Судебный акт
Обеспречение лекарствами
Документ от 18.02.2020, опубликован на сайте 02.03.2020 под номером 86769, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кудряшева Н.В.                                                       Дело № 33-828/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   18 февраля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 20 ноября 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 9 января 2020 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора г.Димитровграда Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Б*** Д.В. лекарственным препаратом *** в соответствии с назначением врача по рецепту от 2 сентября 2019 года серия *** (4 упаковки) с торговыми наименованиями *** в соответствии с назначением врача по рецепту от 2 сентября 2019 года с учётом индивидуальной непереносимости.

В удовлетворении иска прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Б*** Д*** В***  к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к  созданию врачебной комиссии для оформления рецепта  Б*** Д.В. на лекарственный препарат ***  с указанием торгового наименования *** в соответствии с медицинскими показаниями  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор города Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах несовершеннолетнего Б*** Д.В., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ФГБУЗ «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» о признании бездействия незаконным, понуждении к своевременному оформлению рецептов на лекарственный препарат, обеспечению лекарственным препаратом.

В обоснование заявленных требований указал, что Б*** Д.В., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, ему выставлен диагноз ***. Заболевание является *** и требует проведения регулярной и пожизненной заместительной терапии препаратами *** для внутреннего введения, в связи с чем имеет право на бесплатное  получение всех лекарственных средств по рецептам врача.

2 сентября 2019 года лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России Б*** Д.В. выписан рецепт для получения лекарственного препарата *** (4 упаковки). При обращении матери ребенка  в аптечный пункт ОАО «УльяновскФармация» в выдаче лекарства отказано ввиду отсутствия на складе.

Просил обязать ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России создать  врачебную комиссию для оформления рецепта  Б*** Д.В. на лекарственный препарат ***  с указанием торгового наименования *** в соответствии с медицинскими показаниями  и обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Б*** Д.В. лекарственным препаратом *** в соответствии с назначением врача по рецепту от 2 сентября 2019 года (4 упаковки) с торговыми наименованиями ***.

В судебном заседании старший помощник прокурора Душкова К.Б. исковые требования, заявленные к ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России не поддержала, указав, что после обращения с уточненным исковым заявлением ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России создали врачебную комиссию в отношении Б*** Д.В., уточненные  требования к Министерству здравоохранения Ульяновской области в части обеспечения несовершеннолетнего Б*** Д.В. лекарственным препаратом, поддержала.   

При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, было привлечено АО «УльяновскФармация».

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Отмечает, что врачебная комиссия, которая приняла решение о наличии у Б*** Д.В. побочных эффектов от приёма спорного лекарственного препарата, не проводилась.  Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Указывает на наличие срока годности лекарственных препаратов, в связи с чем они не подлежат запасам впрок. Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Нормы Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), действующие в Российской Федерации с 1990 года, основываясь на незыблемости права детей на особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье, предписывают, что государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24).

В Российской Федерации, как социальном государстве, предусматривается охрана здоровья людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

При этом материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Обеспечение интересов детей также находится в спектре государственной политики в здравоохранении.

В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Из материалов дела следует, что Б*** Д.В., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, наблюдается в ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России  с диагнозом: ***  Заболевание  является *** с необратимым нарушением функций  *** системы с высоким риском развития тяжелых, жизнеугрожающих бактериальных инфекций и требует проведения регулярной и пожизненной заместительной терапии препаратами *** для внутреннего введения. Б*** Д.В.  имеет право на льготное лекарственное обеспечение по федеральной и региональной льготе.

01.09.2019 лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России Б*** Д.В. был выписан  рецепт серии *** на получение лекарственного препарата *** без указания конкретного торгового наименования. На обороте рецепта имеется отметка о том, что рецепт выписан  по решению врачебной комиссии от 2.09.2019 № ***.

Из дела следует, что рецепт от 2 сентября 2019 года  на лекарственный препарат  ***  не обеспечен, в  связи с отсутствием необходимых лекарственных препаратов на складе АО «УльяновскФармация», ввиду того, что Министерством здравоохранения Ульяновской области  не были закуплены запрашиваемые лекарственные препараты. Запрашиваемый препарат под торговым наименованием ***  поступил на склад в октябре 2019 года.  02.10.2019 от данного препарата  представитель Б*** Д.В. отказалась в связи с тем, что указанный препарат с торговым наименованием *** ребенку противопоказан.

Согласно  выписному эпикризу ГНЦ Института *** ФМБА России Б*** Д.В. необходима  пожизненная терапия  ***. При обеспечении ребенка указанным лекарственным препаратом необходимо иметь ввиду, что обязательно тестирование препарата на ***, инфицирование  которым смертельно опасно для ребенка. К таким ***, зарегистрированным на территории РФ  относятся препараты с торговыми наименованиями: ***.

Учитывая, что ребенок  имеет индивидуальную непереносимость лекарственных препаратов, лечащий врач Б*** Д.В. обязан был решить вопрос о создании врачебной комиссии.

На момент  выписки рецепта 2 сентября 2019 года такая врачебная комиссия с целью принятия решения о наличии у Б*** Д.В. побочных эффектов, индивидуальной непереносимости на синонимы торговых наименований лекарственного препарата ***  создавалась, что отражено в рецепте, однако  рецепт оформлен некорректно, без указания конкретных торговых наименований препарата с учетом наличия индивидуальной непереносимости у Б*** Д.В.  Вследствие  чего лекарственным препаратом с торговыми наименованиями: «*** Б*** Д.В.  не обеспечен из-за его отсутствия в аптечной сети, что не оспаривалось  сторонами.

В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Закона).

Согласно ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

В силу  п. 9  ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 года за № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.

В соответствии с ч.1 ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено:

осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;

своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;

привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

В утвержденный Перечень включены, в том числе, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, дети первых трех лет жизни с предоставлением бесплатно всех лекарственных средств (Приложение №1).

Обязанность по организации обеспечения ребенка бесплатно на период лечения данным лекарством лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Установив, что  Б*** Д.В. лечащим врачом по медицинским показаниям выписан рецепт от 01.09.2019  на бесплатное обеспе­чение его таким лекарственным препаратом ***, однако данным лекарственным препаратом он обеспечен не был, суд правильно  возложил на Министерство здравоохранения  Ульяновской области    обязанность обеспечить  несовершеннолетнего Б*** Д.В.  лекарственным препаратом *** по выписанному рецепту врача от 01.09.2019 с учетом рекомендаций врачебной комиссии с торговыми наименованиями: ***. 

Доводы апелляционной жалобы в части того, что необеспечние  Б*** Д.В. лекарственным препаратом ***  возникло по вине АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Так, фактическое обеспечение  истца  необходимым ему лекарственным препаратом  в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов данным препаратом (наличие его в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения Ульяновской области.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по заключенному им контракту обеспечение льготной категории граждан медицинским препаратом *** с одним из торговых наименований:  *** было полным и его невыдача Б*** Д.В. по предъявленному рецепту произошла по вине АО «Ульяновск Фармация».

Лекарственный препарат с торговыми наименованиями: *** рекомендован  Б*** Д.В. лечащим врачом ГНЦ Института Иммунологии ФМБА России, а также врачебной комиссией, созданной  в ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России. 

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая то, что необходимость обеспечения  истца указанным лекарственным препаратом  носит постоянный характер,  соответственно обеспечение  им, в том числе и по рецепту  от 01.09.2019  в текущем году  не приведет  к тому, что  Б*** Д.В. будет им обеспечен свыше необходимого.

Таким образом,  доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  истца лекарственным препаратом *** с торговыми наименованиями: ***  по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Поскольку прокурор уточнил исковые требования, указав, что требования  к ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России не поддерживает, а также принимая во внимание то, что  в материалах дела имеются сведения о своевременной выписке истцу рецептов на жизненно необходимый медицинский препарат с указанием конкретных торговых наименований, рекомендованных к применению Б*** Д.В. , суд правильно отказал в удовлетворении иска  к ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России. Решение суда в данной части не оспаривается.

Принимая решение о частичном  удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора  города Димитровграда Ульяновской области  в полном объеме не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 20 ноября 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 9 января 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: