Судебный акт
Ликвидация свалки
Документ от 18.02.2020, опубликован на сайте 28.02.2020 под номером 86736, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Зотова Л.И.                                                                            Дело № 33а-838/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     18 февраля 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Камаловой Е.Я.,

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению  прокурора Барышского района Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 24 октября 2019 года, с учетом дополнительного решения от 29 ноября 2019 года по делу № 2а-403/2019, по которому постановлено:

административное исковое заявление прокурора Барышского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Барышский район», Администрации муниципального образования «Земляничненское сельское поселение» и обществу с ограниченной ответственностью «Центр экологических технологий» о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером *** и возложении обязанности ликвидировать данную несанкционированную свалку оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения прокурора                  Федечко  Ф.И. – поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя  администрации МО «Барышский район» и  администрации                    МО «Земляничненское сельское поселение» - Чумбуридзе И.Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  представителя ООО «Горкомхоз» - Мартыновой Ю.А., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Барышского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Барышский район», Администрации муниципального образования «Земляничненское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером ***.

Требования мотивированы тем, что на территории района имеется несанкционированный полигон твердых коммунальных отходов, расположенный в восточной части г. Барыша, на земельном участке с кадастровым номером ***, собственность на который не разграничена, с октября 2013 года кому-либо во владение и пользование не передавался.

Прокуратурой района установлено, что полигон и земельный участок под ним не включен в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенных на территории Ульяновской области. Полигон не имеет ограждения, контрольно-пропускной режим отсутствует, в связи с чем, на его территорию стихийно свозится мусор, класс опасности которого не устанавливается. В связи с несоблюдением правил хранения и утилизации бытовых отходов на территории полигона происходят неконтролируемые факты возгорания мусора. Кроме того, находящиеся на полигоне твердые коммунальные отходы, не сортируются, не утилизируются и не изолируются слоем грунта, мероприятия, направленные на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, рекультивации почвы, сохранению подземных и поверхностных вод, не разрабатываются и не проводятся.

Таким образом, администрация МО «Барышский район» фактически устранилась от обязанности по надлежащему содержанию объекта размещения коммунальных отходов, а также земельного участка, собственность на который не разграничена. От решения вопросов, связанных с ликвидацией незаконно образованной стихийной свалки отходов, уполномоченные должностные лица администрации района уклоняются. В связи с существенными нарушениями санитарно- эпидемиологического и природоохранного законодательства создаются условия для неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения г. Барыша Ульяновской области, кроме того, создаются предпосылки для распространения возбудителей инфекционных заболеваний.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией МО «Барышский район», администрацией МО «Земляничненское сельское поселение» обязанности по надлежащему содержанию объекта размещения ТБО.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено                ООО «Центр экологических технологий», в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Горкомхоз», Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Барышского района не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное.

Считает ошибочным вывод суда о том, что ликвидация несанкционированных свалок находится в ведении субъекта Российской Федерации, поскольку  не соответствует действующему законодательству.

Ссылается на примечания к п.7.8 ГОСТа 30772-2001 согласно которому, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственниками отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Указанная свалка не относится к числу вновь образованных, функционирует более 20 лет, когда полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора возлагались на органы местного самоуправления. Захламления образовались в течение длительного, неоднократного сброса бытовых отходов, в том числе и по согласованию с администрацией МО «Барышский район». 

В возражениях на апелляционное представление прокурора                                ООО «Горкомхоз»  полагает, что решение суда подлежит отмене в части.

В заседание суда апелляционной инстанции  кроме прокурора                  Федечко Ф.И., представителя администрации МО «Барышский район» и  администрации  МО «Земляничненское сельское поселение» - Чумбуридзе И.Г.,  представителя ООО «Горкомхоз» - Мартыновой Ю.А.,  другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного   представления,  возражений на него, судебная коллегия  приходит к следующему.

Судом первой инстанции  установлено, на территории Барышского района имеется несанкционированный полигон твердых коммунальных отходов, расположенный в восточной части г. Барыша, на земельном участке с кадастровым номером *** собственность на который не разграничена.

С октября  2013 года данный земельный участок кому-либо во владение и пользование не передавался,  полигон и земельный участок под ним не включен в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенных на территории Ульяновской области.

Полигон не имеет ограждения, контрольно-пропускной режим отсутствует, в связи с чем, на его территорию стихийно свозится мусор, класс опасности которого не устанавливается. В связи с несоблюдением правил хранения и утилизации бытовых отходов на территории полигона происходят неконтролируемые факты возгорания мусора. Находящиеся на полигоне твердые коммунальные отходы не сортируются, не утилизируются и не изолируются слоем грунта, мероприятия, направленные на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, рекультивации почвы, сохранению подземных и поверхностных вод, не разрабатываются и не проводятся.

Свалка, расположенная на земельном участке *** (г. Барыш- Восточный), количество ТКО 60 000 куб.м, включена в Реестр мест несанкционированного складирования ТКО на территории Ульяновской области (приложение 9).

Органом государственной власти Ульяновской области определен региональный оператор по обслуживанию территории г. Барыш - региональный оператор 1 (ООО «Горкомхоз»).

В пункте 6 Территориальной схемы обращения с отходами,  в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области, утвержденной Приказом  Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28.12.2017 № 50-од указано, что сведения о расположении в зоне деятельности региональных операторов земельных участков, на которых складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах (несанкционированные свалки), представлены в приложении 9 «Реестр мест несанкционированного складирования ТКО на территории Ульяновской области». Ответственные лица за ликвидацию свалок и рекультивацию земельных участков не выявлены. Ликвидация несанкционированных свалок будет осуществлена путем проведения конкурсной процедуры в течение 2018 - 2020 годов.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора суд первой инстанции пришел к  выводу  о том, что  проведение  мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок находится в ведении субъекта Российской  Федерации,  в соответствии с действующим законодательством в настоящее время на орган местного самоуправления  не возложена обязанность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

С таким выводом судебная  коллегия согласиться  не  может.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №  52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 №  607-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998  № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», действующего на момент возникновения спорных правоотношений, к полномочиям органов местного самоуправления  городских поселений в области обращения с отходами  отнесено, в числе прочего, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.  В редакции, действующей на момент вынесения решения суда, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов;

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренных статьей 14 названного Закона.

В соответствии с  Правилам благоустройства на территории МО «Барышское городское поселение», утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования «Барышское городское поселение» от 26.04.2010                    № 27/141-1 физические и юридические лица независимо от их
организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и
качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве
собственности или ином вещном праве земельных участков и
прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и порядком сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов, утвержденных решением Совета депутатов поселения.

Организацию уборки иных территорий осуществляет администрация муниципального образования по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования  (п. 3.3).

С учетом изложенного, органы местного самоуправления, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на вышеуказанном земельном участке.

Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.

Соглашение с третьими лицами по исполнению тех или иных обязанностей не освобождает органы местного самоуправления от исполнения обязанностей установленных законом.

Указанная свалка  не относится  к числу вновь образованных, функционирует около 20 лет, когда полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора возлагались на органы местного самоуправления. Захламление   образовалось в течение длительного, неоднократного сброса бытовых отходов, которые при надлежащей организации контроля со стороны администрации                  МО «Барышский район» должны  были своевременно выявляться и пресекаться.

В соответствии с п.1,4 ч.2 ст.310 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации  решение суда  в части отказа в удовлетворении административного иска прокурора Барышского района к администрации  муниципального образования «Барышский район»  подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об удовлетворении  административного иска прокурора Барышского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц.

В остальной части решение следует оставить без изменения.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 24 октября 2019 года, с учетом дополнительного решения от 29 ноября 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении административного  иска прокурора Барышского района к администрации  муниципального образования «Барышский район».

Принять в этой части новое решение об удовлетворении  административного иска прокурора Барышского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Барышский район» выраженное в непринятии мер по ликвидации  несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером ***.

Обязать администрацию  муниципального образования «Барышский район»  ликвидировать  в течение  шести месяцев несанкционированную свалку, расположенную  на земельном участке с кадастровым номером ***.

В  остальной  части решение  оставить без изменения,  апелляционное представление прокурора  Барышского района – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: