Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 18.02.2020, опубликован на сайте 10.03.2020 под номером 86982, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чапайкина Е.П.                                                  Дело № 33-861/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              18 февраля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Расторгуевой Л.О.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 декабря 2019 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области, заявленные в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего Б*** Д*** В***, удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Б*** Д*** В*** лекарственным препаратом *** в соответствии с назначением врача по рецепту от 01.10.2019 г. серии 7319I1 № 1000254070 (4 упаковки) с торговыми наименованиями ***.

Решение обратить к немедленному исполнению.

В удовлетворении иска прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Б*** Д*** В*** к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к созданию врачебной комиссии для оформления рецепта Б*** Д.В. на лекарственный препарат *** с указанием торгового наименования *** в соответствии с медицинскими показаниями отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах несовершеннолетнего Б*** Д.В., обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к созданию врачебной комиссии для оформления рецепта в соответствии с медицинскими показаниями, Министерству здравоохранения Ульяновской области о понуждении к обеспечению лекарственным препаратом по рецепту в соответствии с назначением врача.

В обоснование заявленных требований указал, что Б*** Д.В., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, которому поставлен диагноз ***. Заболевание является генетическим детерминированным с необратимым нарушением функций *** системы с высоким риском развития тяжелых, жизнеугрожающих бактериальных инфекций и требует проведения регулярной и пожизненной заместительной терапии препаратами *** для внутреннего введения.

01.10.2019 лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России Б*** Д.В. выписан рецепт серии 7319I1 № 1000254070 для получения лекарственного препарата *** 50 мг/мл/100 мл №1 (4 упаковки).

Согласно выписному эпикризу ГНЦ Центр иммунологии ФМБА России, Б*** Д.В. необходима пожизненная терапия ***. В частности, при обеспечении ребенка указанным лекарственным препаратом необходимо иметь в виду, что обязательно тестирование препарата на ***, инфицирование которым смертельно опасно для ребенка. К таким ***, зарегистрированным на территории РФ, относятся препараты с торговыми названиями ***.

При обращении матери ребенка в аптечный пункт ОАО «УльяновскФармация» в выдаче лекарства отказано ввиду отсутствия на складе.

Учитывая, что ребенок имеет индивидуальную непереносимость лекарственных препаратов, ему рекомендован прием только лекарственных препаратов с торговыми названиями ***, в связи с чем лечащий врач ребенка должен был решить вопрос о создании врачебной комиссии.

Просил обязать ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России создать врачебную комиссию для оформления рецепта Б*** Д.В. на медицинский препарат *** в соответствии с медицинскими показаниями, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Б*** Д.В. лекарственным препаратом *** в соответствии с назначением врача по рецепту от 01.10.2019 серии 7319I1 № 1000254070 (4 упаковки) с торговыми наименованиями ***, в данной части обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании старший помощник прокурора Душкова К.Б. исковые требования, заявленные к ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России не поддержала, указав, что на настоящий момент при выписке Б*** Д.В. рецептов на медицинский препарат *** лечащим врачом делается указание на обеспечение ребенка-инвалида лекарственным препаратом с конкретными торговыми наименованиями ***, рекомендованных к применению Б*** Д.В.

При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, было привлечено АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Отмечает, что врачебная комиссия, которая приняла решение о наличии у Б*** Д.В. побочных эффектов от приёма спорного лекарственного препарата, ФГБУЗ КБ №172 ФМБА не проводилась. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Указывает на наличие срока годности лекарственных препаратов, в связи с чем они не подлежат запасам впрок. Так же указывает на наличие срока действия рецептов. Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Б*** Д.В., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, ***, в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств.

01.10.2019 лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России Б*** Д.В. выписан рецепт серии 7319I1 № 1000254070 для получения лекарственного препарата *** 50 мг/мл/100 мл №1 (4 упаковки). При этом, конкретное торговое наименование данного лекарственного препарата не указано, на обороте рецепта имеется отметка о том, что рецепт выписан по решению врачебной комиссии от 02.10.2019 № 273.

Как следует из материалов дела, указанный рецепт на лекарственный препарат *** не обеспечен в связи с тем, что запрашиваемый препарат поступил на склад АО «УльяновскФармация» в октябре 2019 года под торговым наименованием ***, от получения которого законный представитель Б*** Д.В. – Быкова Н.А. отказалась.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Б*** Д.В. лекарственным препаратом *** с торговыми наименованиями *** по рецепту от 01.10.2019, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень граждан, которые имеют право на бесплатное получение лекарственных средств, и к таким гражданам отнесены дети-инвалиды. В соответствии с указанным перечнем они обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Б*** Д.В. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 2738-р, следует, что лекарственный препарат *** внесен в указанный перечень.

Судом установлено, что согласно выписному эпикризу ГНЦ Института Иммунологии ФМБА России, Б*** Д.В., как ребенку-инвалиду, которому выставлен диагноз ***, необходима пожизненная регулярная заместительная терапия *** путем внутривенного введения в поддерживающем режиме. При этом, при обеспечении ребенка указанным лекарственным препаратом необходимо иметь в виду, что вводимые ребенку с первичным *** должен обладать высокой степенью очистки и вирусной безопасности. В частности, обязательно тестирование препарата на ***, инфицирование которым смертельно опасно для ребенка. К таким ***, зарегистрированным на территории Российской Федерации относятся препараты с торговыми наименованиями ***. Пропуск заместительной терапии препаратами ВВИГ недопустим. Препарат должен вводиться регулярно, ежемесячно.

Учитывая, что Б*** Д.В. имеет ограничения по приему лекарственного препарата в плане возможности применения препарата с конкретными торговыми наименованиями *** по причине индивидуальной непереносимости иных лекарственных препаратов, была создана врачебная комиссия с целью принятия решения о наличии у Б*** Д.В. побочных эффектов, индивидуальной непереносимости на синонимы торговых наименований лекарственного препарата ***, что отражено в рецепте от 01.10.2019.

Доводы жалобы ответчика об обратном противоречат материалам дела.

Б*** Д.В. лекарственным препаратом с торговыми наименованиями *** не обеспечен из-за его отсутствия в аптечной сети. Доказательств наличия в аптечной сети лекарственного препарата с торговыми наименованиями ***, рекомендованными к применению в период действия выданного 01.10.2019 рецепта, ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, заявленных в интересах Б*** Д.В., к Министерству здравоохранения Ульяновской области, поскольку факт отсутствия в рецепте врача конкретных торговых наименований лекарственного препарата *** не является основанием для отказа в признании за Б*** Д.В. права на бесплатное обеспечение данным лекарственным препаратом с конкретными торговыми наименованиями.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за обеспечение Б*** Д.В. необходимыми ему лекарственными препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке данных лекарственных препаратов выполнило, невыдача же их истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача Б*** Д.В. бесплатно лекарственного препарата по льготному рецепту произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом, и выдача данных препаратов впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования в части, обязал ответчика обеспечить Б*** Д.В. лекарственным препаратом только по выписанному врачом рецепту, т.е. не более того. Учитывая то, что истец постоянно нуждается в применении указанного лекарственного препарата, соответственно оснований полагать, что он будет обеспечен данным препаратом сверх установленной нормы, не имеется.

Поскольку в ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования, требования к ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России не поддержал, а также принимая во внимание то, что в материалах дела имеются сведения о своевременной выписке истцу рецептов на жизненно необходимый медицинский препарат с указанием конкретных торговых наименований, рекомендованных к применению Б*** Д.В. , суд правильно отказал в удовлетворении иска к ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России. Решение суда в данной части сторонами не оспаривается.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что предусмотренных законом оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора города Димитровграда Ульяновской области в полном объеме не установлено.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 декабря 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: