Судебный акт
О признании недействительным договора купли-продажи доли в праве общей собственности на квартиру
Документ от 10.02.2020, опубликован на сайте 02.03.2020 под номером 86802, 2-я гражданская, о признании договора купли-продажи долей квартиры недействительным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дементьев А.Г.                                                                            Дело № 33-410/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    10 февраля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю.,

судей Парфеновой И.А., Костенко А.П.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2/3354/2019 по апелляционной жалобе Ермолаевой Галины Анатольевны на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 2 октября 2019 года, с учетом определения суда от 3 декабря 2019 года об исправлении описки, по которому постановлено:

в удовлетворении  иска Ермолаевой Галины Анатольевны  к Родионову Николаю Анатольевичу, Парфенову Сергею Евгеньевичу о признании недействительным договора от  28 мая 2019 года купли-продажи доли в праве общей собственности на квартиру №***, о применении последствий недействительности данной сделки отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Парфеновой И.А., объяснения Ермолаевой Г.А., её представителя Мустафиной Ю.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Родионова Н.А. – Прокопенко И.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ермолаева Г.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Родионову Н.А., Парфенову С.Е. о признании недействительным договора купли-продажи доли в праве общей собственности на квартиру, применении последствий недействительности сделки.

В обоснование требований указала на то, что ей на праве общей долевой собственности принадлежит 5/9 долей квартиры № ***. Вторым собственником квартиры являлся Родионов Н.А., которому принадлежали 4/9 долей в праве общей собственности на квартиру.  

В мае 2019 года при оплате коммунальных услуг ей стало известно, что сособственником данной квартиры является Парфенов С.Е. на основании договора купли–продажи от 28 мая 2019 года, заключенного с Родионовым Н.А.

Ответчик  Родионов  Н.А., в нарушение статьи 250 Гражданского кодекса РФ,  перед отчуждением принадлежащей ему доли в квартире не известил её (истицу), как  участника общей долевой собственности, о намерении продать свою долю постороннему лицу, вследствие чего данная сделка  является  недействительной.   

Истица просила признать недействительным договор от 28 мая 2019 года купли-продажи 4/9 долей квартиры № ***,  применить последствия недействительности данной сделки в виде отмены государственной регистрации сделки и двусторонней  реституции.   

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ермолаева Г.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить её исковые требования.

Считает, что действия Родионова Н.А. по направлению ей через нотариуса уведомления о предложении выкупить долю в квартире необходимо расценивать как недобросовестное пользование гражданскими правами.

Указывает, что ранее она давала Родионову Н.А. согласие выкупить его долю в квартире, но с рассрочкой на несколько месяцев. Однако Родионов Н.А. с данным предложением не согласился.

Полагает, что сделка купли-продажи является недействительной, так как цена доли в квартире ниже рыночной стоимости в два раза.

Ссылается на то, что при рассмотрении Засвияжским районным судом г.Ульяновска гражданского дела № *** по иску Парфенова С.Е. к ней о вселении и определении порядка пользования жилым помещением было установлено, что спорная квартира имеет перепланировку, разрешение на которую предъявлено не было. Между тем в пункте 6 договора купли-продажи от 28 мая 2019 года указано об отсутствии в отчуждаемом имуществе произведенных и неузаконенных переустройств или перепланировок. Также в договоре указано об отсутствии лиц, имеющих право пользования и проживания в данном жилом помещении.

Утверждает, что направленные в её адрес нотариусом уведомления она не получала, хотя регулярно проверяет почтовый ящик. Полагает, что Родионов Н.А. мог бы любым иным доступным способом, таким, как телефонный звонок, смс-сообщение, e-mail-переписка, известить её о намерении продать свою долю в квартире.

Указывает также на отсутствие у представителя Родионова Н.А. – Прокопенко И.В. полномочий на участие в судебном заседании, поскольку представленная им суду доверенность датирована 10 октября 2019 года, тогда как судебное заседание состоялось 2 октября 2019 года. Кроме того, доверенность выдана Родионовым Н.А. как индивидуальным предпринимателем, между тем иск предъявлен к нему как к физическому лицу. В связи с чем считает, что имеются основания для рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Родионов Н.А. просит отказать в её удовлетворении.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

На основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

Рассмотрев доводы жалобы, возражений, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при принятии решения, судебная  коллегия не находит оснований к его отмене.

В силу статьи 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки. 

Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 250 Гражданского кодекса РФ  при  продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов, а также случаев продажи доли в праве общей собственности на земельный участок собственником части расположенного на таком земельном участке здания или сооружения либо собственником помещения в указанных здании или сооружении.

Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее. Если остальные участники долевой собственности не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество в течение десяти дней со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу. В случае, если все остальные участники долевой собственности в письменной форме откажутся от реализации преимущественного права покупки продаваемой доли, такая доля может быть продана постороннему лицу ранее указанных сроков. Особенности извещения участников долевой собственности о намерении продавца доли в праве общей собственности продать свою долю постороннему лицу могут быть установлены федеральным законом (пункт 2 указанной статьи).

Согласно пункту 3 статьи 250 Гражданского кодекса РФ при продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя. 

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Ермолаева Г.А.  на  праве общей долевой собственности (5/9 долей)  владеет  квартирой № ***. 4/9 долей указанной квартиры на праве общей долевой собственности ранее принадлежали Родионову Н.А.

28 мая 2019 года между Родионовым Н.А. (продавец) и Парфеновым С.Е. (покупатель) был заключен договор купли-продажи 4/9 долей в праве общей долевой собственности на данную квартиру. При заключении договора стороны определили стоимость указанной доли в 350 000 руб. 

Полагая, что заключением данного договора нарушено её право на преимущественную покупку долей в квартире, истица обратилась в суд с иском.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Родионовым  Н.А. были выполнены  требования статьи 250 Гражданского кодекса РФ об  извещении истицы - участника общей долевой собственности на данною квартиру о предстоящей продаже доли квартиры.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, основанными на нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.

Так, из материалов дела следует, что нотариусом нотариального округа город Ульяновск Покровой Р.М. 4 октября 2018 года по просьбе Родионова Д.Н., действующего от имени Родионова Н.А. по доверенности, направлены Ермолаевой Г.А. заказными письмами с простым уведомлением по двум адресам: по адресу её регистрации и по месту её проживания, заявления, в которых сообщалось о намерении Родионова Н.А. продать принадлежащие ему 4/9 доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру, находящуюся по адресу: ***, за 350 000 руб. Также сообщалось о праве Ермолаевой Г.А. на преимущественную покупку вышеуказанного объекта за указанную цену, а также о том, что отсрочка или рассрочка платежа по договору не предусматривается.

15 января 2019 года нотариусом Покровой Р.М. выдано свидетельство о направлении заявления и (или) документов, в котором содержится информация о направлении указанных заявлений. Из данного свидетельства следует, что заявления Ермолаевой Г.А. переданы не были, причина, указанная организацией почтовой связи,  по  которой  передать  заявления  невозможно - истек срок хранения. 

Судебная коллегия не может согласиться с утверждениями Ермолаевой Г.А. в апелляционной жалобе о том, что действия Родионова Н.А. по направлению ей через нотариуса уведомления о предложении выкупить долю в квартире необходимо расценивать как недобросовестное пользование гражданскими правами, поскольку данные утверждения основаны на неправильном толковании указанных выше норм права.

Ссылка Ермолаевой Г.А. в жалобе на то обстоятельство, что ранее она давала Родионову Н.А. согласие выкупить его долю в квартире с рассрочкой в несколько месяцев, на правильность выводов суда не влияет.

Не являются основанием к отмене решения суда также утверждения в жалобе о том, что доля в квартире продана Родионовым Н.А. по цене ниже рыночной, поскольку именно стороны договора определяют условие о стоимости имущества. Кроме того, как указывалось выше, Ермолаевой Г.А. поступало предложение о приобретении доли квартиры по этой же цене.

Не влияет на правильность выводов суда также ссылка в жалобе на имеющуюся в квартире самовольную перепланировку, о которой в договоре купли-продажи не указано.

Несостоятельны и доводы жалобы о недействительности оспариваемого договора купли-продажи доли в квартире в связи с указанием в данном договоре на отсутствие лиц, имеющих право пользования и проживания в данном жилом помещении.

Как указывалось выше, собственниками квартиры № *** на момент её продажи являлись Ермолаева Г.А. и Родионов Н.А. Из материалов дела следует, что на дату заключения договора купли-продажи в квартире был зарегистрирован только Родионов Н.А. Иных лиц зарегистрировано не было.

Не могут повлечь отмену решения суда также доводы апелляционной жалобы об отсутствии у представителя Родионова Н.А. – Прокопенко И.В. полномочий на участие в судебном заседании со ссылкой на то, что представленная им доверенность датирована 10 октября 2019 года, тогда как судебное заседание состоялось 2 октября 2019 года. Из письменных пояснений, представленных Родионовым Н.А. в суд апелляционной инстанции, а также из оригинала доверенности следует, что в дате доверенности допущена опечатка, вместо правильного «01.10.2019» неправильно указано «10.10.2019».

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 2 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ермолаевой Галины Анатольевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: