Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости
Документ от 26.02.2020, опубликован на сайте 05.03.2020 под номером 86855, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-72/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

26 февраля 2020 года                                                              город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

 

рассмотрев в предварительном открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Левандовской Ирины Леонидовны к Федеральному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Ульяновской области, Управлению Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, 

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Левандовская И.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением   об установлении кадастровой стоимости здания, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер ***, в размере его  рыночной стоимости.  

Требования мотивировала тем, что является собственницей указанного объекта недвижимости.

Кадастровая стоимость здания  на основании Постановления Правительства Ульяновской области № 481-П от 12 октября 2012г.  определена по состоянию на 17 ноября 2011г.  в размере 42 990 345 руб. 49 коп.

Согласно отчету независимого оценщика ООО «Многопрофильный деловой центр» № с15802 от 21 ноября 2019г.  рыночная стоимость указанного здания по состоянию на 17 ноября 2011г.  составляет 7 426 853 руб. 42 коп.

Результаты  определения кадастровой стоимости объекта недвижимости застрагивают её права в сфере налогообложения.

В связи с этим Левандовская И.Л. просила установить кадастровую стоимость принадлежащего ей на праве собственности здания равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2011г. в размере 7 426 853 руб. 42 коп.

После проведения по делу судебной экспертизы Левандовская И.Л. уточнила исковые требования – просила установить кадастровую стоимость принадлежащего ей на праве собственности здания равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2011г. в размере 7 319 055 руб.

В судебном заседании представитель Левандовской И.Л. – Каленков А.А. заявленное требование поддержал по изложенным в административном иске основаниям. Дополнительно просил восстановить срок для обращения в суд с иском об оспаривании результатов кадастровой оценки объекта недвижимости, поскольку данная оценка на настоящий момент является актуальной. Очередная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Ульяновской области не производилась.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области  в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск указал на то, что права и законные интересы административного истца Управление не нарушало,  право истца на пересмотр кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости не оспаривает.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск указал на то, что объект капитального строительства (здание) с кадастровым номером 73:24:021101:303 был поставлен на кадастровый учет 15 ноября 2011г.

1 ноября 2012г. в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012г. № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» в государственный кадастр недвижимости была внесена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 42 990 345 руб. 49 коп. Дата определения кадастровой стоимости 17 ноября 2011г.

Со ссылкой на п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда  РФ № 28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости», указывает на то, что по делам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости административными ответчиками по делу являются государственный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Полагает, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку не утверждало результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ульяновской области. 

Левандовская И.Л., представители Правительства Ульяновской области, администрации г.Ульяновска в судебное заседание также не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя истца Каленкова А.А., исследовав материалы дела, обозрев технический паспорт на объект недвижимости, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здания, строения, сооружения.

В соответствии со ст. 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017г. № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018г.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что Левандовская И.Л. является собственником нежилого здания, назначение – производственно-офисное, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012г. № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» кадастровая стоимость указанного здания определена по состоянию на 17 ноября 2011г. в размере  42 990 345 руб. 49 коп. Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости – 1 ноября 2012г. 

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Учитывая дату внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости здания (1 ноября 2012г.) на момент  обращения истца в суд с настоящим иском (17 декабря 2019г.) срок оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости истек.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу между рыночной стоимостью здания,  определенной на основании представленного истцом отчета об оценке, и его кадастровой стоимостью, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 005/030-2020 названной экспертной организации рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 17 ноября 2011г. составляет 7 319 055 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Левандовской Ирины Леонидовны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2011г.,  в размере  7 319 055 руб. (семь миллионов триста девятнадцать тысяч пятьдесят пять руб.)

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 17 декабря  2019г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                           Трифонова Т.П.