Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 18.02.2020, опубликован на сайте 10.03.2020 под номером 86981, 2-я гражданская, о признании права на назначение досрочной пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чапайкина Е.П.                                                                     Дело № 33-852/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              18 февраля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2196/19 по апелляционной жалобе Коблика Валерия Станиславовича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 октября 2019 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Коблика Валерия Станиславовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии по старости отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Коблик В.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указал, что 27.09.2018 он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 31.10.2018 № 1374 в назначении досрочной пенсии по старости ему отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях. Согласно решению обратиться с заявлением о назначении досрочной пении он может только 26.06.2022. Полагает, что право на досрочное назначение пенсии могло быть им реализовано еще 29.09.2018, поскольку его общий календарный стаж в пересчете на работу в районах Крайнего Севера составляет 13 лет 06 месяцев 09 дней.

Согласно п. 6 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера. Исходя из имеющегося у него стажа работы в районах Крайнего Севера, возраст для назначения пенсии может быть уменьшен на 4,5 года, то есть до 55, 5 лет.

Кроме того, трудовая пенсия по старости назначается досрочно мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Если указанные мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия назначается им с уменьшением установленного возраста на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы. Поскольку его трудовая деятельность по Списку № 2 составляет 14 лет 5 месяцев 21 день, что больше необходимых 12 лет 6 месяцев, то возраст для назначения досрочной пенсии уменьшается до 55 лет (на 1 год 11 месяцев 21 день). Право на назначение ему досрочной пенсии могло быть реализовано им 29.09.2018, что не было учтено ответчиком при принятии решения об отказе в назначении пенсии.

Просил признать за ним право на досрочное назначение пенсии с 29.09.2018 и обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию с 29.09.2018.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Коблик В.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объёме.

В обоснование жалобы указывает, что его стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 12 лет 2 месяца 9 дней, что составляет необходимый минимум 7 лет 6 месяцев для снижения на 4 месяца за каждый календарный год стажа работы на Крайнем Севере согласно ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Считает, что стаж, предусмотренный ст. 30 указанного закона выработан им в полном объеме, в связи с чем имеет право претендовать на снижение пенсионного возраста в соответствии с ч. 2 ст.33 указанного закона.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) просит оставить решение суда без изменения, жалобу истца – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований, не установлено.

Согласно ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

В силу ст. 33 ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях, к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с частью 2 статьи 30 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).

Из материалов дела следует, что 27.09.2018 Коблик В.С., *** года рождения, обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде от 31.10.2018 № 1374 Коблику В.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием условий, предусмотренных ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

При этом в специальный стаж истца были включены следующие периоды: специальный стаж по Списку № 2 - 09 лет 10 месяцев 19 дней, с учетом правил исчисления, действовавших до 31.12.2001 – 14 лет 5 месяцев 21 день; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 лет 3 месяца 2 дня, в районах Крайнего Севера (каждый год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера) - 12 лет 02 месяца 09 дней. Страховой стаж истца на момент обращения составил 29 лет 08 месяцев 19 дней.

Не согласившись с данным отказом, Коблик В.С. обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Коблика В.С., руководствуясь вышеназванными нормами пенсионного законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных Кобликом В.С. требований.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда в силу следующего.

При определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях к данной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в том числе периоды работы с тяжелыми условиями труда, путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.

Вместе с тем истец не имеет 15 летнего стажа работы в районах Крайнего Севера, проработав в таких условиях не менее 7 лет 6 месяцев.

Исходя из позиции истца, указанный стаж дает ему право на назначение страховой пенсии с уменьшением возраста, установленного п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (55 лет), на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Вместе с тем, в силу закона, в данном случае при требуемых 15 календарных лет стажа в районах Крайнего Севера, досрочная страховая пенсия по старости в любом случае не назначается ранее достижения гражданином 55 лет, поскольку исходя из суммарного снижения общего пенсионного возраста для мужчин - 60 лет на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах, включая и приравненную работу с тяжелыми условиями труда (за каждые 3 года работы возраст снижается на 1 год). Таким образом, максимальное допустимое снижение пенсионного возраста возможно лишь до 55 лет.

С учетом изложенного суд верно указал, что, несмотря на то, что суммированный стаж истца и учитываемый при решении вопроса о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера составляет 12 лет 02 месяца 09 дней, не достижение им 55 летнего возраста является препятствием для назначения ему пенсии, поскольку ранее достижения такого возраста право на заявленную пенсию у истца отсутствует.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на положениях ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которой лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 1 – 10 и 16 – 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается не более чем на пять лет, то есть не ранее достижения ими 55 летнего возраста.

Учитывая, что истец такого возраста не достиг, он не имеет право претендовать на назначение ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера до достижения им 55 летнего возраста.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения иска Коблика В.С. не имеется.

Доводы апелляционной жалобы истца судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 октября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Коблика Валерия Станиславовича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: