

В действительности, согласно п.31 названных Правил, порядок и сроки формирования списков состоящих на учете в подразделениях граждан-получателей сертификатов в планируемом году и граждан, включенных в резерв на получение сертификатов, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Однако такого нормативного правового акта в настоящее время не имеется.

Анализ приведенных выше нормативных актов дает основание признать, что по делу ФГУ ИК-3 не допущено нарушений прав истца. Данных, указывающих на обратное, по делу не установлено.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, материальный и процессуальный закон применен судом по делу правильно.

Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Димитровградского городского суда от 11 декабря 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б*** - без удовлетворения.

председательствующий

судьи