УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Колбинова Н.А. Дело
№ 33-195/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
21 января 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.
судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.
при секретаре
Расторгуевой Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-2782/19 по
апелляционной жалобе представителя Анатольевой Ирины Александровны – Ткаченко
Александра Фёдоровича на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска
от 26 августа 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки
от 21 ноября 2019 года, по которому постановлено:
Исковые требования Анатольевой Ирины Александровны к Государственному учреждению – Управлению
Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска
Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в
удовлетворении заявления о досрочном назначении страховой пенсии, включении в специальный стаж периодов работы,
необходимых для назначения страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, возложении
обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости
удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение
– Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской
области включить в
специальный стаж Анатольевой Ирины
Александровны, дающий
ей право на назначение страховой пенсии
по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по
охране здоровья населения, периоды нахождения на курсах повышения
квалификации – с
16.11.2005 по 14.12.2005, с
18.11.2010 по 15.12.2010 периоды работы в должности медицинской сестры
в *** с
01.01.2012 по 31.08.2012, с 01.01.2018 по 17.06.2018.
В
удовлетворении остальной части
иска - отказать.
Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения
представителя истицы Ткаченко А.Ф., поддержавшего доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Анатольева
И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда
Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области
(далее – ГУ УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска) о
признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о досрочном
назначении страховой пенсии, о
возложении обязанности
досрочно назначить страховую
пенсию по старости с выплатой образовавшейся задолженности с учетом индексации.
Исковые требования мотивировала
тем, что 18.06.2018 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении
досрочной трудовой пенсии по старости по
п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением комиссии от
23.11.2018 года № 1733 ей в удовлетворении заявления было отказано. Отказ
мотивирован тем, что у нее не имеется достаточного количества льготного
страхового (трудового) стажа в количестве 30 лет. По подсчету комиссии на
момент обращения, то сеть на 18.06.2018 ее специальный стаж составлял 27 лет 7
месяцев 03 дня. С данным решением она не согласна, считает его необоснованным,
нарушающим ее законные права и интересы. Полагает, что сам расчёт страхового
стажа произведен неверно, в страховой и приравненные к нему периоды
необоснованно не включено время ее нахождения
на регистрационном учете как безработной и время ее учебы в фармучилище.
Время ее обучения с 01.09.1985 по 02.07.1987, что соответственно составляет 1
год 10 месяцев 02 дня ответчиком не принято во внимание, что противоречит
Правилам подсчета страхового стажа для установления страховых пенсий,
утвержденных постановлением Правительства РФ от
02.10.2014 №1015. В пункте 58 Правил
указано о включении видов работы (деятельности) с применением правил
подсчета стажа, действующих на момент такой работы (деятельности). В ее же
случае, пенсионный орган должен принять указанные правила без ее
волеизъявления. В период ее учебы действовало Положение о порядке назначения и
выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров
СССР от 03.08.1977 №590 (в редакции Постановления №220 от 12.03.1985). В
разделе VIII в пункте 109 установлено,
что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы
засчитывается также обучение в средних специальных учебных заведениях
(техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.). Кроме того, она
была зарегистрирована в качестве безработной с 26.11.2001 по 24.11.2002, с
25.08.2015 по 14.02.2016 и имела соответственно периоды, засчитываемые в
страховой стаж: с 26.11.2001 по 03.09.2002, с 04.09.2002 по 24.11.2002, с
18.11.2015 по 14.02.2016 в общей сложности 1 год 1 месяц 03 дня. Подтверждается
наличие страхового стажа соответствующими справками ОГКУ «Кадровый центр
Ульяновской области». Таким образом, к тому страховому стажу, который был
подсчитан первоначально Управлением Пенсионного фонда, необходимо прибавить 2 года
11 месяцев 05 дней (1 год 10 месяцев 02 дня время учебы + 1 год 01 месяц 03 дня
- время в качестве безработной). Общий страховой стаж на момент обращения
составлял 30 лет 06 месяцев 08 дней.
По
уточненным требованиям просила суд признать
незаконным решение ответчика об
отказе в удовлетворении заявления о досрочном назначении страховой пенсии в
части не включения периодов работы в страховой стаж для назначения досрочной
пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы, необходимые
для назначения страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения: курсы повышения квалификации с
16.11.2005 по 14.12.2005,
с 18.11.2010 по 15.12.2010,
с 01.01.2012 по 31.08.2012 (00-08-01) в должности медицинской
сестры в отделении восстановительного лечения и медицинской реабилитации ***, с
01.01.2018 по 17.06.2018 (00-06-17) - в должности медицинской сестры в отделении спортивной медицины ***; периоды нахождения в качестве безработной
с 26.11.2001 по 24.11.2002 (00-11-28), с
25.08.2015 по 14.08.2016 (00-05-20), период обучения в фармучилище с
01.09.1985 по 02.07.1987
(01-10-02), а всего включить в специальный стаж 4 года 8 месяцев 5 дней и назначить досрочную страховую пенсию с
учетом имеющегося льготного стажа с момента обращения - с
18.06.2018 года.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело по
существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Анатольевой И.А. –
Ткаченко А.Ф. не соглашается с решением суда, просит его изменить, включить в
трудовой стаж истца периоды её нахождения в качестве безработной с 26.11.2001
по 24.11.2002 и с 25.08.2015 по 14.02.2016. В обоснование своей позиции
указывает, что судом не был принят во внимание факт нахождения истицы в данном
статусе в вышеуказанные периоды по причине
увольнения последней по сокращению штата сотрудников с предыдущего места
работы. Так же, ссылаясь на пенсионное законодательство, действующее на тот
момент, полагает, что вышеуказанные периоды должны быть включены в трудовой
стаж истца.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ –УПФ РФ в
Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области просит решение суда
оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствии истицы Анатольевой И.А.,
представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском
районе г.Ульяновска Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства своевременно и
надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Основания
возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на
страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря
2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По
общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие
возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 ФЗ №
400-ФЗ) (в редакции, действующей с 01.01.2019).
Пунктом
20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что
страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины
индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках
городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках
городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью
2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено,
что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается
страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила
исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при
необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды
работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого
федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ,
дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии
признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим
в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное
назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013
года № 400-ФЗ).
В
целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством
Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий,
должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления
периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное
обеспечение».
В
соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном
назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
применяются:
Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий,
должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается
трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации».
Список
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения,
утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября
1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления
сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001
года включительно (далее - Список № 1066, Правила № 1066);
Список
профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный
постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об
утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением
положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для
учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года
по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список №464);
Из
приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том
числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими
списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
Анатольева И.А., *** 1968 года рождения,
18 июня 2018 года обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в
Засвияжском районе г. Ульяновска с
заявлением о назначении пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона
№400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
Решением
ГУ – УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области №*** от 23 ноября 2018 года Анатольевой И.А.
отказано в назначении страховой пенсии по старости по указанному основанию в
связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа лечебной деятельности. По
подсчетам пенсионного органа стаж лечебной деятельности Анатольевой И.А. на
дату подачи ею заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости
составил 27 лет 7 месяцев 3 дня вместо установленных законом 30 лет лечебной
деятельности.
Пенсионным
органом в специальный стаж истицы засчитаны следующие периоды: с 26.08.1987 по 27.08.2000, с 02.09.2000 по
19.11.2001 – в должности медицинской сестры палатной и процедурного кабинета дневного стационара в ***
с 25.11.2002 по 15.11.2005, с 15.12.2005 по 17.11.2010, с 16.12.2010 по
17.03.2011 – в должности медицинской сестры в эндокринологическом кабинете,
медицинской сестры в ревматологическом кабинете, медицинской сестры участковой
в терапевтическом отделении в ***; с 16.08.2011 по 31.12.2011, с 01.09.2012 по
29.12.2013, с 01.01.2014 по 08.01.2014, с 11.01.2014 по 17.08.2015 в должности
медицинской сестры в отделении восстановительного лечения и медицинской
реабилитации филиала ***; с 15.02.2016 по 10.05.2016 – в должности медицинской
сестры терапевтического отделения ***; с 11.05.2016 по 31.12.2017 – в должности
медицинской сестры в отделении спортивной медицины филиала ***.
В
специальный стаж истицы не засчитаны следующие периоды: с 28.08.2000 по
01.09.2000 – отпуск без сохранения заработной платы; с 16.11.2005 по
14.12.2005, с 18.11.2010 по 15.12.2010 – нахождение на курсах повышения
квалификации с отрывом от производства; с 01.06.2011 по 09.08.2011–в должности
медицинской сестры в амбулаторно-поликлиническом отделении ***, поскольку
работа осуществлялась на 0,5 ставки; с 01.01.2012 по 31.08.2012 – в должности
медицинской сестры в отделении восстановительного лечения и медицинской
реабилитации ***, поскольку в выписке индивидуального лицевого счета данный
период отсутствует; с 30.12.2013 по 31.12.2013, с 09.01.2014 по 10.01.2014-
отпуск без сохранения заработной платы; с 01.01.2018 по 17.06.2018 – в
должности медицинской сестры в отделении спортивной медицины ***, в выписке индивидуального лицевого счета данный
период отсутствует.
