Судебный акт
О принятии мер по оборудованию контейнерных площадок
Документ от 04.02.2020, опубликован на сайте 18.02.2020 под номером 86360, 2-я гражданская, об обязании принять меры по оборудованию контейнерных площадок, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Петрова С.А.                                                                        Дело № 33а-676/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                       4 февраля 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе                 администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 13 ноября 2019 года по делу № 2а-3908/2019, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности принять меры по оборудованию контейнерных площадок специальной площадкой с бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить бордюром и земельными насаждениями (кустарниками) по периметру и обеспечить подъездной путь для автотранспорта удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу  принять меры по оборудованию контейнерных площадок в Заволжском районе г. Ульяновска по адресам: ул. *** специальной площадкой с бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить ее бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и обеспечить подъездной путь для автотранспорта.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя   общества с ограниченной ответственностью  «УК Экостандарт» - Тойматовой О.Б., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

прокурор Заволжского района города Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности принять меры по оборудованию контейнерных площадок специальной площадкой с бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить бордюром и земельными насаждениями (кустарниками) по периметру и обеспечить подъездной путь для автотранспорта. 

В обоснование  требований указал, что  прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска 19.09.2019  выявлены нарушения  в области благоустройства и охраны окружающей среды  на территории Заволжского  района г.Ульяновска.  Установлено, что имеются контейнеры для складирования твердых бытовых отходов. При этом площадки для установки данных контейнеров не оборудованы надлежащим образом, тем самым нарушены санитарные нормы и правила. 

Просил  обязать  администрацию муниципального образования «город Ульяновск в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу принять меры по оборудованию контейнерных площадок в Заволжском районе                г. Ульяновска по адресам: *** специальной площадкой с бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить ее бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и обеспечить подъездной путь для автотранспорта.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска считает решение суда подлежащим отмене. В обоснование указывает, что вопрос обустройства контейнерных площадок будет рассмотрен при формировании бюджета МО «город Ульяновск» на 2020 год и на плановый период 2021 и                     2022 годов. Места (площадки) накопления ТКО, расположенные по адресам: *** оборудованы бетонным основанием.

Кроме этого указывает, что использование в правоприменительной практике положений Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ в качестве нормативного обоснования для возложения на городские округа безусловной обязанности по проведению за счет средств местного бюджета сбора и вывоза отходов, неправомерно размещенных неустановленным лицом на расположенных на их территориях землях любой формы собственности влечет нарушение не только закрепленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, но и конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, а также конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Заволжского района  города Ульяновска  просит  решение суда  оставить без изменения,  апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседание суда кроме представителя ООО «УК Экостандарт» другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся  участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закона № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Учитывая отсутствие соответствующего закона Ульяновской области, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г.Ульяновска лежит на администрации  г.Ульяновска.

Согласно пунктам 1, 3, 4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Соответственно, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

В соответствии с п. 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, для установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

В целях реализации возложенных на неё законом полномочий распоряжением администрации города Ульяновска № 74-р от 28.03.2019 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования  «город Ульяновск».

Сведения о местах накопления ТКО на территории МО «город Ульяновск», а также о технических характеристиках данных объектов и о собственниках мест (площадок) накопления ТКО внесены в реестр мест накопления ТКО, в котором указываются и объекты, расположенные по адресам: ***

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проверки исполнения соблюдения вышеуказанного законодательства, регламентирующего организацию мероприятий по благоустройству и охране окружающей среды в границах МО «город Ульяновск» и организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов были выявлены факты нарушения  оборудования мест накопления твердых коммунальных отходов по  вышеназванным адресам.

Указанный факт подтверждается актом осмотра от 19.09.2019,  фотоматериалами, из которых следует, что  по всем 29  объектам, в нарушение требований пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», для установки контейнеров не оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.

Установив факт нарушения  административным ответчиком указанного выше законодательства, суд первой инстанции возложил на него обязанность по оборудованию мест (площадок) по сбору твердых коммунальных отходов, расположенных по   вышеназванным адресам, специальной площадкой с бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить ее бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и обеспечить подъездной путь для автотранспорта.

Доводы апелляционной  жалобы о том, что места (площадки) накопления ТКО, расположенные по адресам: *** оборудованы бетонным основанием не могут быть приняты во внимание, поскольку  материалы дела не содержат сведений о том, что они оборудованы в соответствии с требованиями                  п. 8.2.5.СанПин 2.1.2.2645-10, находятся  в надлежащем состоянии.

Ссылка в апелляционной жалобе о необходимости учета при  разрешении вопроса по  оборудованию мест ТКО  компетенции  иных территориальных уровней публичной власти не может быть принята во внимание.

Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»  к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится  создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу положений п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Вопреки доводам административного ответчика, обязанность  по ликвидации за счет местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами, на администрацию г.Ульяновска судом первой инстанции не возложена.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы администрации  г.Ульяновска об отсутствии в бюджете  муниципального образования «город Ульяновск» на  2019 год соответствующей строки расходов на указанные цели, не свидетельствуют о надлежащем выполнении администраций города своих полномочий в области обращения с ТКО и не могут являться основанием для отмены решения суда.

Суд первой инстанции при возложении  на ответчика обязанности по оборудованию контейнерных  площадок в Заволжском районе г.Ульяновска  специальной площадкой с бетонным или асфальтовым покрытием,  не учел, сведении о покрытии, указанные в  реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования  «город Ульяновск».

Вместе с тем, необходимо принимать лишь исполнимые решения, излагать решения таким образом, чтобы возможность его исполнения не вызывала сомнений.

Так  по адресам: ***  сведения о покрытии  мест (площадок) накопления ТКО указаны как бетон,  а по другим адресам, указанным в иске -  сведения о покрытии отсутствуют.

В  связи с чем контейнерные площадки по адресам: ***   подлежат оборудованию специальной площадкой с бетонным, а не асфальтовым покрытием,  а по иным адресам – в соответствии с требованиями п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64.

При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда  в части принятия мер по оборудованию контейнерных площадок в Заволжском районе  г.Ульяновска  подлежит  отмене.

В этой части следует принять новое решение, которым возложить на администрацию г.Ульяновска обязанность по оборудованию контейнерных площадок в Заволжском районе г.Ульяновска по адресам: ***   специальной площадкой с бетонным покрытием, ограниченная  бордюром и земельными насаждениями (кустарниками) по периметру и обеспечить подъездной путь для  автотранспорта;  по  адресам: *** в соответствии с требованиями п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64.

В остальной части решение  следует оставить без изменения, апелляционную жалобу  администрации  г.Ульяновска – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 13 ноября              2019 года отменить в  части принятия мер по оборудованию контейнерных площадок в Заволжском районе  города Ульяновска.

Принять в этой части новое решение, которым возложить на администрацию города Ульяновска обязанность по оборудованию контейнерных площадок в Заволжском районе г.Ульяновска по адресам: *** в соответствии с требованиями  п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64.

В  остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу  администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Председательствующий                                      Судьи: