Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 11.02.2020, опубликован на сайте 03.03.2020 под номером 86932, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и об обязании назначить пенсии, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова С.А.                                                                           Дело № 33-709/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              11 февраля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-3518/2019 по апелляционной жалобе Яманчева Сергея Николаевича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 7 ноября 2019 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Яманчева Сергея Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о признании незаконным решения от 15.08.2019 № *** об отказе в установлении пенсии в части невключения в специальный стаж периодов работы с 24.12.1987 по 01.09.2002 (за исключением 92 дней в 1989 году, 8 дней в 1994 году, 41 дня в 1995 году, 50 дней в 1996 году, 26 дней в 1997 году, 9 дней в 1998 году, 32 дней с 01.01.2002 по 01.02.2002), с 12.01.2011 по 04.02.2011, с 10.10.2017 по 20.10.2017; включении в специальный стаж периодов работы с 24.12.1987 по 01.09.2002 (за исключением 92 дней в 1989 году, 8 дней в 1994 году, 41 дня в 1995 году, 50 дней в 1996 году, 26 дней в 1997 году, 9 дней в 1998 году, 32 дней с 01.01.2002 по 01.02.2002), с 12.01.2011 по 04.02.2011, с 10.10.2017 по 20.10.2017 и назначении досрочной страховой пенсии по старости отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя Яманчева С.Н. - Шиленковой Л.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Яманчев С.Н. обратился в суд с уточненным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии. В обоснование иска указал, что решением комиссии № *** от 15.08.2019 ГУ-УПФР в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия необходимого стажа, в специальный стаж не засчитаны периоды работы с 24.12.1987 по 01.09.2002, с 12.01.2011 по 04.02.2011, с 10.10.2017 по 20.10.2017. В указанные периоды он работал в должности сборщика-клепальщика на ***. Работа связана с вибрацией, шумом, физическим перенапряжением рук, переохлаждением, контактом с бензином, герметиками на основе эпоксидных смол. Получил профессиональные заболевания. Считает отказ ответчика в назначении досрочной страховой пенсии необоснованным.

Просил признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области от 15.08.2019 № *** об отказе в установлении пенсии в части невключения в специальный стаж периодов работы с 24.12.1987 по 01.09.2002 (за исключением 92 дней в 1989 году, 8 дней в 1994 году, 41 дня в 1995 году, 50 дней в 1996 году, 26 дней в 1997 году, 9 дней в 1998 году, 32 дня с 01.01.2002. по 01.02.2002), с 12.01.2011 по 04.02.2011, с 10.10.2017 по 20.10.2017; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области засчитать периоды работы с 24.12.1987 по 01.09.2002 (за исключением 92 дней в 1989 году, 8 дней в 1994 году, 41 дня в 1995 году, 50 дней в 1996 году, 26 дней в 1997 году, 9 дней в 1998 году), с 12.01.2011 по 04.02.2011, с 10.10.2017 по 20.10.2017 в должности сборщика-клепальщика в *** в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить досрочно страховую пенсию по старости с 06.06.2019.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено акционерное общество ***

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Яманчев С.Н. не соглашается с решением суда, считает его незаконным, просит его отменить, удовлетворить уточненные исковые требования. В обоснование жалобы указывает, что судом не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Отмечает, что суду не представлена льготно-уточняющая справка, однако представлены другие доказательства, бесспорно подтверждающие его работу в условиях постоянной занятости с тяжелыми условиями труда в спорные периоды. Обращает внимание на то, что законодательством не предусмотрено право работодателя определять должности и производства, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, ему предоставлено только право в каждом конкретном случае подтвердить либо не подтвердить занятость работника на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости. Нелогичен вывод суда, по мнению автора жалобы, о том, что «Извлечения из Списков №1, 2, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 № 517, на льготное пенсионное обеспечение работников АО «***» является документом, отменяющим право сборщиков-клепальщиков конкретных цехов предприятия на льготную пенсию. Считает, что работник, добросовестно исполнявший трудовые обязанности во вредных условиях труда, не должен быть лишен права на назначение ему досрочной пенсии по старости в связи с недобросовестными действиями работодателя или решением собственников, имевших экономические предпосылки. При этом должность «сборщик- клепальщик» указана в Списке № 2 без каких либо условий и ограничений. Просит учесть, что он работал с вредными условиями труда, получал за вредность молоко, ему давали дополнительные дни к отпуску, проходил ежегодные профилактические осмотры. В подтверждение своей позиции ссылается на судебную практику. Дополняет, что в периоды с 12.01.2011 по 04.02.2011 и с 10.10.2007 по 20.10.2017 он находился на больничном, что подтверждается представленными АО «***» справками. Ссылается также на абз. 2 п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также суд неправильно применил нормы материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 05.06.2019 Яманчев С.Н. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 2 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Решением комиссии ГУ - УПФР в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области от 15.08.2019 № *** Яманчеву С.Н. отказано в назначении досрочной пенсии по Списку № 2 из-за отсутствия необходимого специального стажа.

При этом в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, не включены периоды работы с 24.12.1987 по 01.09.2002, с 12.01.2011 по 04.02.2011, с 10.10.2017 по 20.10.2017 в качестве сборщика-клепальщика ***, поскольку согласно представленной АО «***» справке от 29.07.2019 № *** профессия сборщика-клепальщика в цехе № 289, 291 не включена в «Извлечения из Списков № 1, 2, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 № 517, на льготное пенсионное обеспечение работников АО «***».

Не согласившись с данным отказом, Яманчев С.Н. обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Яманчева С.Н. специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013.

При рассмотрении апелляционной жалобы Яманчева С.Н. судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, пенсия им назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Частью 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсиях по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173; Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

В соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются «сборщики-клепальщики (клепальщики)» (раздел XXXIII «Общие профессии», код позиции 23200000-18183).

Списком № 2 производств, профессий и должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173, данная профессия не была предусмотрена.

Пунктом 5 Разъяснения от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее восьмидесяти процентов рабочего времени.

Аналогичные положения, действовавшие до указанного Разъяснения, содержались в п. 2 Разъяснения Минтруда РСФСР и Минсоцзащиты РСФСР от 08.01.1992 № 1 «О порядке применения на территории РСФСР Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 года № 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 02 октября 1991 года № 517».

Таким образом, право на пенсию в связи с особыми условиями труда обусловлено занятостью выполнением работ, предусмотренных Списком № 2, в течение полного рабочего дня - не менее 80% рабочего времени.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом «а» пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Из трудовой книжки истца усматривается, что 17.03.1987 он принят на работу на *** учеником сборщика-клепальщика; с 24.12.1987 переведен сборщиком-клепальщиком 3 разряда в этом же цехе; с 01.06.1991 переведен в производство окончательной сборки цех 291 сборщиком-клепальщиком 3 разряда; 09.02.1995 присвоен 4 разряд сборщика-клепальщика; 01.09.2002 уволен по собственному желанию.

Согласно представленной АО «***» справке от 29.07.2019 №***, профессия сборщика-клепальщика в цехах №№ 289, 291 не включена в «Извлечения из Списков №№ 1, 2, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 № 517, на льготное пенсионное обеспечение работников АО «***».

Льготно-уточняющая справка за спорный период истцом не представлена.

Вопреки доводам жалобы вышеуказанные сведения АО «***» о невключении профессии сборщика-клепальщика в цехах № 289, 291 в «Извлечениях из Списков № 1, 2, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 № 517, на льготное пенсионное обеспечение работников АО «***» обоснованно приняты судом первой инстанции в качестве доказательства характера работы истца в спорный период.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что в соответствии с п. 4 Постановления Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 № 517 руководители предприятий (объединений), организаций обязаны были обеспечить своевременную подготовку к введению в действие Списков № 1 и № 2. В связи с чем, АО «***» была проведена аттестация рабочих мест для определения перечня рабочих мест, наименования профессий и должностей, работникам которых в соответствии со Списками № 1 и № 2 установлено льготное пенсионное обеспечение, по результатам которой были сформированы указанные извлечения из Списков, в которых был определен перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение применительно к АО «***».

Таким образом, работодатель не подтверждает льготный характер работы истца по профессии «сборщик-клепальщик», поскольку работа истица в спорные периоды в цехах 289 и 291 не включена в перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение.

Как усматривается из материалов дела, после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования 30.09.1999 работодатель не подтверждает льготный характер его работы в спорный период с 30.09.1999 по 01.09.2002.

Каких-либо других доказательств, подтверждающих, что истец в спорный период осуществлял работу в тяжелых и вредных условиях труда по Списку № 2 по профессии «сборщик-клепальщик», в материалах дела не имеется.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает верным вывод суда, что период работы Яманчева С.Н. с 24.12.1987 по 01.09.2002 не может быть включен истцу в специальный стаж, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих, что его работа в указанный период проходила в тяжелых и вредных условиях труда по Списку № 2.

Ссылка в жалобе на наличие у истца профессиональных заболеваний в связи с длительным периодом работы в должности сборщика-клепальщика не влияет на законность принятого судом решения.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы о неправомерном невключении в специальный стаж работы истца периодов с 12.01.2011 по 04.02.2011 и с 10.10.2017 по 20.10.2017, поскольку периоды работы, предшествующие и последующие за вышеназванными периодами, включены ответчиком в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Периоды с 12.01.2011 по 04.02.2011 и с 10.10.2017 по 20.10.2017 являются периодами нахождения Яманчева С.Н. на больничном листе с выплатой пособия по нетрудоспособности.

Учитывая изложенное, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Яманчева С.Н. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении в специальный стаж периодов с 12.01.2011 по 04.02.2011 и с 10.10.2017 по 20.10.2017 подлежит отмене с принятием нового решения в этой части об удовлетворении этих требований. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционную жалобу Яманчева С.Н. - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 7 ноября 2019 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Яманчева Сергея Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении в специальный стаж периодов с 12.01.2011 по 04.02.2011 и с 10.10.2017 по 20.10.2017 отменить.

Принять в этой части новое решение.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области включить Яманчеву Сергею Николаевичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 12.01.2011 по 04.02.2011 и с 10.10.2017 по 20.10.2017 в должности сборщика-клепальщика.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Яманчева Сергея Николаевича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: