Судебный акт
Пересмотр кадастровой стоимости
Документ от 25.02.2020, опубликован на сайте 04.03.2020 под номером 86907, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-77/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

25 февраля 2020 года                                                                                  город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Шайхутдиновой К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Антипова Ивана Петровича к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков на основании установления в отношении них рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Антипов И.П. обратился в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельных участков:

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,  на основании установления в отношении них рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что указанными объектами недвижимости истец владеет на праве собственности, является плательщиком земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 9 декабря 2013 г. – 902 628 руб. 96 коп., земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 6 сентября 2013 г. – 1 187 161 руб. 95 коп.

Согласно отчетам независимого оценщика об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от 26 ноября 2019 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 9 декабря 2013 г. определена в 256 172 руб., земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 6 сентября 2013 г. – в 140 245 руб.

Несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца, как владельца земельных участков, поскольку влечет увеличение налоговых платежей.

С учетом уточнения требований административный истец просил установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости равной их рыночной стоимости в соответствии с заключением судебной экспертизы, а также возместить судебные расходы.

В судебном заседании представитель административного истца Алимов Р.М. заявление поддержал по изложенным в нем доводам, также просил восстановить срок для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указывает на то, что орган регистрации прав не принимал участия  в проведении государственной кадастровой оценки земель и утверждении ее результатов, прав административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу. Сведения о земельных участках внесены в ЕГРН 6 сентября 2013 г., в отношении земельного участка с кадастровым номером *** решением от 9 декабря 2013 г. изменен вид разрешенного использования.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в письменном отзыве решение оставил на усмотрение суда, не возражая против пересмотра кадастровой стоимости земельных участков.

Представитель администрации МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение оставил на усмотрение суда.

Представитель Правительства Ульяновской области в письменном отзыве не возражал против пересмотра кадастровой стоимости земельных участков.

Представитель администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, письменных возражений в суд не направил.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела подтверждено, что Антипов И.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***; земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***. Следовательно, Антипов И.П. является плательщиком земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** были внесены в ЕГРН 6 сентября 2013 г., земельного участка с кадастровым номером *** – 20 декабря 2013 г., следовательно, пятилетний срок истек 6 сентября 2019 г. и 20 декабря 2019 г. соответственно.              С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости истец в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области не обращался, заявление подано им в суд 17 декабря 2019 г., то есть с пропуском срока в отношении земельного участка с кадастровым номером ***.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца, очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что на основании Постановления Правительства Ульяновской области № 21-П от        18 января 2012 г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» и акта определения кадастровой стоимости № 13054 от 6 сентября 2013 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** установлена в размере 1 187 161 руб. 95 коп. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** определена также на основании вышеуказанного Постановления Правительства Ульяновской области и акта определения кадастровой стоимости № 19907 от 20 декабря 2013 г. в размере 902 628 руб. 96 коп.

В статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»  указано, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Учитывая разницу между рыночной стоимостью участков, рассчитанной независимым оценщиком, и их кадастровой стоимостью, составляющую более 50%, судом по делу была назначена экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на              9 декабря 2013 г., земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 6 сентября 2013 г., производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 038/030-2020 от 11 февраля 2020 г. названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 9 декабря 2013 г. составляла 346 461 руб., земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 6 сентября 2013 г. – 177 066 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Антипов И.П. просил возместить ему судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением административного дела, а именно: расходы по оплате государственной пошлины 300 руб., расходы по оплате независимого оценщика в размере 12 360 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 12 000 руб., расходы по оплате производства судебной экспертизы в размере 28 280 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, которые включают суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей (пункты 1, 4 статьи 106 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Таким образом, ввиду удовлетворения административного иска административному истцу следует возместить расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Как указано в статье 112 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Административным истцом понесены расходы на оплату услуг представителя в общей сумме 12 000 руб.

Факт оказания услуг представителем подтверждается доверенностью, оформленной на имя Алимова Р.М., который непосредственно принимал участие в судебных заседаниях при рассмотрении дела.

В соответствии с разъяснением постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Учитывая сложившиеся на рынке юридических услуг расценки в ульяновском регионе, юридическую сложность административного дела, объем подготовленного и собранного материала, участие представителя в судебных заседаниях первой инстанции, их количество и продолжительность, суд считает разумными расходы в размере 7000 руб. Больший размер возмещения не соответствует принципу разумности, поэтому в удовлетворении заявления о возмещении расходов на оплату услуг представителя в остальной части следует отказать.

Административный истец также просил взыскать расходы за составление отчета об оценке, оплаченные им ООО ***, в сумме     12 360 руб.

В пункте 4 приведенного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 разъяснено, что в случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на направление претензии контрагенту, на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек.

В этой связи суд признает расходы, понесенные истцом за составление отчета об оценке, судебными издержками, поскольку обязанность административного истца представить в суд отчет о рыночной стоимости предусмотрена статьей 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судом по настоящему делу была назначена судебная экспертиза для решения вопроса о размере рыночной стоимости земельного участка, производство которой было поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск», предварительная оплата расходов по экспертизе была возложена на административного истца, который произвел ее оплату в сумме 28 280 руб.

Ввиду удовлетворения административного искового заявления, учитывая, что рыночная стоимость объектов недвижимости, установленная судом по результатам судебной экспертизы, значительно ниже их кадастровой стоимости, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 20-П от 11 июля 2017 г. «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», расходы по производству судебной экспертизы также подлежат возмещению.

Как разъяснено в пунктах 7, 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г.           № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 декабря 2011 г. № П/531 (действовавшим на момент определения кадастровой стоимости) Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Из изложенного следует, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, поставленных на государственный кадастровый учет после даты массовой государственной кадастровой оценки, осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по правилам статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ.

Применительно к таким объектам недвижимости именно учреждение является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и, как следствие, надлежащим административным ответчиком по административным делам об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной, на которого должна быть возложена обязанность возместить понесенные административным истцом судебные расходы.

В Постановление Правительства Ульяновской области № 21-П от 18 января 2012 г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области»  по состоянию на 1 января 2011 г. земельные участки с кадастровыми номерами ***, *** не вошли.

Спорные объекты были поставлены на кадастровый учет 6 сентября 2013 г., то есть уже после даты массовой государственной кадастровой оценки.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** была рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1086,15 руб./кв.м и составила 1 187 161 руб. 95 коп.

Кадастровая стоимость в вышеназванном размере была рассчитана в Акте определения кадастровой стоимости № 13054 от 6 сентября 2013 г., утвержденном отделом кадастрового учета филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** изначально была рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1086,15 руб./кв.м и составила 2 366 720 руб. 85 коп.; 9 декабря 2013 г. в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка кадастровая стоимость была рассчитана с применением удельного показателя 414,24 руб./кв.м и составила 902 628 руб. 96 коп.

Кадастровая стоимость в размере 902 628 руб. 96 коп. была рассчитана в Акте определения кадастровой стоимости № 19907 от 20 декабря 2013 г., также утвержденном отделом кадастрового учета филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области.

Данные обстоятельства также подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости спорных объектов, в которых в качестве реквизитов актов об утверждении кадастровой стоимости указаны акты № 13054 от 6 сентября 2013 г. и № 19907 от 20 декабря 2013 г.

Исходя из изложенного органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в данном случае является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания судебных расходов в пользу Антипова И.П. с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Антипова Ивана Петровича о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельных участков:

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на  9 декабря 2013 г. – 346 461 руб.;

- кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 6 сентября 2013 г. – 177 066 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 17 декабря 2019 г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу Антипова Ивана Петровича судебные расходы в сумме 47 940 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                          Н.А. Пулькина