Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости
Документ от 28.02.2020, опубликован на сайте 05.03.2020 под номером 86895, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-94/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

28 февраля 2020 года                                                                    г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению  Андрусенко Александра Анатольевича к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, 

 

у с т а н о в и л :

 

Андрусенко А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением   об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости.

Требования мотивировал тем, что является собственником указанного земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 5 700 161 руб. 86 коп.

Согласно отчету ООО «Многопрофильный деловой центр» № с15854 от 12 декабря 2019г. рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011г.   составляет 2 704 922 руб. 08 коп. 

Результаты  определения кадастровой стоимости земельного участка  застрагивают его права в сфере налогообложения. 

В связи с этим административный истец просил восстановить срок для подачи иска об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, поскольку из указанной  кадастровой стоимости  рассчитываются налоговые платежи, очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в Ульяновской области не проводилась. Установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г. в сумме 2 704 922 руб. 08 коп.

В ходе рассмотрения дела после проведения судебной экспертизы истец уточнил исковые требования - просил установить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г.  в размере 2 592 464 руб.

В судебное заседание участники процесса не вились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. 

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в письменном отзыве на иск право истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не оспаривает. Считает Управление ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оно не принимало участия в утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в письменном отзыве на административный иск указал, что земельный участок с кадастровым номером *** была поставлен на государственный кадастровый учет 9 июля 2007г.

29 февраля 2012г. в государственный кадастр недвижимости в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012г. № 21-П «Об утверждении  результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области», была внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 11 475 руб. 86 коп., отнесенного к 15 группе видов разрешенного использования. Дата определения кадастровой стоимости – 1 января 2011г. 

27 июня 2014г. в государственный кадастр недвижимости в соответствии с внесенными изменениями в результаты государственной кадастровой оценки на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 23 мая 2014г. № 193-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Ульяновской области от 18 января 2012г. № 21-П» была внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 5 700 161 руб. 86 коп. Дата определения кадастровой стоимости 1 января 2011г.

Со ссылкой на п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда  РФ № 28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости», указывает на то, что по делам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости административными ответчиками по делу являются государственный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Полагает, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку не утверждало результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ульяновской области. 

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что Андрусенко А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.

Кадастровая стоимость земельного участка в размере 5 700 161 руб. 86 коп. была установлена по результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 23 мая 2014г. № 193-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 18 января 2012г. № 21-П». (строка 1672 № 3225 в приложении № 22 к Постановлению Правительства Ульяновской области № 21-П от 18 января 2012г.).

Дата определения кадастровой стоимости – 1 января 2011г.

Дата внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка – 27 июня 2014г.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

На момент обращения истца в суд с настоящим иском – 24 декабря 2019г. предусмотренный законом пятилетний срок для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости истек.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, поскольку  кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель в Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу между рыночной стоимостью земельного участка,  определенной на основании представленного истцом отчета об оценке, и его кадастровой стоимостью, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению эксперта № 034/030-2020 названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером  ***, расположенного по адресу:  ***, по состоянию на 1 января 2011г., составляет 2 592 464 руб.  

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Административным истцом, представителями административных ответчиков и заинтересованного лица заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что уточненные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Андрусенко Александра Анатольевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером  ***, расположенного по адресу:  ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г., в размере 2 592 464 руб.  

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 24 декабря 2019г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером  ***.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                  Трифонова Т.П.