Судебный акт
о возложении обязанности предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка
Документ от 04.02.2020, опубликован на сайте 18.02.2020 под номером 86478, 2-я гражданская, о возложении обязанности предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Грачева Т.Л.                                                                        Дело № 33а-667/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     4 февраля 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Камаловой Е.Я., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Голышевой К.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Вальдес Альенде Светланы Николаевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 ноября 2019 года по делу №2а-4841/2019, по которому постановлено:

В удовлетворении административного иска Вальдес Альенде Светланы Николаевны к Администрации города Ульяновска, Управлению архитектуры  и градостроительства Администрации города Ульяновска о признании решения от 01.10.2019 года № 01-12/9654 незаконным,  возложении обязанности выдать разрешение на условно  разрешенный вид  использования земельного участка  с кадастровым номером *** «для индивидуального жилищного строительства» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., пояснения Вальдес Альенде С.Н. и ее представителя Солдатова  В.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  представителя  администрации города Ульяновска и Управления архитектуры  и градостроительства администрации города Ульяновска Сипатриной И.С., полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Вальдес Альенде С.Н. обратилась в суд с административным иском к администрации города Ульяновска, Управлению архитектуры  и градостроительства администрации города Ульяновска о признании решения от 01.10.2019 № 01-12/9654 незаконным,  возложении обязанности выдать разрешение на условно  разрешенный вид  использования земельного участка  с кадастровым номером *** «для индивидуального жилищного строительства».

В обоснование заявленных требований указала, что на основании договора купли-продажи от  27 декабря 1994  является собственницей жилого дома, площадью 60,5 кв.м, расположенный на земельном участке площадью 202 кв.м по адресу: ***,  право собственности зарегистрировано в ЕГРП 19 февраля 2014 года. В целях оформления земельного участка  в собственность она обратилась в Агентство государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области об установлении вида разрешенного использования и категории земельного участка. По результатам рассмотрения данного обращения ей было рекомендовано обратиться с заявлением об установлении категории земельного участка в администрацию города Ульяновска, а также обратиться за получением условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером ***, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденными решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 №90, земельный участок с кадастровым номером ***, располагается в территориальной зоне Ц2, для данной зоны такой вид разрешенного использования, как «для индивидуального жилищного строительства», является условно разрешенным.  Ее обращение от 29.08.2018  о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления условно разрешенного вида использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства»  было оставлено  без удовлетворения 20.09.2018. Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26.11.2018 отказ администрации г.Ульяновска от 20.09.2018 в предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером *** признан незаконным.

В апреле 2019 года  ею направлено заявление о проведении публичных слушаний, по результатам его рассмотрения подготовлено постановление администрации г. Ульяновска от 12.07.2019 № 163 о проведении публичных слушаний и формировании организационного комитета по подготовке и проведению публичных слушаний, в котором проведение публичных слушаний назначено на 06.08.2019. По результатам проведения публичных слушаний рекомендовано предоставить  ей разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» расположенного по адресу г.Ульяновск, ул.Галактионова, кадастровый номер *** территориальная зона Ц2.

Письмом от 1 октября 2019 года № 01-12/9654  ответчиками вновь отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования  земельного участка со ссылкой  на Генеральный план города Ульяновска, в соответствии с которым земельный участок находится на территории зеленых насаждений общего пользования.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Вальдес Альенде С.Н. не соглашается с решением суда, просит о его отмене.

В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» категория земель и вид разрешенного использования земельного участка вносятся на основании решений органов государственной власти или органов местного самоуправления. Категория земель в отношении земельного участка с кадастровым номером *** установлена на основании решения, принятого администрацией города Ульяновска, но вид разрешенного использования в отношении данного земельного участка не установлен.  Не соглашается с выводом суда о том, что отсутствие  ее обращения о внесении изменений в Генеральный план города Ульяновска является подтверждением отсутствия нарушений со стороны администрации города Ульяновска. Считает, что установление вида разрешенного использования земельного участка, который уже сформирован и на котором уже более 25 лет располагается объект недвижимости, не может являться препятствием к осуществлению плана перспективного развития города Ульяновска в будущем. По результатам проведения публичных слушаний администрация города Ульяновска подготовила заключение, в котором принято решение рекомендовать предоставить ей  условно разрешенный вид и в последующем направить в комиссию для подготовки рекомендации главе администрации, после чего в предоставлении условно разрешенного вида было отказано. Считает, что в действиях администрации города Ульяновска имеются признаки злоупотребления правом.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация города Ульяновска и Управление архитектуры и градостроительства  администрации города Ульяновска  просят решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

При этом, в силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в частности, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1); виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента (часть 3); предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса (часть 6).

Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1).

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2).

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8).

Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9).

Как установлено судом, Вальдес Альенде С.Н. является собственником жилого дома по адресу: ***.

Земельный участок, на котором расположен жилой дом, стоит на кадастровом учете, как ранее учтенный с 1991 года, и имеет кадастровый номер ***.

29.08.2018 истица обратилась в администрацию г. Ульяновска с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления условно разрешенного вида использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства».

По результатам рассмотрения данного обращения в адрес заявителя направлено письмо от 20.09.2018 № 01-13\4547, которым отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. В обосновании отказа указано, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», рассматриваемый земельный участок находится в границах оползневой зоны, за границами допустимой застройки. Согласно Генеральному плану города, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы 27.06.2007 № 83, земельный участок находится на территории зеленых насаждений общего пользования.

Данный отказ истицей был оспорен в судебном порядке, решением Ленинского районного суда  от 26.11.2018  на администрацию города Ульяновска возложена обязанность провести публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка  с кадастровым номером ***.

Судом установлено, что по результатам проведенных 6 августа 2019 года публичных слушаний принято решение рекомендовать предоставить Вальдес Альенде С.Н. разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» расположенного по адресу г. Ульяновск, ул. Галактионова, кадастровый номер *** территориальная зона Ц2.

Письмом Управления   архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска  от 1 октября 2019 года № 01-12/9654 Вальдес Альенде С.Н. отказано  в предоставлении   разрешения на условно разрешенный   вид использования  земельного участка ввиду его нахождения, согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы 27.06.2007 № 83, на территории зеленых насаждений общего пользования.

Учитывая, что заключение о результатах публичных слушаний, принимаемое по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в силу статей 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, носит рекомендательный характер и не является непосредственным основанием для возникновения, изменения, прекращения прав либо обязанностей какого-либо субъекта, суд первой инстанции признал законным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

С  выводами суда соглашается и судебная коллегия.

В соответствии с частями 1-3  статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В силу  п.2 ч.1 ст. 18 Градостроительного  кодекса РФ  генеральный план  городского округа является документом территориального планирования муниципальных образований.

Генеральный план города Ульяновска утвержден решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83 «Об утверждении Генерального плана города Ульяновска», является действующим правовым актом, который в установленном порядке не отменен и не признан незаконным.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Аналогичное положение закреплено законодателем в пункте 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно п. п. 112 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

На основании ч.4 ст.36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, в том числе, в границах территорий общего пользования.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером  ***, в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска,  относится к территории общего пользования, то в силу пункта 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации на него градостроительный регламент территориальной зоны Ц-2 не распространяется, в том числе и установленный для данной территориальной зоны условно разрешенный вид использования земельных участков – «для индивидуального жилищного строительства».

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований административного истца у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на земельном участке не планируется новое строительство или реконструкция существующего объекта недвижимости, не свидетельствуют о незаконности судебного постановления, поскольку правового значения для разрешения спора не имеют.

Анализируя доводы апелляционной жалобы  о нарушении оспариваемым постановлением   прав и законных интересов истца, судебная коллегия считает необходимым отметить, что по смыслу главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование осуществляется не только в целях защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, но и в целях обеспечения прав и интересов иных физических и юридических лиц, а также публичных интересов, связанных, в том числе с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки и объекты капитального строительства.

Таким образом, приведенные цели обусловливают возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования.

Доводы  административного истца  об обязательности градостроительных регламентов, установленных Правилами землепользования и застройки  муниципального образования «Город Ульяновск», при разрешении данного спора не могут быть приняты во внимание.

Частью   3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ установлен принцип  первичности генерального плана, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

То обстоятельство, что по результатам публичных слушаний было подготовлено положительное заключение, в соответствии с которым рекомендовано предоставить административному истцу условно разрешенный вид использования земельного участка, не является основанием для признания  отказа администрации от 01.10.2019 незаконным.

Заключение о результатах публичных слушаний, принимаемое по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в силу статей 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации носит рекомендательный характер и не является непосредственным основанием для возникновения, изменения, прекращения прав либо обязанностей какого-либо субъекта.

Принятое по делу решение является правильным, нарушений, влекущих в силу ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации его отмену, не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 ноября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Вальдес Альенде Светланы Николаевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: