Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 04.02.2020, опубликован на сайте 25.02.2020 под номером 86667, 2-я гражданская, О включении периодов работы в специальный трудовой стаж и досрочном назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гаврилова Е.И.                                                                          Дело № 33-570/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     4 февраля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-480/2019 по апелляционной жалобе Платонова Юрия Викторовича на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 31 октября 2019 года, по которому постановлено:

Исковые требования Платонова Юрия Викторовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Барыше Ульяновской области (межрайонное) о признании незаконными решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости – оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Платонова Ю.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Платонов Ю.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Барыше Ульяновской области (межрайонное) о признании незаконными решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что трижды обращался к ответчику с заявлениями о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с трудовой деятельностью на подземных работах. Решениями пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии ему было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. При этом пенсионным органом в первый раз в специальный стаж было зачтено 4 года 16 дней, в страховой стаж 6 лет 7 месяцев 14 дней, всего общий трудовой стаж 11 лет 11 месяцев 11 дней. Во второй раз пенсионным органом в специальный стаж было зачтено 4 года 16 дней, в страховой стаж 22 года 10 месяцев 26 дней, всего общий трудовой стаж 28 лет 3 месяца. В третий раз ему дополнительно к ранее зачтенным периодам включили в специальный стаж период службы в Вооруженных Силах с 20.11.1987 по 21.11.1989, а во включении периодов работы с 21.09.2001 по 31.12.2001 и с 01.02.2002 по 26.09.2010 в качестве горнорабочего очистного забоя шахты А*** Угольного департамента ОАО «И***» Республики Казахстан вновь отказано. С решениями ответчика не согласен. Ссылаясь на Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, просил признать решения ответчика от 27.07.2018, от 03.09.2018 и от 28.03.2019 незаконными, включить в специальный стаж вышеуказанные периоды работы в качестве горнорабочего, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента первого обращения к ответчику – с 13.04.2018.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Платонов Ю.В. не соглашается с решением суда, считает его незаконным, просит его отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований и вынести по делу новое решение, удовлетворив его требования. В обоснование жалобы указывает, что суд допустил существенные нарушения норм материального права и дал неверное толкование нормам международного Соглашения от 13.03.1992. Отмечает, что судом также ошибочно применено пенсионное законодательство Республики Казахстан, поскольку по нормам международного Соглашения пенсия ему должна назначаться по законодательству Российской Федерации. Кроме того суд не учел, что нормы международного договора в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеют приоритет над нормами национального законодательства. Ссылается на разъяснения, содержащиеся в п. 1 письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР», из которых следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992. Также ссылаясь на письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16 добавляет, что трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Поясняет, что согласно положений ч. 2 ст. 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13.03.1992, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Просит учесть, что факт осуществления им трудовой деятельности на подземных работах на условиях необходимой продолжительности рабочего времени в должностях, поименованных соответствующими Списками, подтвержден совокупностью имеющихся в деле доказательств, не оспаривался ответчиком и установлен судом, а также в спорные периоды работодатель производил за него отчисления в пенсионный фонд Республики Казахстан. Утверждает, что выводы суда об отсутствии оснований для включения ему в специальный стаж периодов работы подземным горнорабочим вследствие изменения законодательства Республики Казахстан ошибочны, основаны на неверном толковании норм Соглашения стран - участников СНГ от 13.03.1992 и ФЗ РФ «О страховых пенсиях». По мнению автора жалобы, такой подход ставит его в неравное положение с гражданами других республик - участников Соглашения, и является, по сути дискриминационным. Также полагает, что решение суда не соответствует требованиям, содержащимся в п. 4 Постановления Пленума № 23 от 19.12.2003.

В возражениях на жалобу УПФР в г.Барыше Ульяновской области (межрайонное) просит решение суда оставить без изменения, а жалобу истца – без удовлетворения.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Платонов Ю.В., *** года рождения, изначально 13.04.2018 обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Барыше Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решениями ответчика от 27.07.2018 № *** и от 03.09.2018 № *** в назначении досрочной страховой пенсии ему отказано.

Решением УПФР в г.Барыше Ульяновской области от 28.03.2019 № *** в специальный страховой стаж Платонова Ю.В., дающий право на назначение досрочной страховой льготной пенсии в связи с работой с тяжелыми условиями труда засчитаны периоды: с 30.06.1986 по 10.11.1986, с 23.03.1987 по 28.04.1987, с 03.08.1987 по 01.11.1987, с 02.01.1990 по 13.06.1991, с 18.06.1991 по 13.02.1992, с 18.02.1992 по 02.08.1992, с 08.08.1992 по 30.08.1992, с 01.09.1992 по 20.01.1993, с 22.01.1993 по 27.05.1993, с 01.06.1993 по 16.06.1993, с 21.06.1993 по 02.08.1993 - в качестве подземного горнорабочего, подземного проходчика, подземного горнорабочего очистного забоя на шахте им. К*** Карагандинского ордена Октябрьской революции ПО по добыче угля «К***», на шахте «А***» Республики Казахстан; с 20.11.1987 по 21.11.1989 - служба в Вооруженных Силах СССР.

Не были засчитаны периоды его работы: с 14.06.1991 по 17.06.1991, с 14.02.1992 по 17.02.1992, с 03.08.1992 по 07.08.1992- дни без оплаты; 31.08.1992 - донорские дни, 21.01.1993 - гос. обязанности, с 28.05.1993 по 31.05.1993 и с 17.06.1993 по 20.06.1993 - отпуска без содержания; с 21.09.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 12.04.2018 - в качестве подземного горнорабочего очистного забоя шахты А*** Угольного департамента ОАО И*** Республики Казахстан. В назначении пенсии Платонову Ю.В. отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа.

Не согласившись с данным решением, Платонов Ю.В. обратился в суд с настоящим иском о включении в специальный стаж периодов работы с 21.09.2001 по 31.12.2001 и с 01.02.2002 по 26.09.2010 в качестве горнорабочего очистного забоя шахты А*** Угольного департамента ОАО И*** Республики Казахстан, назначении пенсии с 13.04.2018.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные периоды не были засчитаны в специальный стаж истца обоснованно.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом исходя из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, в силу статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, указаны возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).

Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Приказом Министра труда России от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в стаж на работах с вредными и особо вредными условиями), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Отказывая в удовлетворении требований Платонова Ю.В. о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, спорных периодов работы истца, суд первой инстанции правомерно указал, что право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, законодательством Республики Казахстан с 01 января 1998 года не предусмотрено, Платонов Ю.В., проживая на территории Республики Казахстан, права на льготное пенсионное обеспечение не имел, в связи с чем при назначении льготной пенсии на территории РФ в специальный стаж истца для целей назначения досрочной страховой пенсии по старости не подлежат включению спорные периоды работы после 01 января 1998 года.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»(в ред. на момент обращения истца за назначением пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

Пунктом 1 указанного Постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются:

- Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Разделом I «Горные работы», подраздел 1 «Подземные работы в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, приисков» Списка № 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, предусмотрены «рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах» (позиция 1010100а);

«руководители и специалисты подземных участков» (позиция 1010100б).

Согласно Соглашению для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (ст. 6).

Из вышеназванных норм следует, что в случае приобретения права на пенсионное обеспечение на территории государства, входящего в Содружество Независимых Государств, реализация данного приобретенного права возможна не только на территории приобретения права, но и на территории государств-участников Соглашения, коим является Российская Федерация, при условии переселения.

Право на назначение льготной пенсии у гражданина после переселения в Российскую Федерацию сохраняется только в том случае, если такое право приобретено им на территории страны участницы указанного Соглашения (принцип сохранения гарантий).

С 01 января 1998 года вступил в действие Закон республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в республике Казахстан» от 20 июля 1997 года № 136-1, который не предусматривал право лиц, занятых полный рабочий день на подземных работах», на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, с 01.01.1998 назначение льготных пенсий в Республике Казахстан по Списку № 1 отменено, законом Республики Казахстан от 13.07.1999 №414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда» установлено право на специальное пособие за счет бюджетных средств Республики Казахстан лицам, не получающим пенсию за стаж работы с вредными условиями труда.

Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» регулирует вопросы пенсионного обеспечения, а не вопросы дополнительного социального обеспечения лиц, работающих по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или каких-либо иных лиц.

Вопреки доводам жалобы при таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для включения спорных периодов работы истца на территории республики Казахстан в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Доводы, приведенные Платоновым Ю.В. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 31 октября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Платонова Юрия Викторовича - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: