Судебный акт
Об оспаривании решения призывной комиссии
Документ от 28.01.2020, опубликован на сайте 18.02.2020 под номером 86429, 2-я гражданская, о признании решения незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение и выдать военный билет, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Берхеева А.В.                                                               Дело №33а-229/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                            28 января 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Камаловой Е.Я.,

судей Васильевой Е.В., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Матягина Александра Евгеньевича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28 февраля 2019 года по делу №2а-549/2019, по которому постановлено:

 

в удовлетворении административного иска Матягина Александра Евгеньевича к призывной комиссии муниципального образования «город Димитровград», военному комиссариату г.Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области, Военному комиссариату Ульяновской области о признании незаконным решения, понуждении к устранению допущенного нарушения и выдаче военного билета, отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Матягина А.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», военного комиссариата г.Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области Мурадымовой А.Р., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Матягин А.Е. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии МО «города Димитровград» Ульяновской области, Военному комиссариату г.Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области, указав, что решением призывной комиссии МО «город Димитровград» Ульяновской области от 25.12.2018 он зачислен в запас по достижении возраста 27 лет, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Просил признать указанное решение призывной комиссии незаконным, возложить на призывную комиссию обязанность устранить допущенные нарушения; возложить на военный комиссариат города Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области обязанность выдать ему военный билет.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Матягин А.Е. просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает на то, что в период отсутствия у него отсрочки не уклонялся от прохождения военной службы, поскольку повесток из военкомата не получал. Доказательств направления повесток по месту его фактического проживания военным комиссариатом не представлено. В период с 08.09.2018 (даты окончания последней отсрочки) до 27.11.2018 (даты достижения возраста 27 лет) военным комиссариатом в отношении него не проводилось мероприятий по призыву.

Судом необоснованно не принято во внимание, что в связи с повторным избранием 09.09.2018 депутатом Городской Думы города Димитровграда он имел право на отсрочку.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 п.4 ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.

Отказывая в удовлетворении заявленных Матягиным А.Е. требований, суд первой инстанции, основываясь на положениях Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пришел к выводу о том, что Матягин А.Е. не имеет права на освобождение от призыва на военную службу по основаниям подп. «б» п.2 ст.23 названного Федерального закона и, следовательно, в период с 08.09.2018 по 27.11.2018 без законных оснований уклонился от мероприятий по призыву на военную службу и подлежал призыву на военную службу.

Судебная коллегия с данным выводом не соглашается, поскольку он основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и неверном применении норм материального права.

Судом при рассмотрении требований административного истца не дана оценка соблюдения административными ответчиками норм права, регулирующих порядок организации мероприятий по призыву граждан на военную службу, однако оценка указанных обстоятельств имеет существенное значение для разрешения требований административного истца о признании незаконным решения призывной комиссии о признании его не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований, а также для разрешения требования о выдаче военного билета.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с п.1.1 ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 №663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, где указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01.01.2014Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу  (п.34 Положением о призыве на военную службу).

Согласно п.17 Положения о призыве на военную службу при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (п.18 Положения о призыве на военную службу).

По делу установлено, что Матягин А.Е. 05.02.2008 был поставлен на воинский учет в Военном комиссариате города Димитровграда.

Решением призывной комиссии от 01.12.2009 административному истцу была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подп.«а» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - в связи с обучением по очной форме обучения на срок до 2014 года.

Решением призывной комиссии от 13.05.2014 №27 Матягину А.Е. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 08.09.2018 на основании подп. «к» п.1 ст.24 указанного Федерального закона в связи с избранием 08.09.2013  депутатом Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области второго созыва на срок 5 лет.

09.09.2018 административный истец был повторно избран депутатом Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва, срок полномочий 5 лет.

27.11.2018 Матягин А.Е. достиг возраста 27 лет.

Решением призывной комиссии от 25.12.2018 №4-У Матягин А.Е. признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас.

Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (п.19 Положения о призыве на военную службу).

В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст.26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно абз.4 п.1 и п.3 ст.26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 №400, предписано, что оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками по форме, приведенной в приложении №30 к этой Инструкции, в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, учет и регистрация которых осуществляются по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток, а также возлагает обязанность вручить повестку, в том числе на работников военного комиссариата, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке.

Таким образом, закон именно на военный комиссариат возлагает обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Проверяя конституционность пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2017 №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.10.2014 №26-П сформулировал правовую позицию о том, что неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом о воинской обязанности, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Призывная комиссия, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.

Однако предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере, принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» возлагает конкретные обязанности на граждан в целях обеспечения воинского учета (статья 10), в частности обязанность явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, находиться в военном комиссариате до начала военной службы; получать повестки военного комиссариата под расписку.

Таким образом, обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, самостоятельно явиться в военный комиссариат, названным законом не предусмотрено.

Как усматривается из представленных в дело доказательств, в том числе копии личного дела призывника Матягина А.Е., в отношении последнего военным комиссариатом не проводились надлежаще мероприятия по призыву на срочную службу после 08.09.2018 – даты окончания отсрочки и до 27.11.2018 – даты достижения возраста 27 лет.

Повестка в военкомат для участия в мероприятиях по призыву административному истцу в установленном законом порядке не вручалась.

Представленные в дело докладные от 02.10.2018 и от 12.10.2018 о выходах сотрудника военкомата по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.М.Тереза, 6-52, не могут служить надлежащими доказательствами исполнения военным комиссариатом установленной законом обязанности по вручению повестки призывнику.

Кроме того, как усматривается из личного дела призывника Матягина А.Е., в учетной карте призывника имелась информация о его фактическом проживании по ул.Славского в г.Димитровграде , телефоны Матягина А.Е. и его матери, сведения о том, что Матягин А.Е. является депутатом, то есть у военного комиссариата имелась возможность надлежаще известить Матягина А.Е. о проведении в отношении него мероприятий по призыву, чего сделано не было.

При таких обстоятельствах в отсутствие данных о совершении      Матягиным А.Е. действий, сопряженных с неисполнением обязанностей по воинскому учету, или свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу, у административного ответчика отсутствовали основания для признания административного истца не прошедшим военную службу по призыву, как не имеющего на то законных оснований, и, соответственно, к отказу в выдаче военного билета при зачислении в запас.

На основании изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции на может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене на основании ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как постановленное с нарушением норм материального права с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28 февраля 2019 года отменить.

 

Принять по делу новое решение.

 

Административный иск Матягина Александра Евгеньевича к призывной комиссии муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области, военному комиссариату города Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области, ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» удовлетворить.

Решение призывной комиссии муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области от 25.12.2018 о признании Матягина Александра Евгеньевича не прошедшим военную службу, не имея законных оснований, отменить.

Обязать военный комиссариат города Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области выдать Матягину Александру Евгеньевичу, *** года рождения, военный билет.

 

Председательствующий

 

Судьи: