Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости
Документ от 26.02.2020, опубликован на сайте 05.03.2020 под номером 86856, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-93/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

26 февраля 2020 года                                                              город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шарафутдинова Филарида Фиркатовича к Правительству Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии»  об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Шарафутдинов Ф.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением   об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости -земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости.

Требования мотивировал тем, что является собственником указанного земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2011г. в размере 3 803 096 руб. 65 коп.

Согласно отчету ООО «Многопрофильный деловой центр» № с15897 от 16 декабря 2019г. рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011г.  составляет 1 426 224 руб. 80 коп.  

Результаты  определения кадастровой стоимости земельного участка  застрагивают его права в сфере налогообложения. 

В связи с этим административный истец просил восстановить срок для подачи иска об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, поскольку из указанной  кадастровой стоимости  рассчитываются налоговые платежи, а очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в Ульяновской области не проводилась. Установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г. в  размере 1 426 224 руб. 80 коп.

После проведения по делу судебной экспертизы истец уточнил исковые требования – просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной  его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г. в размере 1 153 880 руб.

В судебном заседании представитель истца –  Горгиладзе С.Н. заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске доводам. 

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск не оспаривал право истца на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка путем установления его рыночной стоимости.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск указал на то, что земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, был поставлен на кадастровый учет 19 марта 2008г.

29 февраля 2012г. в ГКН в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов» была внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 3 803 096 руб. 65 коп., отнесенного к 5 группе видов разрешенного использования. Дата определения кадастровой стоимости 1 января 2011г.

Право истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости Учреждение не оспаривает.

Ссылаясь на п. 7 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указывает, что ответчиками по делу об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, является государственный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Поскольку орган регистрации  прав участия в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки не принимал, он не может быть ответчиком оп делу. В данном случае сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти Ульяновской области. 

Шарафутдинов Ф.Ф., представители Правительства Ульяновской области, администрации МО «Подкуровское сельское поселение»  в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя истца Горгиладзе С.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 390 НК РФ налоговая база для земельных участков определяется как кадастровая стоимость. 

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что Шарафутдинов Ф.Ф. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» кадастровая стоимость указанного земельного участка была определена в размере 3 803 096 руб. 65 коп. по состоянию на 1 января 2011г.

Дата внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка – 29 февраля 2012г.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Учитывая дату внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка, на момент обращения истца в суд с настоящим истцом (25 декабря 2019г.) срок для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости истцом пропущен.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу между рыночной стоимостью объектов недвижимости,  определенных на основании представленных истцом отчетов об оценке, и их кадастровой стоимостью, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 033/030-2020 названной экспертной организации рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2011 г.  составляет 1 153 880 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что уточненные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости здания и земельного участка равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Шарафутдинова Филарида Фиркатовича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г., в размере 1 153 880 руб. (один миллион сто пятьдесят три тысячи восемьсот восемьдесят руб.).

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 25  декабря 2019 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                           Трифонова Т.П.