Не
согласившись с решением пенсионного органа, истица обратилась в суд с настоящим
иском.
Суд,
рассмотрев заявленные исковые требования,
удовлетворил их в части возложения на пенсионный орган обязанности по включению
в специальный стаж
Анатольевой И.А. нахождение на курсах повышения
квалификации – с
16.11.2005 по 14.12.2005, с 18.11.2010 по 15.12.2010, работу в должности
медицинской сестры в *** с 01.01.2012 по 31.08.2012, с 01.01.2018 по
17.06.2018. Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.
Разрешая требование о включении в
специальный стаж истицы периода обучения с 01.09.1985 по 02.07.1987 в
Ульяновском фармацевтическом училище, руководствуясь Постановлением Совмина
СССР от 17.12.1959 №1397, которым не предусмотрено включение в специальный стаж
периода обучения, суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не установил суд правовых оснований для
удовлетворения требований Анатольевой И.А. о включении в ее специальный стаж
периодов нахождения в качестве безработной, а именно с 26.11.2001 по
24.11.2002, с 25.08.2015 по 14.02.2016, при этом исходил из того, что включение
в специальный стаж периодов нахождения в качестве безработного, не
предусмотрено нормами материального права. Указанные периоды засчитаны
истице в общий страховой стаж.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных
требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и
обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения
требований в полном объеме, не имеется.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу
доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к не
согласию с решением суда, в части отказа во включении в специальный стаж
периодов нахождения в качестве безработной с 26.11.2001 по 24.11.2002, с
25.08.2015 по 14.02.2016. Между тем, данные доводы судебной коллегией
отклоняются исходя из следующего.
В период с 26.11.2001 по 24.11.2002, с 25.08.2015 по
14.02.2016 Анатольева И.А. состояла на регистрационном учете в качестве
безработной в Областном государственном казенном учреждении «Кадровый центр
Ульяновской области», а в период с 26 ноября 2001 года по 3 сентября 2002, с 4
октября 2002 по 24 ноября 2002, с 18 ноября 2015 года по 14 февраля 2016 года
являлась получателем пособия по безработице (л.д.12, 13, 14).
Как следует из материалов дела, истица обращалась в
пенсионный орган с заявлением о назначения страховой пенсии по старости
досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране
здоровья населения, в исковом заявлении она просит включить спорные
периоды нахождения в качестве
безработной в ее специальный стаж.
В
силу п.1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в
Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые
не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в
целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом
в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого
среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо
прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности
или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно
п. 1, 2 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 пособие по безработице
выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением
о признании гражданина безработным.
В
соответствии с пп.4 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшей в период спорных правоотношений, и пп.4
ч.1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в
страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельности засчитывается, в
том числе период получения пособия по безработице.
В соответствии со статьей 2 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ
страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная
продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых
уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также
иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Анатольева И.А. полагала
в том числе, что в специальный стаж
пенсионным органом незаконно не включены периоды, когда она была
признана безработной и состояла на регистрационном учете в качестве таковой.
Период
получения пособия по безработице, как следует из отзыва пенсионного органа,
засчитаны в страховой стаж истицы.
Из анализа указанных правовых норм следует,
что период получения пособия по безработице включается в страховой стаж и общий
календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного
лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в связи
с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения при определении права на досрочную пенсию в
соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых
пенсиях».
По
ранее действовавшему пенсионному законодательству период получения пособия по
безработице также засчитывался только в общий стаж работы и не включался в
специальный стаж.
Таким образом, доводы
апелляционной жалобы о наличии оснований для включения в стаж работы в связи
с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения
периодов получения истицей пособия по безработице, равно как требования о
возложении на ответчика обязанности назначить истице досрочную страховую пенсию с
18.06.2018, являются необоснованными, в связи с чем, удовлетворению не
подлежат.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 26 августа 2019 года, с учётом
определения того же суда об исправлении описки от 21 ноября 2019 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу представителя Анатольевой Ирины
Александровны – Ткаченко Александра Фёдоровича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: