Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости
Документ от 13.02.2020, опубликован на сайте 05.03.2020 под номером 86568, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-62/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

13 февраля 2020 года                                                                    г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Никулина Юрия Александровича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Никулин Ю.А.  обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об  оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости –  нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.  

Требования мотивировал тем, что кадастровая стоимость нежилого помещения определена в размере 36 517 696 руб. 68 коп. 

Согласно отчету Союз «Ульяновская областная торгово-промышленная палата от 18 ноября 2019г. рыночная стоимость нежилых помещений по состоянию на 12 сентября 2013 года   составила 9 369 399 руб.

Результаты  определения кадастровой стоимости объекта недвижимости застрагивают его права  в сфере налогообложения.

В связи с этим административный истец просил установить кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения равной его  рыночной стоимости 9 369 399 руб.  Обязать административного ответчика внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости помещения его рыночную стоимость в размере 9 369 399 руб. 

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц Управление государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее также Управление Росреестра по Ульяновской области), администрация г.Ульяновска.

В судебном заседании представитель истца – Чванов И.В. поддержал заявленные требования. Просил восстановить срок для обращения в суд с иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку истец стал собственником объекта недвижимости только в 2018 году.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск указал на то, что объект капитального строительства (помещение) с кадастровым номером ***, поставлен на кадастровый учет 12 сентября 2013г.

17 июня 2014г. в соответствии с пунктом 3.2 Приказа Минэкономразвития России № 113 от 18 марта 2011г. «Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущие за собой изменение  их кадастровой стоимости» была внесена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 36 517 696 руб. 68 коп., которая рассчитана с  применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости 17 270 руб. 95 коп. за 1 кв.м, установленного для нежилого помещения, и утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012г. № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области». Дата определения кадастровой стоимости 12 сентября 2013г.

Ссылаясь на п. 7 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указывает, что ответчиками по делу об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, является государственный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Поскольку орган регистрации  прав участия в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки не принимал, он не может быть ответчиком оп делу. В данном случае сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти Ульяновской области. 

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился. В письменных  возражениях на иск право истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не оспаривает.

Представитель Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск указал на то, что в данном случае истец реализует предоставленное ему законом право на альтернативный  способ определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, против чего Правительство Ульяновской области не возражает.

Никулин Ю.А., представитель Администрации г.Ульяновска в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя истца Чванова И.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здания, строения, сооружения.

В соответствии со ст. 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что Никулин Ю.А. является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости  утверждена актом ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его Ульяновского филиала от 17 июня 2014 г.  и определена  по состоянию на 12 сентября 2013г. в размере 36 517 696 руб. 68 коп.  Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в ЕГРН 17 июня 2014г.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Учитывая вышеизложенное, на момент обращения истца в суд с настоящим иском (4 декабря 2019г.) срок для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости пропущен.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами. Кроме того, истец стал собственником объекта недвижимости в 2018 году, именно с этого момента размер кадастровой стоимости объекта недвижимости стал нарушать его права.

Учитывая разницу между рыночной стоимостью объекта недвижимости,  определенной на основании представленного истцом отчета об оценке, и его  кадастровой стоимостью, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 280/030-2019 названной экспертной организации рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 12 сентября 2013г. составляет 9 500 768 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Никулина Юрия Александровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости  удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилых помещений, кадастровый номер ***, расположенных по адресу: ***, равной их рыночной стоимости по состоянию на 12 сентября 2013г.  в размере  9 500 768 (девять миллионов пятьсот тысяч семьсот шестьдесят восемь) руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 4 декабря 2019 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                           Трифонова Т.П.