Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 18.02.2020, опубликован на сайте 10.03.2020 под номером 86989, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чапайкина Е.П.                                                  Дело № 33-816/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              18 февраля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 ноября 2019 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах Мастрюковой Татьяны Евгеньевны к Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать обеспечение Мастрюковой Татьяны Евгеньевны лекарственным препаратом *** - *** 80 мг 1 млн. ЕД № 100 на основании решения врачебной комиссии поликлиники для взрослых № 1 ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России от 19.12.2018 года № 1846 в соответствии с медицинскими показаниями по рецепту от 19.06.2019 года № 002758.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Мастрюкову Татьяну Евгеньевну лекарственными средствами ***, медицинским изделием *** по рецептам серии 7319I1 №№ 1000214142, 1000220972, 1000220970, 1000220967, 1000220968, 1000226689, 1000226649, 1000226659, 1000226647, 1000226645, 1000233595, 1000233594, 1000233596 и 1000233599.

В удовлетворении исковых требований прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в интересах Мастрюковой Татьяны Евгеньевны к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении организовать обеспечение Мастрюковой Татьяны Евгеньевны лекарственным препаратом *** отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор г.Димитровграда в интересах Мастрюковой Т.Е. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении организовать обеспечение лекарственным препаратом на основании решения врачебной комиссии, обеспечить лекарственными средствами.

Требования обосновал тем, что Мастрюкова Т.Е. является инвалидом *** группы, страдает редким *** заболеванием ***, ***, в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств. Согласно протоколу врачебной комиссии поликлиники для взрослых № 1 ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России от 19.12.2018 № 1846, Мастрюкова Т.Е. в соответствии с клиническими рекомендациями нуждается в применении лекарственного препарата ***, разовая доза 1 млн. ЕД, суточная доза – 2 млн. ЕД.

При обращении к ответчикам Мастрюковой Т.Е. было отказано в обеспечении указанным лекарственным препаратом в связи с тем, что *** не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по торговым наименованиям в рассматриваемом случае находился в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации. При этом нормативно-правовыми актами не предусмотрено повторное создание врачебной комиссии для принятия соответствующего решения при организации амбулаторного лечения больного после его стационарного лечения, при котором врачебной комиссией лечебного учреждения уже принято такое решение. Не включение данного препарата в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год на территории Российской Федерации не может являться отказом в его обеспечении, поскольку ч. 5 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» допускает использование иных лекарственных препаратов чем те, которые включены в стандарт.

Кроме того, в период времени с марта по июнь 2019 года Мастрюковой Т.Е. выписаны рецепты серии 7319I1 №№ 1000214142, 1000220972, 1000220970, 1000220967, 1000220968, 1000226689, 1000226649, 1000226659, 1000226647, 1000226645, 1000233595, 1000233594, 1000233596 и 1000233599 на лекарственные препараты ***.

Просил обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства», Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать обеспечение Мастрюковой Т.Е. лекарственным препаратом *** - *** 80 мг 1 млн. ЕД № 100 на основании решения врачебной комиссии поликлиники для взрослых № 1 ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России от 19.12.2018 № 1846 в соответствии с медицинскими показаниями по рецепту от 19.06.2019 № 002758, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Мастрюкову Т.Е. лекарственными средствами *** по рецептам серии 7319I1 №№ 1000214142, 1000220972, 1000220970, 1000220967, 1000220968, 1000226689, 1000226649, 1000226659, 1000226647, 1000226645, 1000233595, 1000233594, 1000233596 и 1000233599.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Дополняет, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы льготный рецепт на получение лекарственного препарата *** от 19.06.2019 в РМИС отсутствует. Указывает на наличие срока действия рецептов и срока годности лекарственных препаратов. Так же отмечает, что *** не входит в перечень важнейших лекарственных препаратов. Медицинские показания истицы могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

В возражениях на апелляционную жалобу Мастрюкова Т.Е. и прокурор города Димитровграда просят оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 18.02.2020 прекращено производство по делу в части требований об обязании Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать обеспечение Мастрюковой Татьяны Евгеньевны лекарственным препаратом *** 80 мг 1 млн. ЕД № 100 на основании решения врачебной комиссии поликлиники для взрослых № 1 ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России от 19.12.2018 № 1846 в соответствии с медицинскими показаниями по рецепту от 19.06.2019 № 002758 в связи с отказом прокурора города Димитровграда от иска в этой части.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Мастрюкова Т.Е., *** года рождения, является инвалидом детства *** группы, в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств.

В период с марта по июнь 2019 года Мастрюковой Т.Е. лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России были выписаны рецепты серии 7319I1 №№ 1000214142, 1000220972, 1000220970, 1000220967, 1000220968, 1000226689, 1000226649, 1000226659, 1000226647, 1000226645, 1000233595, 1000233594, 1000233596 и 1000233599 на лекарственные препараты ***.

В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» лекарственных препаратов Мастрюкова Т.Е. не была обеспечена ими.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Мастрюковой Т.Е. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень граждан, которые имеют право на бесплатное получение лекарственных средств, и к таким гражданам отнесены дети-инвалиды. В соответствии с указанным перечнем они обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Мастрюковой Т.Е. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за обеспечение Мастрюковой Т.Е. необходимыми ей лекарственными препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке данных лекарственных препаратов выполнило, невыдача же их истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача Мастрюковой Т.Е. бесплатно лекарственных препаратов и медицинских изделий по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истица может быть обеспечена лекарственными препаратами и медицинскими изделиями только в количестве, назначенном лечащим врачом, и выдача данных препаратов и изделий впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить Мастрюкову Т.Е. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями только по выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. Учитывая то, что истица постоянно нуждается в применении указанных лекарственных препаратов и медицинских изделий, соответственно оснований полагать, что она будет обеспечена данными препаратами и изделиями сверх установленной нормы, не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 ноября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                      Судьи: