УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кудряшева Н.В. Дело № 33-828/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
18 февраля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,
при секретаре Расторгуевой Л.О.
с участием прокурора Данилова Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 20 ноября 2019
года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 9 января 2020
года, по которому постановлено:
Иск прокурора г.Димитровграда Ульяновской области
удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
обеспечить Б*** Д.В. лекарственным препаратом *** в соответствии с назначением
врача по рецепту от 2 сентября 2019 года серия *** (4 упаковки) с торговыми
наименованиями *** в соответствии с назначением врача по рецепту от 2 сентября
2019 года с учётом индивидуальной непереносимости.
В удовлетворении иска прокурора г.Димитровграда Ульяновской
области в защиту прав и законных интересов Б*** Д*** В*** к Федеральному государственному бюджетному
учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального
медико-биологического агентства» о понуждении к
созданию врачебной комиссии для оформления рецепта Б*** Д.В. на лекарственный препарат *** с указанием торгового наименования *** в
соответствии с медицинскими показаниями
отказать.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова
Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор города Димитровграда Ульяновской области, действуя
в интересах несовершеннолетнего Б*** Д.В., обратился в суд с иском к
Министерству здравоохранения Ульяновской области, ФГБУЗ «Клиническая больница
№172 Федерального медико-биологического агентства» о признании бездействия
незаконным, понуждении к своевременному оформлению рецептов на лекарственный
препарат, обеспечению лекарственным препаратом.
В обоснование заявленных требований указал, что Б*** Д.В., ***
года рождения, является ребенком-инвалидом, ему выставлен диагноз ***.
Заболевание является *** и требует проведения регулярной и пожизненной
заместительной терапии препаратами *** для внутреннего введения, в связи с чем
имеет право на бесплатное получение всех
лекарственных средств по рецептам врача.
2 сентября 2019 года лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА
России Б*** Д.В. выписан рецепт для получения лекарственного препарата *** (4
упаковки). При обращении матери ребенка
в аптечный пункт ОАО «УльяновскФармация» в выдаче лекарства отказано
ввиду отсутствия на складе.
Просил обязать ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России создать врачебную комиссию для оформления рецепта Б*** Д.В. на лекарственный препарат *** с указанием торгового наименования *** в
соответствии с медицинскими показаниями
и обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Б***
Д.В. лекарственным препаратом *** в соответствии с назначением врача по рецепту
от 2 сентября 2019 года (4 упаковки) с торговыми наименованиями ***.
В судебном заседании старший помощник прокурора Душкова К.Б.
исковые требования, заявленные к ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России не поддержала,
указав, что после обращения с уточненным исковым заявлением ФГБУЗ КБ №172 ФМБА
России создали врачебную комиссию в отношении Б*** Д.В., уточненные требования к Министерству здравоохранения
Ульяновской области в части обеспечения несовершеннолетнего Б*** Д.В.
лекарственным препаратом, поддержала.
При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в
деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые
требования относительно предмета спора, было привлечено АО «УльяновскФармация».
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области просит отменить
решение суда, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых
требований.
В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание
лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от
14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов,
форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления
указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом
развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего
заболеваний. Отмечает, что врачебная комиссия, которая приняла решение о
наличии у Б*** Д.В. побочных эффектов от приёма спорного лекарственного
препарата, не проводилась. Только
выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения
медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут
решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой
лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Медицинские
показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими
лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Указывает на наличие срока
годности лекарственных препаратов, в связи с чем они не подлежат запасам впрок.
Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство впрок Федеральный закон
от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников,
извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК
РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской
Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Нормы Конвенции о правах
ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), действующие
в Российской Федерации с 1990 года, основываясь на незыблемости права детей на
особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье,
предписывают, что государства-участники признают право ребенка на пользование
наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения
болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24).
В Российской Федерации,
как социальном государстве, предусматривается охрана здоровья людей,
обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и
детства.
При этом материнство и
детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38
Конституции РФ).
Государство признает
охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и
психического развития детей.
Обеспечение интересов
детей также находится в спектре государственной политики в здравоохранении.
В развитие указанных
положений, ст. 19
Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую
помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии
с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи.
Из материалов дела
следует, что Б*** Д.В., *** года рождения,
является ребенком-инвалидом, наблюдается в ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России с диагнозом: *** Заболевание
является *** с необратимым нарушением функций *** системы с высоким риском развития
тяжелых, жизнеугрожающих бактериальных инфекций и требует проведения регулярной
и пожизненной заместительной терапии препаратами *** для внутреннего введения.
Б*** Д.В. имеет право на льготное
лекарственное обеспечение по федеральной и региональной льготе.
01.09.2019 лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА
России Б*** Д.В. был выписан рецепт серии
*** на получение лекарственного препарата *** без указания конкретного
торгового наименования. На обороте рецепта имеется отметка о том, что рецепт
выписан по решению врачебной комиссии от
2.09.2019 № ***.
Из дела следует, что рецепт от 2 сентября 2019 года на лекарственный препарат *** не
обеспечен, в связи с отсутствием
необходимых лекарственных препаратов на складе АО «УльяновскФармация», ввиду
того, что Министерством здравоохранения Ульяновской области не были закуплены запрашиваемые лекарственные
препараты. Запрашиваемый препарат под торговым наименованием *** поступил на склад в октябре 2019 года. 02.10.2019 от данного препарата представитель Б*** Д.В. отказалась в связи с
тем, что указанный препарат с торговым наименованием *** ребенку
противопоказан.
Согласно выписному
эпикризу ГНЦ Института *** ФМБА России Б*** Д.В. необходима пожизненная терапия ***. При обеспечении ребенка указанным
лекарственным препаратом необходимо иметь ввиду, что обязательно тестирование
препарата на ***, инфицирование которым
смертельно опасно для ребенка. К таким ***, зарегистрированным на территории
РФ относятся препараты с торговыми
наименованиями: ***.
Учитывая, что ребенок
имеет индивидуальную непереносимость лекарственных препаратов, лечащий
врач Б*** Д.В. обязан был решить вопрос о создании врачебной комиссии.
На момент выписки
рецепта 2 сентября 2019 года такая врачебная комиссия с целью принятия решения
о наличии у Б*** Д.В. побочных эффектов, индивидуальной непереносимости на
синонимы торговых наименований лекарственного препарата *** создавалась, что отражено в рецепте,
однако рецепт оформлен некорректно, без
указания конкретных торговых наименований препарата с учетом наличия
индивидуальной непереносимости у Б*** Д.В.
Вследствие чего лекарственным
препаратом с торговыми наименованиями: «*** Б*** Д.В. не обеспечен из-за его отсутствия в аптечной
сети, что не оспаривалось сторонами.
В соответствии с п. 3,
5,
14 ч. 1 ст.
16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение
и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную
программу обязательного медицинского страхования; организация оказания
населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной,
в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой
специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в
медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной
власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по
организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми
заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по
организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Государственная политика
в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется
Федеральным законом
от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
в соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи
инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи (статья 13
Закона).
Согласно ч. 1 ст. 37
указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на
основе стандартов медицинской помощи.
В силу п. 9
ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 года за № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» право на получение
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют
дети-инвалиды.
В соответствии с ч.1
ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа
категорий, указанных в статье 6.1
настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие
социальные услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по
рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской
Федерации утверждает Перечень лекарственных препаратов для медицинского
применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения,
назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень
медицинских изделий, перечень
специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение
которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1
части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Постановлением
Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития
медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
утвержден Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно.
Этим же постановлением
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено:
осуществлять меры по
контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности
лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При
отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и
диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в
обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;
своевременно обеспечивать
оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в
установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;
привлекать дополнительные
источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых
и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности
и улучшения лекарственного обеспечения населения.
В утвержденный Перечень
включены, в том числе, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, дети первых трех лет
жизни с предоставлением бесплатно всех лекарственных средств (Приложение №1).
Обязанность по
организации обеспечения ребенка бесплатно на период лечения данным лекарством
лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской области от
16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области»
утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области,
которым предусмотрено, что Министерство
здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по
обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами
лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц,
страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения,
предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и
специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний,
включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких
(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни
гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих
право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от
получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1
части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского
применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Установив, что
Б*** Д.В. лечащим врачом по медицинским показаниям выписан рецепт от 01.09.2019 на бесплатное обеспечение его таким
лекарственным препаратом ***, однако данным
лекарственным препаратом он обеспечен не был, суд правильно возложил на Министерство
здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечить несовершеннолетнего Б*** Д.В. лекарственным препаратом ***
по выписанному рецепту врача от 01.09.2019 с учетом рекомендаций
врачебной комиссии с торговыми наименованиями: ***.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что
необеспечние Б*** Д.В. лекарственным
препаратом *** возникло по вине АО «УльяновскФармация»
несостоятельны.
Так, фактическое обеспечение
истца необходимым ему
лекарственным препаратом в данном
случае зависит от реальной обеспеченности выписанных рецептов
данным препаратом (наличие его в специализированной аптечной сети), что входит
в обязанности Министерства здравоохранения Ульяновской области.
При этом, ответчик не представил суду доказательства того, что по заключенному
им контракту обеспечение льготной категории граждан медицинским препаратом *** с
одним из торговых наименований: *** было
полным и его невыдача Б*** Д.В. по предъявленному рецепту произошла по вине АО
«Ульяновск Фармация».
Лекарственный препарат с торговыми наименованиями: ***
рекомендован Б*** Д.В. лечащим врачом ГНЦ
Института Иммунологии ФМБА России, а также врачебной комиссией, созданной в
ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России.
Исходя из вышеизложенного, а также учитывая то, что необходимость
обеспечения истца указанным
лекарственным препаратом носит
постоянный характер, соответственно
обеспечение им, в том числе и по
рецепту от 01.09.2019 в текущем году
не приведет к тому, что Б*** Д.В. будет им обеспечен свыше
необходимого.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы в части того, что обеспечение истца лекарственным препаратом *** с
торговыми наименованиями: *** по судебному решению не соответствует
рекомендациям врача, являются несостоятельными.
В остальной части доводы
апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по
существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у
судебной коллегии оснований не имеется.
Поскольку прокурор уточнил исковые
требования, указав, что требования к
ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России не поддерживает, а также принимая во внимание то,
что в материалах дела имеются сведения о
своевременной выписке истцу рецептов на жизненно необходимый медицинский
препарат с указанием конкретных торговых наименований, рекомендованных к
применению Б*** Д.В. , суд правильно отказал в удовлетворении иска к ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России. Решение суда в
данной части не оспаривается.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд
правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к
выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении
требований прокурора города Димитровграда
Ульяновской области в полном объеме не
установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные Министерством здравоохранения Ульяновской
области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 20 ноября 2019 года, с
учётом определения того же суда об исправлении описки от 9 января 2020 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: