Судебный акт
Обеспечение жильем вдовы участника ВОВ
Документ от 11.02.2020, опубликован на сайте 02.03.2020 под номером 86815, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                          Дело № 33-451/2020 (№33-5947/2019)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              11 февраля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4513/2019 по апелляционной жалобе Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского  районного суда города Ульяновска от 14 октября 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Банновой Лидии Васильевны удовлетворить.

Обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области предоставить в порядке очередности, исходя из времени принятия  на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в списки на предоставление социальных выплат уполномоченным органом, по мере поступления средств из федерального бюджета Банновой Лидии Васильевне социальную поддержку путем выдачи    свидетельства    о предоставлении социальной выплаты ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на приобретение (строительство) жилого помещения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя  Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Баннова Л.В. обратилась в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, обязании произвести такую выплату. В обоснование иска указала, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны. Протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам администрации города Димитровграда Ульяновской области она включена в список нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В апреле 2019 года она была поставлена ответчиком на очередь под номером 25. Однако, 25 июля 2019 года получила отказ в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья со ссылкой на совершение ею действий, направленных на ухудшение жилищных условий, с чем она не согласна, поскольку таких действий не совершала. Регистрация в квартире супруги внука – Н*** С.В. была вызвана необходимостью постоянного ухода за ней. Просила признать незаконным отказ ответчика в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения ей как вдове участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в жилом помещении; обязать ответчика произвести социальную выплату на приобретение жилого помещения.  

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что Баннова Л.В. была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении администрацией муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области 3 апреля 2019 года. При этом в период с 2 ноября 2010 года по 21 мая 2015 года Баннова Л.В. вместе с дочерью и внуком была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 48,22 кв.м, принадлежащем ее дочери, по адресу: ***, и учетной нормой, как член семьи собственника, истец была обеспечена. С 21 мая 2015 года Баннова Л.В. зарегистрирована в жилом помещении, общей площадью 40,4 кв.м, принадлежащем дочери, и расположенном по адресу: ***. До 22 декабря 2017 года в данном жилом помещении было зарегистрировано три человека, на каждого из которых приходилось по 13,46 кв.м общей площади жилья, то есть, Баннова Л.В. также являлась обеспеченной учетной нормой жилья. 22 декабря 2017 года в жилом помещении была зарегистрирована Н*** С.М. (сноха собственника). Данные обстоятельства, по мнению автора жалобы, свидетельствуют о намеренных действиях членов семьи Банновой Л.В. с целью ухудшения ее жилищных условий для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Ссылаясь на ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает, что Баннова Л.В. может быть принята на жилищный учет не ранее 22 декабря 2022 года. С учетом изложенных обстоятельств настаивает на том, что Баннова Л.В. была поставлена на учет нуждающихся неправомерно, в связи с чем ей было отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Банновой Л.В., извещенной о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Баннова Л.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны.

Жилых помещений в собственности и в пользовании по договору социального найма Баннова Л.В. не имеет.

С 21 мая 2015 года Баннова Л.В. зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 40,40 кв.м, расположенном по адресу: ***.

Собственником жилого помещения по указанному выше адресу является Н*** Т.А. – дочь истца.

Также с 21 мая 2015 года в квартире *** зарегистрированы его собственник - Н*** Т.А. (дочь истца) и Н*** И.В. (внук истца и сын собственника Н*** Т.А.).

С 22 декабря 2017 года в квартире по указанному адресу зарегистрирована Н*** С.В. – невестка (сноха собственника, супруга Н*** И.В.).

29 марта 2019 года Баннова Л.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении администрацией муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области в связи с ее обеспеченностью жильем менее 12 кв.м на каждого члена семьи.

Уведомлением от 16 июля 2019 года Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Банновой Л.В. отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствии с подпунктом «в» пункта 12 постановления Правительства Ульяновской области от 2 мая 2006 года № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

Полагая отказ в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья незаконным, Баннова Л.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования Банновой Л.В., суд первой инстанции исходил из того, что истцом не было совершено умышленных и недобросовестных  действий с целью ухудшения жилищных условий.

При этом суд сослался на нуждаемость истца в постоянном уходе в силу преклонного возраста, отсутствие надлежащего ухода в месте прежнего проживания, обстоятельства вселения Банновой Л.В. в жилое помещение и объем правомочий истца в отношении последнего.

Однако, данные выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела и нормам закона, в связи с чем в силу п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда не может быть признано законным и обоснованным.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах) члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 мая 2006 года №138 определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность; утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее – Порядок от 2 мая 2006 года).

В соответствии с п.п. «д» п. 2 Порядка от 2 мая 2006 года правом на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения (далее - социальная выплата) обладают члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Согласно п. 3 Порядка социальная выплата предоставляется лицам, указанным в подпунктах «а» - «д» пункта 2 Порядка от 2 мая 2006 года, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области осуществляют постановку на учет граждан в соответствии с Законом Ульяновской области от 06 мая 2006 года № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области формируют списки граждан, указанных в пункте 2 данного Порядка, и направляют их в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган), в срок до 15 апреля текущего года.

Социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета (п. 4 Порядка от 2 мая 2006 года).

Пунктом 7 названного Порядка от 2 мая 2006 года установлено, что социальные выплаты Получателям, указанным в пункте 2 Порядка, предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в списки на предоставление социальных выплат уполномоченным органом, по мере поступления средств из федерального бюджета.

Перечень документов, которые получатель должен представить в уполномоченный орган для получения свидетельства, установлен пунктом 8 Порядка. К числу таких документов закон относит: заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения;  паспорт гражданина - получателя; документ, подтверждающий право гражданина - получателя на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета;  решение о принятии гражданина - получателя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; справку или выписку из домовой книги о регистрации заявителя и проживающих совместно с ним лиц по месту жительства.

Решение (распоряжение) о выдаче или об отказе в выдаче свидетельства принимает руководитель уполномоченного органа в течение 30 дней с даты принятия заявления (п. 10 Порядка от 2 мая 2006 года).

Согласно подпункту «в» п. 12 Порядка от 2 мая 2006 года решение об отказе в предоставлении социальной выплаты принимается в случае неправомерного признания получателя нуждающимся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51).

Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Материалами дела подтверждено, что до 12 декабря 2017 года дочь истца Н*** Т.А. являлась собственником жилого помещения общей площадью 74,3 кв.м по адресу: ***.

С 12 декабря 2017 года собственником квартиры общей площадью 74,3 кв.м по адресу: ***, является Н*** И.В. – внук истца, на основании договора дарения от 1 декабря 2017 года.

Н*** И.В. и Н*** С.В. состоят в зарегистрированном браке с ***.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Баннова Л.В. и члены ее семьи учетной нормой жилья обеспечены (40,40 кв.м+74,30 кв.м/4 чел.) и к числу нуждающихся в жилом помещении не относятся.

Из материалов учетного дела Банновой Л.В., представленных в суд апелляционной инстанции, следует, что 19 августа 2019 года, то есть в день поступления иска Банновой Л.В. в суд, решением комиссии по жилищным вопросам администрации города Димитровграда Банновой Л.В. отказано в признании ее нуждающейся в жилых помещениях.

При изложенных обстоятельствах решение суда не может быть признано законным, подлежит отмене; по делу надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Банновой Л.В. к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности произвести социальную выплату на приобретение жилого помещения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 октября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Банновой Лидии Васильевны к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности произвести социальную выплату на приобретение жилого помещения отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи