Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости
Документ от 05.03.2020, опубликован на сайте 18.03.2020 под номером 86996, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-103/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

5 марта 2020 года                                                                          г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Демина Романа Александрович  к Правительству Ульяновской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Демин Р.А.  обратился в суд с административным исковым заявлением   об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - здания с кадастровым номером *** и земельного участка с кадастровым номером ***, расположенных по адресу: ***.

Требования мотивировал тем, что является собственником указанных объектов недвижимости. 

Постановлением Правительства Ульяновской области № 481-П от 12 октября 2012г. кадастровая стоимость здания по состоянию на 17 ноября 2011г. определена в размере 22 189 702 руб.05 коп. Однако рыночная стоимость здания на указанную дату составляет 12 575 966 руб., что подтверждается отчетом об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 24 декабря 2019г. № 213/2 ООО «АО «Приоритет».

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Постановлением Правительства Ульяновской области № 21-П от 18 января 2012г. и составляет по состоянию на 1 января 2011г. 6 291 701 руб. 04 коп.  Однако рыночная стоимость земельного участка по состоянию на указанную дату составляет 4 018 443 руб., что подтверждается отчетом об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 24 декабря 2019г. № 2130/1 ООО «АО «Приоритет».

Результаты  определения кадастровой стоимости объектов недвижимости  застрагивают его права в сфере налогообложения. 

В связи с этим административный истец просил восстановить срок для оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости. Установить кадастровую стоимость здания равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2011г. в размере 12 575 966 руб. Установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г.  в размере 4 018 443 руб.

После проведения по делу судебной экспертизы истец уточнил исковые требования – просил установить кадастровую стоимость здания равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2011г. в размере 12 801 452 руб. Установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г. в размере 3 041 181 руб.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра».

В судебном заседании представитель истца – Каретникова А.А.  уточненные исковые требования поддержала по изложенным в административном иске доводам. 

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск право истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости не оспаривал. Указал на то, что 11 ноября 2012г. в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 октября 2012 года № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» в государственный кадастр недвижимости была внесена кадастровая стоимость здания, которая определена по состоянию на 17 ноября 2011г.

29 февраля 2012г. в государственный кадастр недвижимости в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области», была внесена кадастровая стоимость земельного участка, которая установлена по состоянию на 1 января 2011г.

Со ссылкой на п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда  РФ № 28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости», указывает на то, что по делам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости административными ответчиками по делу являются государственный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. ФГБУ «ФКП Росреестра» надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку своими действиями прав истца не нарушало. Кадастровая стоимость объектов недвижимости была внесена в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти.

Представитель Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск указал на то, что истец в данном случае использует предусмотренный законодательством альтернативный способ определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, против чего Правительство Ульяновской области не возражает. 

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился. В письменных возражениях на иск (дополнениях к возражениям) право истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости не оспаривает. Указывает на то что разрешение дела об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости направлено на определение наиболее экономически обоснованной стоимости объектов оценки, не предполагает опровержения достоверности кадастровой стоимости.

В судебное заседание также не явились Демин Р.А., представитель администрации г.Димитровграда, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, обозрев технический паспорт на объект недвижимости, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здания, строения, сооружения.

В соответствии со ст. 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что Демин Р.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, и здания по указанному адресу с кадастровым номером ***.

Кадастровая стоимость земельного участка в размере 6 291 701 руб. 04 коп. определена по состоянию на 1 января 2011г. в соответствии с результатами  государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области» (приложение  № 22, строка 2830 № п/п. 5572). Дата внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка – 29 февраля 2012г.

Кадастровая стоимость здания в размере 22 18 702 руб. 05 коп. определена  по состоянию на 17 ноября 2011г. на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012г. № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости  объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» (приложение № 22, строка 36282, № п/п 71360). Дата внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости здания – 1 ноября 2012г. 

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Учитывая даты внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, на момент обращения истца в суд с настоящим истцом (26 декабря 2019г.) срок для оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости истцом пропущен.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость объектов недвижимости, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости и земельных участков на территории Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу между рыночной стоимостью объектов недвижимости,  определенных на основании представленных истцом отчетов об оценке, и их кадастровой стоимостью, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 041/030-2020 названной экспертной организации рыночная стоимость здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 17 ноября 2011г. составляет 12 801 452 руб.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2011г. составляет 3 041 181 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что уточненные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости здания и земельного участка равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Демина Романа Александровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, проспект Димитрова, 2а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г., в размере 3 041 181 руб. (три миллиона сорок одна тысяча, сто восемьдесят один руб.).

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2011г., в размере 12 801 452 руб. (двенадцать миллионов восемьсот одна тысяча четыреста пятьдесят два руб.).

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 26 декабря  2019 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами *** и ***.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                           Трифонова Т.П.