Судебный акт
Внеочередное предоставление жилья
Документ от 03.03.2020, опубликован на сайте 06.03.2020 под номером 86975, 2-я гражданская, о внеочередном предоставлении жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                                         Дело №33-939/2020                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    3 марта 2020 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Рыбалко В.И.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4604/2019 по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 ноября 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования удовлетворить.

обязать администрацию города Ульяновска предоставить Новак Надежде Сергеевне, Баширову Ренату Рауфовичу, Башировой Алине Ренатовне, Башировой Марии Ренатовне в общую долевую собственность в равных долях благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 32,1 кв. м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Ульяновска.

Взыскать с администрации города Ульяновска в пользу Новак Надежды Сергеевны судебные расходы на уплату государственной пошлины 300 руб.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Новак Н.С., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Новак Н.С. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска о предоставлении вне очереди в собственность другого благоустроенного жилого помещения. В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. У***, ул. П***, д. ***, кв. ***. Заключением от 14.12.2012 многоквартирный дом по вышеуказанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением главы города  № 4282 от 30.09.2013 указано на необходимость  отселения граждан из аварийного дома № *** по ул.П*** в З*** районе г.У*** в срок до 20.11.2014 и сносе жилого дома в срок до 01.07.2015. Однако дом не снесен, вопрос об отселении ее семьи не решен, проживание в доме представляет угрозу для  жизни и здоровья граждан.   Просила обязать ответчика предоставить ей вне очереди в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в черте г. Ульяновска, общей площадью не менее 32,1 кв.м.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, Баширов Р.Р.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял  вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что многоквартирный жилой дом №*** по ул.П*** в г.У*** включен в адресный перечень домов, подлежащих расселению в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в 2019-2025 годах». Согласно условиям программы расселение граждан указанного дома предусмотрено в 2019-2021 годов. Ссылаясь на положения статьи 32 ЖК РФ, позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пунктах 20, 22 постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 №14, считает, что у администрации города не возникает обязанности по предоставлению истице равнозначного по общей площади жилого помещения. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по предоставлению собственникам аварийных жилых помещений иного жилья. Отмечает, что судом не решена судьба аварийного жилья, которое по решению суда также должно остаться  в собственности истицы. 

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Баширов Р.Р., Новак Н.С., Баширова А.Р., Баширова М.Р. являются собственниками квартиры *** в доме №*** по ул.П*** в г.У***, общей площадью 32,10 кв.м.

Заключением межведомственной комиссии города Ульяновска от 14.12.2012 № 59 многоквартирный дом *** по улице П*** признан непригодным для проживания,  аварийным и подлежащим сносу.

Администрацией города Ульяновска 30.09.2013 издано постановление №4282 «Об отселении из аварийного многоквартирного дома №*** по ул. П*** в З*** районе города У***», в котором предусмотрены сроки переселения граждан из указанного дома в срок до 20.11.2014.

Ссылаясь на неисполнение обязанностей по расселению аварийного дома, Новак Н.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Новак Н.С., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).

В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Частью 8 статьи 32 названного кодекса предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9 статьи 32 ЖК РФ).

Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.

В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Таким образом, согласно приведенным выше положениям действующего законодательства в случае включения дома в региональную адресную программу собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Судом установлено, что дом № *** по ул. П*** в г. У*** включен в адресный перечень домов, подлежащих расселению в рамках реализации адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в 2019 - 2025 годах» (п. 124), утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 28.03.2019  Планируемая дата окончания переселения – 4 квартал 2021 года.

Как следует из заключения по результатам технического обследования, включая лабораторные испытания несущих конструкций надземной части девятиэтажного здания по ул. П***, д. *** в г. У*** от 19.06.2012 №90т/12, выполненного АНО ОСС «Ульновскстройсертификация», конструкция стен содержит деформационные трещины, прочность раствора не соответствует нормативным требованиям; в кладке стен отсутствуют монолитные пояса; в кладке стен отсутствуют кладочные сетки; стыки стен не обеспечивают герметичность; сцепление наружной версты стен с основной кладкой нарушено, категория технического состояния – недопустимое.

При проведении обследования выявлено, что в конструкциях зафиксированы нестабилизированные дефекты и повреждения, существенно снижающие основные прочностные и эксплуатационные показатели здания, на момент проведения обследования конструктивная схема объекта находится в соответствии с классификацией СП 13-102-2003 в недопустимом техническом состоянии.

Существует реальная угроза обрушения элементов здания, в частности фрагментов наружной версты кладки, что представляет наибольшую опасность в силу нахождения людей вблизи здания.

Техническое состояние несущих стен объекта является недопустимым.

Усиление конструкций здания невозможно в силу их конструктивных особенностей         и выявленной неэффективности установленного усиления.

Дальнейшая безопасная эксплуатация здания невозможна.

По результатам мониторинга и дополнительного обследования здания выявлено, что выявленные дефекты в конструкциях и элементах здания имеют устойчивую динамику, трещины не стабилизированы, их развитие продолжается, при дополнительном обследовании выявлены новые трещины и дефекты.

В соответствии с классификацией п. 3 СП 13-102-2003 и п. 3 ГОСТ 53778 техническое состояние конструкций здания на день проведения дополнительного обследования является аварийным.

Дальнейшая эксплуатация здания невозможна. Здание подлежит демонтажу.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля эксперт Карсункин В.В., выполнивший вышеуказанное заключение, подтвердил обстоятельства, приведенные в заключении. Также пояснил, что после выдачи им заключения упала наружная часть стены дома, имеется риск обрушения здания или его частей. В акте обследования жилого дома от 12.11.2019, выполненном специалистом Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, указаны  дефекты, которых в 2012 году не было, состояние дома ухудшается.

Оценив в совокупности исследованные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что включение дома в программу расселения свидетельствует о наличии оснований для предоставления истцам квартиры в натуре, а техническое состояние дома – для незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение. При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные требования - обязал администрацию города Ульяновска предоставить Новак Н.С., Баширову Р.Р., Башировой А.Р., Башировой М.Р. в общую долевую собственность в равных долях благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 32,1 кв. м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Ульяновска.

Доводы, приведенные администрацией города Ульяновска в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку в данном конкретном случае имелись правовые основания как для предоставления квартиры истице и членам ее семьи, так и для решения данного вопроса во внеочередном порядке.

Ссылки в жалобе на то обстоятельство, что суд не решил вопрос о судьбе квартиры, находящейся в собственности истицы, основанием к отмене решения суда не являются, так как администрация г. Ульяновска не лишена возможности при предоставлении квартиры поставить вопрос о прекращении права Новак Н.С. на аварийное жилье.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение ­­­­­­­ Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 ноября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: